Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Жизнь
6 октября 2019

8 бизнес-понятий из 90‑х, которым там самое место

Некоторые отечественные предприниматели всё ещё живут по традициям 1990-х. Вместе с компанией МТС, создателем технологических сервисов для современного бизнеса, мы вспомнили приметы той эпохи, которые следовало бы оставить в ХХ веке.
Фото автора Оксана Дьяченко
Оксана Дьяченко

8 бизнес-понятий из 90‑х, которым там самое место

Пиратство и фейки

Тяжела была доля отечественного кино- и меломана в 1990‑е. Интернета не было, и любимую песню надо было записывать прямо с радио, а фильм или сериал — с телевизора на кассету VHS. Другой вариант — отправиться на рынок за этой культурной пищей.

Едва ли не на каждом отечественном рынке была как минимум одна точка торговли аудио- и видеокассетами, а затем и CD‑дисками. Естественно, не лицензионными: в то время никто не думал о правообладателях и интеллектуальной собственности. Если вам за 30, вы наверняка помните такую ситуацию: диск с обложкой от одного альбома, трек‑листом от второго и ценником от третьего. А что именно записано на этом носителе, можно было узнать только опытным путём.

Да и самым модным в районе было стать непросто. Магазинов масс‑маркета ещё не изобрели, а одежда в универмагах выглядела так грустно, как будто сожалела о том, что дожила до этих лихих дней. К счастью, рынки всегда радовали своими, как бы сказали сейчас, капсульными коллекциями.

Помните спортивные костюмы Иike, кроссовки Abibas и сумки якобы премиальных брендов? Встретить составленные с их помощью наряды можно было не только на сельских дискотеках. Так одевались многие россияне, и не потому, что хотели выглядеть дорого и богато: просто таким был ассортимент рынков. Хотя не нужно напрягать память: всё это до сих пор продаётся, только названия брендов на лейблах теперь пишут без ошибок, а строчка на «палёных» джинсах выглядит более ровной.

Крышевание

«Кинуть» партнёра и «отжать» бизнес — эти понятия мы помним с 90‑х. Проникновение преступности в отечественный бизнес было таким масштабным, что «братков» регулярно пародировали в юмористических телепередачах, а про крышу сочиняли анекдоты:

Наша фирма предоставит всё, что надо для вашего бизнеса:

немецкие технологии, итальянское оборудование, московскую крышу.

«Реальные пацаны» вряд ли могли считаться приятными деловыми партнёрами, но не всё было так уж мрачно. У бизнесменов всегда была надежда: однажды конкурирующие группировки соберутся на стрелку и, не придя к консенсусу (для этого надо хотя бы знать значение этого слова), в суровом бою избавят мир от своего присутствия.

Максимальная осторожность

Когда бизнесмен 90‑х приходил к успеху, он обзаводился шкафообразным телохранителем, а то и двумя. Личное оружие у него могло появиться ещё раньше — время было такое.

Осторожный предприниматель был осторожен во всём. В его офисах не было слепых зон: видеокамеры контролировали все помещения, включая и туалеты. Сегодня же установка камер из расчёта одна штука на квадратный метр — это разве что способ разнообразить рабочий день охранника и отвлечь его от кроссвордов.

Кстати, принуждать потенциальных сотрудников пройти тест на полиграфе тоже не стоит. Это незаконно: такие проверки могут быть только добровольными.

«Ненавязчивый» сервис

Лихие 90-е: «ненавязчивый» сервис

Эта неловкая ситуация, когда заходишь в дорогой магазин, а тебя снисходительно оценивают, потому что выглядишь недостаточно премиально. Или когда встречаешь отношение «Вас много, а я одна» в продуктовом магазине или клинике.

Неторопливые официанты не заинтересованы сделать так, чтобы вам понравилось в ресторане. Хамоватые таксисты уверены, что курить за рулём, сплёвывая в окно, включать на максимум песни о сложной судьбе арестантов и снисходительно общаться с пассажиром — нормально. А кому не нравится, пусть ходит пешком.

