6 важных фактов о том, как наш мозг запоминает информацию

Из нашей статьи вы узнаете о нескольких принципах, которые помогут вашему мозгу изучать новые языки, осваивать музыкальные инструменты, прокачивать кухонное мастерство и просто извлекать знания из книг.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример — испытание, в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение — настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие, связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Этот факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины — шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) — чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

Попробуйте тренировать новые навыки и читать перед сном или дремотой. После пробуждения переложите на бумагу то, чему вам довелось научиться.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные данные: ограничение сна в первые часы после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь позже.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Информация усваивается лучше, если в будущем ей придётся с кем-то поделиться. В таком случае мы качественнее структурируем знания и запоминаем больше важных деталей.

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент. Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй — вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник: Thenextweb.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Рома Чудо
06.10.16 04:59
Теперь выкиньте из головы всё выше написаное (шучу, просто нужно было громкое начало) и просто вспомните игру в тетрис. Фигурки - это попадающая в мозг информация. Если фигурки соотносятся друг с другом и с тем, что уже там есть - это значит, что инфа логична и линия собирается и пропадает. Это очень важный момент - логичную информацию хранить в голове ненужно. Запоминать приходится только то, что не вписывается в привычную логику (не укладывается в линию). Например: никому в голову не придёт проверять на калькуляторе, что 100х2=200. Почему? Человек помнит правильный ответ или же для него этот ответ просто логичен? Я думаю,что второе вернее. Он не хранит в голове эту инфу. Пожалуй это слишком простой пример. Вот пореальнее: двум людям нужно починить свои велосипеды. Один читал инструкцию давно и начал вспоминать,что да как. Второй никогда нечитал, незнал как это делать, но решил не считать 100х2 на калькуляторе, а взял да и починил быстрее первого не пытаясь ничего вспоминать даже. Почему? Потому что он правильно использовал мозг,а первый был гуманитарий. Поэтому важно: следить за тем, чтоб в мозг попадала логичная информация (её можно представить как привычные падающие фигурки в классическом тетрисе), избегать информации, которая не соотносится сама с собой и с тем, что уже лежит на складе (ума), то есть избегать противоречивой информации (её можно представить шарами, какашками, утками, которые при всём желании не дадут собрать тебе линию, т.к. являются глюками,а не частью игры). Защитите голову. Отставить лозунговое/шаблонное/картинное мышление. Ведь, как бы вы не "думали головой", результата не будет, если вы саму голову не защитили. Соотнося отфильтрованную информацию мозг прокачивается в соображалке не захламляя при этом "склад ума", а наоборот освобождая место (собирая линии). А теперь страшилки. Представим: Человек забил свою голову утками шариками какашками. среди этого всего логичная информация (правильные фигурки) просто либо пропадает, либо используется как попало. О таких случаях говорят "верхушек нахватался", "прочёл книжку и грудь колесом", "вызубрил, но не понял", "всё мы знаем и нечего не знаем" и тд. и тп. Также из-за объёма (затора) соображалка работает неэффективно и человека может начать серьёзно "клинить"... серьёзно клинить... это вот смотря с какой точки зрения глянуть. С одной стороны у нас 80-90% населения клинит, с другой - по настоящему клинит многих пациентов псих лечебниц (+некоторых публичных персонажей), а остальные люди, как бы "в норме". Ладно. Давайте то, что я подразумеваю под словом "клинит" подробее разложим. Я вижу два пути: 1)простой затор. человек свихнулся, заболел депрессией и тадататаа, легкая или тяжёлая стадия... не важно. Следствия могут быть разные, например, алко/нарко зависимость, отметка в клинике, и просто не правильные поступки, от мелочей до серьёзных решений. 2) второй путь. более опасный (для общества). сейчас я вас расскажу об этом. каким образом клинит незаметно. берётся пустой склад ума (ребёнок). в нижние ряды (мы о тетрисе) подкидывается логичная инфа (правильные фигурки) и вместе с этим шарики, какашки и утки, но в небольшом кол-ве. Вдалбливается, что это нормально (ребёнок ведь правил игры не знает, не знает что уток какашек и шариков быть не должно, а должны быть только логичные фигурки (в идеале). Линии соответственно не собираются, но при этом особо затора не создают, ведь склад был пуст и бардак внизу, а до верха ещё далеко. на этом бардаке можно продолжать жить и складывать на него другую информацию,которая даже может быть логично складываема в середине поля, но не до низа. в низу у нас уже забетонированные фигурки в перемешку с утками, шарики, какашки с мухами и мхом*. Благодаря всему этому человек приобретает способность НЕПРАВИЛЬНО трактовать попадающую в мозг информацию и вещать об этом людям, почему собственно это и опасно. Да, это всё не о способности запоминать и не о прокачке памяти, но это о том, как высвободить оперативную память и увеличить мощность процессора,что в свою очередь благоприятно повлияет на память. Придёт понимание того, что запоминать всё вовсе и не нужно. Фильтруйте информацию. Иначе она будет вас "есть", то есть на это будут уходить ресурсы мозга и отбирать "вес" у вашего собственного сознания. плюсом к этому вы с наибольшей вероятностью состоитесь, как человек/личность/талант/асс (надеюсь это понятно почему) Потом, как-нибудь, я вас научу, как увеличивать логические (можно прочитать как нейронные) связи, то есть меньше фильтровать, но грамотнее укладывать разные вещи соотнося их друг с другом увеличивая их кол-во (только в случае если это нужно для вашего стиля жизни, профессии, призвания). Хотя кто-то и сам собразил уже наверное. * тут имеется в виду основа мировоззрения, вся наша история, со всеми её ляпами и нелепостью, вся наша философия/религия, модели поведения и вобщем представления об этом мире которые мозг ребёнка впитывает как губка.