Как билингвизм может прокачать ваш мозг

Психолингвист Марк Антониу рассказывает, что даёт знание второго языка и почему учиться можно и нужно в любом возрасте.

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Марк Антониу

Психолингвист

В чём преимущества билингвизма?

Билингвизм, как определяет его Марк, — это использование минимум двух языков в повседневной жизни.

Билингв переключается между этими языками подсознательно и машинально. Поэтому ему приходится постоянно контролировать их влияние друг на друга, чтобы в определённое время выбрать подходящее слово на нужном языке.

Это то же самое, что пытаться выполнить какое-либо действие в условиях помех и отвлекающих факторов. Например, расслышать что-то в шумной обстановке или решить задачку на внимание. Для этого нужно игнорировать несущественную информацию и сосредоточиться на том, что важно.

За эту способность направлять своё внимание и управлять им отвечают исполнительные функции мозга. У человека, использующего второй язык, эти функции задействуются и развиваются постоянно — что обеспечивает ему когнитивную гибкость.

Что происходит в мозге?

Исполнительные функции мозга — самые сложные и при этом самые «человеческие», отличающие нас от обезьян и других животных. Они связаны с новыми по меркам эволюции частями мозга:

  • префронтальной корой, отвечающей за огромное количество когнитивных функций;
  • надкраевыми извилинами, ответственными за связь слов и значений;
  • передней частью поясной извилины, которая отвечает за обучение и принятие решений.

Исследования доказывают, что знание двух языков изменяет структуру этих областей мозга. Билингвизм также способствует увеличению объёма серого вещества.

Наш мозг состоит из клеток, называемых нейронами. Каждая из них имеет небольшие разветвлённые отростки — дендриты. Количество этих клеточных тел и дендритов связано с количеством серого вещества в мозге.

При изучении иностранного языка образуются новые нейроны и связи между ними, в итоге серое вещество становится плотнее. А это показатель здорового мозга.

Билингвизм положительно влияет и на белое вещество, отвечающее за скорость нервных реакций. Оно состоит из пучков аксонов, проводников импульсов, которые покрыты миелином — жировой субстанцией.

В процессе старения человека белое вещество постепенно разрушается. Но исследования показывают, что использование двух языков препятствует этому: у билингва задействуется больше нейронов, а связи между ними становятся крепче.

Не вредит ли одновременное изучение двух языков детям?

Этот миф о билингвизме восходит к исследованиям, проведённым в США и Великобритании времён Первой и Второй мировой войн. Их результаты были ошибочны из-за того, что в них принимали участие дети-беженцы, сироты и даже те, кто побывал в концентрационных лагерях.

Ребёнок мог получить серьёзную травму, а потом принимать участие в исследовании, где тестировали его устные языковые способности. Неудивительно, что результат оказывался плохим.

Исследователи не связывали низкие оценки с посттравматическим стрессовым расстройством. Они вряд ли знали, что это такое, и обвиняли во всём билингвизм.

Только в 1960-х годах, когда Элизабет Пил и Уоллес Ламберт опубликовали действительно важное исследование, после которого взгляды начали меняться.

Его результаты показали, что дети-билингвы не только не имеют задержки в развитии или умственной отсталости, но наоборот: владение несколькими языками даёт им преимущества.

Возможно, их выводы были преувеличены или немного неверно истолкованы. Не у каждого билингва мозг здоровее, чем у монолингва. Речь идёт об общих тенденциях на уровне населения. Билингвизм у детей влияет на это, но не всегда.

А в 20 лет, например, никаких преимуществ может и не быть. Это объясняется тем, что в детстве мозг продолжает развитие, а с совершеннолетием достигает своего пика.

Помимо особенностей в исполнительных функциях, билингвов, и взрослых и детей, отличает металингвистическое сознание — способность думать о языке как наборе абстрактных единиц и связей.

Например, взять букву «н». В английском она звучит примерно как [х] , в русском — как [н] , а в греческом это вообще гласный [и] . Причину этого найти невозможно. И билингву понять это проще, чем человеку, который знает только один язык.

Как быть родителям, воспитывающим билингва?

Будьте терпеливы. Детям, изучающим два языка, приходится гораздо сложнее: им приходится запоминать два набора слов и звуков.

Порой ребёнку бывает непросто понять, зачем ему нужен второй язык. И тут важно помочь ему осознать всю практическую ценность, по возможности погрузив ребёнка в языковую среду.

Ещё одна проблема, которая часто заботит родителей, — смешение двух языков. Однако важно понять, что это абсолютно нормальная часть процесса изучения и переживать не стоит.

Чем отличается изучение языка во взрослом и детском возрасте?

Долгое время считалось, что единственный способ научиться говорить на иностранном языке — начать его освоение как можно раньше, поскольку сделать это во взрослом возрасте практически невозможно.

Сейчас мы знаем, что многие взрослые начинают учить языки, и у них всё прекрасно получается. Это заставило исследователей пересмотреть свою теорию.

Они выяснили, что разница между изучением языков у детей и взрослых объясняется двумя факторами — пластичностью мозга и условиями обучения.

Во-первых, мозг ребёнка более гибок и он легче воспринимает новую информацию. С возрастом же это свойство утрачивается.

Во-вторых, взрослые обычно ходят на языковые курсы вечером после долгого рабочего дня, дети же постоянно находятся в среде обучения — в школе, дома, на дополнительных занятиях.

Но и тут всё индивидуально: иногда при одинаковых условиях одному человеку всё даётся легко, а другому приходится потрудиться.

Чем отличается мозг билингва в старости?

После 25 лет мозг человека понемногу утрачивает свои функции в плане эффективности работы, запоминания и скорости обработки информации.

В пожилом же возрасте работоспособность мозга начинает резко снижаться. А знание иностранных языков делает этот спад более плавным и медленным.

Мозг билингва способен самостоятельно замещать утраченные в результате травмы или болезни нейронные связи, что защищает человека от потери памяти и ухудшения мыслительных способностей.

Может ли изучение языка в зрелом возрасте защитить от болезни Альцгеймера?

Сейчас учёные проводят исследования, в которых людям от 65 лет преподают иностранный язык, с целью выяснить, есть ли от этого польза. Предварительные результаты обнадёживают: они показывают, что даже такое позднее изучение языка благоприятно влияет на мыслительные способности.

Изучение и использование неродного языка — сложный процесс, включающий в себя много уровней. Приходится учитывать звуки, слоги, слова, грамматику, синтаксис. Это настоящее испытание для большинства областей мозга.

В их числе те, где у стареющего человека наблюдается ухудшение функций. Поэтому изучение второго языка можно назвать хорошей тренировкой, которая обеспечивает мозгу здоровое старение.

Согласно исследованиям, развитие деменции у билингвов начинается в среднем на четыре года позже, чем у монолингвов. И учёные связывают это именно с положительными изменениями серого и белого вещества в мозге.

Сейчас специалисты пытаются выяснить, какой уровень владения иностранным языком необходим для положительных изменений в мозге, и важно ли, какой именно язык вы учите.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Alex Chavake
06.08.19 15:39
Я изучаю русский уже два года))!
Sviatoslav Dmitrievsky
21.10.21 00:41
А какой твой родной язык?