Раньше приходилось терпеть грубости, потому что выбирать было особенно не из чего. Агрегаторов такси ещё не придумали, а продуктовый магазин с нужным ассортиментом мог быть один на микрорайон. Но некоторые бизнесмены почему‑то всё ещё наивно полагают, что клиент никуда не денется. В мире, где сервисы не устают бороться за кошельки и сердца потребителей, такие компании обречены на вымирание. Нельзя сказать, чтобы это вызывало сожаление.

Понты

Малиновый пиджак, цепь толщиной в палец, часы Rolex (часто поддельные) — классический образ нового русского, прописавшийся в народном творчестве того времени. Этот анекдот просто квинтэссенция того, как стереотипный бизнесмен 90‑х относился к своему прикиду:

Встречаются два новых русских в Лондоне. Один другому говорит:

— Вот, смотри, галстук купил за 1 500 баксов!

А тот ему:

— Ну ты облажался: тут за углом такие же по 2 000!

На самом деле это, конечно, во многом клише. Предпринимателями становились очень разные люди, некоторые из них пришли в бизнес из науки и уж точно не соответствовали такому образу. Но были и те, кто любил пускать пыль в глаза. Такие люди понтами старались наполнить не только свой внешний облик. Сюда же добавим трёх сексапильных секретарш вместо одной — компетентной, золото в интерьере офиса и дома и страсть к неприлично дорогим вещам.

Нельзя сказать, чтобы эти «славные» традиции богатой жизни напоказ ушли в прошлое. Для кого‑то же продают золотые унитазы и смартфоны, инкрустированные бриллиантами? В 1990‑е такой роскошью можно было поразить воображение других предпринимателей и даже внушить им уважение к себе. Но сегодня подобные предметы быта могут и отпугнуть деловых партнёров.

Западопоклонничество

«Качество — только на Западе, ну и немного в Японии, а отечественное никому не нужно. Да и вообще, русское — синоним некачественного, сделанного из сами знаете чего и палок».

Так рассуждали в 90‑е, и в какой‑то степени это было правдой. Российские товары часто были неконкурентоспособными. Сегодня это не так, но кое‑где преклонение перед Западом по привычке настолько сильно, что в России появляются бренды с «западными» названиями и выдуманной историей. И зря: если товар разочаровывает, то его фальшивая биография только усиливает негатив.

Продвинутые бизнесмены поймали тренд и делают ставку на отечественный продукт, подчёркивая его российское происхождение. Более того, эти товары медленно, но верно завоёвывают мир. В ряде стран можно встретить, например, российскую косметику. А в наших городах всё чаще появляются кофейни и рестораны с нарочито русскими названиями.

Маркетинг на грани фола

Это сейчас у нас в каждом бывшем заводе модный лофт с сетевым рекламным агентством. А в суровые 90‑е предприниматели креативили сами как могли. Могли они не очень красиво и интересно. Например, они считали, что бензопилы лучше всего рекламировать при помощи полуодетых женщин. И зимнюю резину тоже. И ещё с десяток вещей. Казалось, нет такой товарной категории, на рекламу которой нельзя поставить обнажённую натуру.

В доцифровую эпоху одними из главных рекламных носителей были баннеры и вывески. Обычный автомобилист за полчаса пути из дома на работу мог увидеть десяток изображений с соблазнительными красотками, которые, увы, предлагали очень прозаические вещи: сделать натяжной потолок или купить садовый инструмент.

В 90‑е отечественный рекламный бизнес только зарождался, бренды и креативщики пробовали разные подходы, и эту незатейливость и вульгарность можно понять и простить. Сегодня в наш активный лексикон вошли слова «феминизм» и «объективация». Теперь у аудитории есть возможность высказывать свое недовольство на страницах бренда в соцсетях. При таких вводных подобная реклама, да и вообще любой креатив, затрагивающий чьи угодно чувства, — самоубийство.

Финансовая безграмотность и пренебрежение законом

Ведущие банки России уже работали в 90‑е. Однако малый бизнес в среднем не очень хотел доверять свои деньги посторонним людям. Такой консерватизм проявлялся во всём. Приход‑расход записывали в тетрадочку, даже когда уже существовали программы бухгалтерского учёта, а чеки нанизывали на специальную палочку, похожую на гигантскую канцелярскую кнопку.

А ещё некоторые предприниматели охотно искали способы не платить налогов. Они искренне недоумевали: «Почему я что‑то должен государству? Я же сам кручусь, и мне никто не помогает». Несложно догадаться, что и работники у таких бизнесменов были трудоустроены не совсем официально.

Можно простить все эти милые (на самом деле нет) особенности предпринимателям 90‑х, у которых не было такого доступа к информации, как сейчас, зато были страхи и предрассудки. В их мире не было онлайн‑касс и возможности вести бизнес на упрощённой системе налогообложения. Но магазин, принимающий в 2019 году оплату только наличными, — это странно.

Пора перевернуть календарь и вести бизнес в традициях XXI века. Больше никаких подсчётов сдачи на калькуляторе, записей о продажах в общей тетради, отчётов в Excel‑табличках и прочих неудобных вещей. Сегодня онлайн‑кассы могут заметно упростить ведение дел для любого предпринимателя — даже продавца на рынке. У этих маленьких аппаратов теперь значительно больше функций.

Например, в «МТС Кассах» можно в любой момент видеть приход и расход и вести базу товаров. Система сама подсчитывает сдачу и итоговую выручку. Вы всегда знаете, сколько товара есть в магазине и на складе, видите динамику продаж и многое другое. Здесь же можно настраивать распродажи и акции за пару кликов и вести документооборот. А ещё — контролировать сотрудников. В системе видно, во сколько открывается смена, как движутся деньги в кассе, как идут продажи, какова ситуация с возвратами товара и так далее.

Предпринимательство стремительно меняющаяся сфера, и ориентироваться на устаревшие бизнес‑модели — губительный для вашего дела путь. На рынке закрепятся только те, кто соответствует духу времени. Присмотритесь к своему бизнесу: не остались ли вы верны каким‑то традициям из 1990‑х?

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Димон Медвед
30.09.19 11:33
Автоматическая подписка на платные услуги и смс рассылки без согласия абонента. Что ещё было, кто вспомнит?
Vladimir Konev
30.09.19 11:43
а что, они исчезли?
(0_0) Олег
30.09.19 13:40
Да многое из перечисленного не исчезло. И пираты, и рейдерство, и понты, и вульгарная реклама. Просто где-то трансформировалось, где-то масштаб уменьшился.
Ilya Erlikhman
30.09.19 12:39|изменено
На меня однажды левый номер телефона зарегистрировали и добивались, чтобы я оплатил по нему задолженность. Пока не переслал скан заявления о непричастности договору непосредственно в фин. службу - проблема не решалась. Из офиса продаж сие заявление в центральные службы МТС не попадало.
Ilya Erlikhman
19.12.19 12:12
Вообще странно... мой комментарий был не к этой статье
Alex Ponomar
19.12.19 16:33
А к какой?
Ilya Erlikhman
10.01.20 11:49
Название не помню, но главная мысль была об МТС и их услугах
Tatyana Guseva
11.12.19 20:26
А это что — тоже бизнес-понятия?? Получается, что ни бизгнеса, ни понятий))
Дмитрий Кувшинников
25.12.19 00:13
на первых телефонах и смс то не было. какие подписки? ты о чем? речь в статье о начале-середине 90-х
Леонид Баер
30.09.19 15:34
Как круто читать статью с удовольствием, и только в самом конце замечать, что материал партнёрский. Нет, правда ребят, молодцы.
Matvey Ivanov
06.10.19 20:05
Написано, что материал партнерский в самом начале статьи. >>"в самом конце замечать"Как плохо у мтс-ботов со зрением
Писец Обычный
06.10.19 18:59
"Вместе с компанией МТС"... Да сынок-мажор вице-призидента этой кампании сам живёт по понятиям 90-х... Если честно, последнее время "лайфхакер" стал меня разочаровывать своими статьями, особенно рекламными, такими как эта.
Alex Ponomar
06.10.19 19:28
Скажите, пожалуйста, каким образом чей-то сын связан с деятельностью огромной компании с подразделениями в каждом городе? И почему вдруг этот самый сын заставляет вас разочаровываться в Лайфхакере?
Писец Обычный
06.10.19 20:56
В начале статьи Вы говорите о компании МТС, как о кампании ведущей бизнес по современному. В последствии вы высмеевате наиболее яркие тенденции девяностых годов. Всё это выглядит как противопоставление. А теперь про сыночка-мажора вице-презедента МТС. Он в силу своего финансового положения и статусного папы, решил что ему дозволено всё и ведёт себя как раз в духе "ценностей" девяностых. Его отец занимает одну из самых выжных должностей в МТС, и соответственно напрямую влияет на деятельность компании. Складывается такое впечатление, что в больших компаниях живут по принципам девяностых, а все остальное ширма. Из-за этого статья и вызывает у меня негативные эмоции. Я понимаю что она рекламная, я понимаю что для развития информационного портала нужны деньги, но уважаемая редакция, вы выбрали не то время для статьи о МТС!
Alex Ponomar
06.10.19 21:08
Получается, вы же и сами виновны, что читаете и комментируете издание, которое сотрудничает с другой компанией, в которой есть сотрудник, у которого есть сын, который... продолжать можно долго.Если следовать такой логике, так никого незапятнанного нет — в каждой компании можно найти сотрудника с проблемными родственниками. Не имею никакого желания защищать каких-то детей, но мне ваша позиция кажется неверной, особенно когда вы еще и Лайфхакер начали обижать :)
Matvey Ivanov
06.10.19 21:22
Да все понимают, что вам заплатили за выгораживания рекламодателя. Но джинсой репутацию мтс из заднего прохода не вытянуть. Как руководствовались мтсники понятиями из 90х, так и продолжают. И никакая статья людей имеющих с этой шарашкой дело переубедить не сможет.
Alex Ponomar
06.10.19 21:40
Вы, уж будьте любезны, оставьте свои теории заговора при себе, особенно когда не разбираетесь в предмете и не различаете джинсу и рекламу.
Matvey Ivanov
06.10.19 21:44|изменено
Сорта го-на, на самом деле. //Вангую, что утром проснется эффективный менеджер мтс и в лучших традициях славянского дамадж-контрола потребует выпилить все неугодные комментарии.////Запомните этот твит (с)
Alex Ponomar
06.10.19 22:01
Я запомнил.
Писец Обычный
06.10.19 22:03
Я повторюсь, это статья не вызывала бы негатив у меня, и как вы можете заметить у других людей, если бы была написанна в другое время, а не через несколько дней после лихачеств сына-мажор вице-презедента МТС. Я понимаю деньги не пахнут, но хоть какие-то правила приличия можно было соблюсти?! Просто действия этого мажорика служат ярким примером, как руководство МТС относится к обывателям. Как не прескорбно, но для большинства таких людей обычный люд всего лишь "быдло и скот" с чьим мнением не нужно считаться. Я всю жизнь сидел на МТС , но с сегодняшнего дня задумаюсь, стоит ли оно того.
Alex Ponomar
07.10.19 00:36
Хорошо, в знак уважения к вашему уровню дискуссии (который у вас все же повыше, чем у гражданина повыше, который пробежался с минусами по моим комментариям), я сделаю последнюю попытку достучаться до вас :) 1. Статья посвящена конкретному продукту — МТС Кассам.2. Рекламные кампании планируются, пишутся и согласовываются не одну неделю. Часто — не один месяц.3. Эта статья — часть большого проекта, который стартовал задолго до взбудораживших вас событий.Вы и с учетом этих простых фактов будете считать, что мы нарушили некие «приличия»?
Писец Обычный
06.10.19 20:58
Заранее извиняюсь за ошибки - пишу через голосовой ввод.
Matvey Ivanov
06.10.19 20:03
>>ПиратствоЧто, серьезно предлагаете платить за сериалы? А не пойти ли ВАМ лесом? >>«Ненавязчивый» сервисМТС, вам бы стоило начать с себя и перестать подключать разное го-но.>> русское — синоним некачественногоИ до сих пор, в 90% cлучаев это так. Берем одинаковый тавар из России и из ЕС и в подавляющем количестве случаев товар из ЕС сильно лучше по качеству.>>«Почему я что‑то должен государству? Я же сам кручусь, и мне никто не помогает»А что, государство наконец перестало душить бизнес и помогает ему развиваться? Я думаю налоги можно начать платить хотя бы тогда, когда государство перестанет мешать. Пока же, надо платить максимально мало налогов.
Mikalai Susha
11.12.19 20:09
Автор сильно преувеличил.
Tatyana Guseva
11.12.19 20:23
Это что — нативочка про «МТС Кассы»? Тогда она, точно, из топора. Каменного. И почему тогда рубрика "Жизнь", а не "Партнерский материал"? Что-то Лайфхакер совсем оскудел мыслями. Так и не поняла, какое отношение имеют фейки и пиратские копии к "8 бизнес-понятиям". И где тут вообще "бизнес-понятия", пусть и из 90-ых?Не статья, а забродивший винегрет из всего, что автору удалось собрать в памяти. Ни смысла, ни структуры, ни хотя бы одной умной или полезной мысли. Печально.
Vladislav Tarasov
14.12.19 15:18
Статья шлак
Al Prokopyev
17.12.19 06:34
Оо ja ja, российские продукты, которые "завоёвывают мир". До сих пор содрогаюсь при воспоминаниях о том, как российские "продукты", которые мы сразу же начали называть "кубанская молочница", после аннексии рванули мутным потоком "завоёвывать" Крым, где я тогда имел удовольствие жить. И как я ездил на какой-то дальний склад в Симфере, чтобы в полутьме купить контрабандного, но съедобного украинского сыра. И как из Херсона вез полный продуктово-медикаментозный багажник заказов счастливых жителей родной говени. Автор, пейшы ёсчьо, без тебя не так смешно.
Oxana Dyachenko
17.12.19 12:32
Речь не о продуктах питания. Российская косметика, например, вполне себе продается в Европе.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Imya Familia2 часа назад

0 / 0

Можно я так тебе сделаю???
7 лучших поз для орального секса
Аватар автора комментария
Ярослав Кирьянов7 часов назад

0 / 0

Как-то однобоко, детерминировано. А без зажарки нельзя? А если зажарку на сале готовить - так можно? А свеклу обязательно обжаривать? Она ведь цвет теряет… резюме: автор может варить борщ именно так, как описал. В интернете есть рецепты - что и для чего делать при варке борща и возможные способы перечислены не по заданному алгоритму, а для свободного творчества.
Как приготовить борщ по классическому рецепту
Аватар автора комментария
Ярослав Кирьянов8 часов назад

0 / 0

Однобокий рецепт. А без зажарки нельзя сварить борщ? А если зажарку на сале сделать? Резюме - автор умеет варить борщ так, как описал и ничего больше.
Как приготовить борщ по классическому рецепту
Аватар автора комментария
Виталий Фролов8 часов назад

0 / 0

А машины из Грузии в Россию перегоняют через Белоруссию.
Топ-5 сортов хурмы, которая не вяжет
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях