Почему диплом с отличием не гарантирует успех в будущем

Хорошие оценки скорее препятствие, а не преимущество. Это подтверждают не только личные истории Стива Джобса и Джоан Роулинг, но и результаты многолетних исследований.

Адам Грант
Доктор наук, организационный психолог, автор книги «Подумайте ещё раз. Сила знания о незнании».

Больше 10 лет назад, когда я преподавал в Уортонской школе бизнеса, в конце первого семестра ко мне пришёл студент. Он сел на стул и расплакался. Я сразу начал перебирать в голове все возможные причины, по которым первокурсник может плакать. Его бросила девушка? Научный руководитель отругал за плагиат в курсовой? «Я только что получил свою первую пятёрку с минусом», — сказал ученик дрожащим голосом.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Год за годом я с беспокойством наблюдаю, как студенты зацикливаются на том, чтобы получать сплошные пятёрки. Одни жертвуют здоровьем, другие даже пытаются судиться с университетом. Все они становятся участниками культа перфекционизма из-за убеждённости, что высокие отметки открывают двери в элитную аспирантуру или обеспечивают приглашение на работу в престижную компанию.

Я тоже был среди них. Я поступил в колледж, чтобы окончить его с высоким средним баллом. Тогда подобный результат был для меня показателем силы воли и ума, доказательством, что во мне есть нечто, что позволит добиться успеха. Я был не прав.

Почему успех в учёбе не гарантирует успех в жизни

Исследования , что академические успехи совсем не гарантируют головокружительную карьеру. Более того, в первый год после окончания вуза связь между оценками и успехами в разных сферах довольно скромной, а в течение следующих лет и вовсе становится незначительной. Например, когда после выпуска проходит 2–3 года, отличная успеваемость сотрудников Google в колледже влиять на их рабочие успехи. Конечно, здесь надо уточнить, что и двоечники вряд ли попадают в Google.

К сожалению, академические баллы не оценивают такие качества, как креативность, лидерство и умение работать в команде, или социальный, эмоциональный и политический интеллект. Да, отличникам нет равных в поглощении и анализе информации, когда надо сдать экзамен. Но для успешной карьеры, скорее, нужно не искать правильное решение проблемы, а искать правильную проблему, которую надо решать.

Учёба на пятёрки требует умения соответствовать. Влиятельная карьера, наоборот, ищет оригинальности. В результате 14-летнего исследования, в котором принимали участие лучшие студенты своих групп, , что, несмотря на успешную в целом карьеру, они нечасто занимают самые высокие должности.

Отличники редко становятся влиятельными людьми — они превращаются в часть системы, а не меняют её.

Возможно, это объясняет, почему Стив Джобс школу со средним баллом 2,65, Джоан Роулинг диплом университета со средним баллом 3, а Мартин Лютер Кинг  только одну пятёрку за четыре года учёбы в колледже.

Почему пора перестать зацикливаться на оценках

Если ваша цель — выпуститься без единого изъяна в дипломе, вы наверняка постараетесь выбирать курсы и занятия попроще, а значит, так и останетесь в своей зоне комфорта. А если вы готовы терпеть периодически четвёрки, то сможете освоить язык программирования Python, параллельно разбирая сложные литературные произведения. Это научит вас справляться с препятствиями и неудачами и сделает сильнее.

Студенты, которые учатся на пятёрки, очень многое упускают и в социальной жизни. Чем больше времени нужно проводить в библиотеке, тем меньше его остаётся для того, чтобы завести настоящих друзей, записаться в кружки по интересам или вступить в волонтёрские группы. Я знаю это по своему опыту. Я так и не смог добиться высокого среднего балла — четвёрки, на которую рассчитывал. Вместо этого я получил диплом с показателем 3,78. И сейчас, кстати, первый раз с момента выпуска, когда я вообще рассказываю о нём кому-то. На самом деле всем наплевать на этот балл.

Оглядываясь на время в университете, я не мечтаю о том, чтобы мои оценки были выше. Если бы я мог вернуться туда, я бы учился намного меньше. Часы, которые я потратил на изучение внутреннего устройства глаза, гораздо лучше было бы провести на репетициях в университетском театре или в разговорах о смысле жизни.

Поэтому небольшой совет университетам: сделайте так, чтобы студентам было легче идти на интеллектуальные риски. Перестаньте слишком сильно зацикливаться на минимальной разнице в баллах или добавлять бесполезные плюсы и минусы к стандартным оценкам. Пора прекратить это академическое сумасшествие, которое заставляет студентов стремиться к бесполезному идеалу.

А теперь совет работодателям: дайте сотрудникам понять, что цените навыки, а не только пятёрки в дипломе. Многие компании уже придерживаются этой правильной стратегии. Анализ 500 объявлений о работе , что при первоначальном отборе только 15% рекрутеров обращали особое внимание на высокие средние баллы. Для 40% другие качества кандидатов были гораздо важнее.

И, наконец, совет отличникам: поймите, что недостаточный успех в учёбе может подготовить вас к оглушительным успехам в жизни. Возможно, пора приложить силы, чтобы достичь новую цель — получить хотя бы одну четвёрку до выпускного бала.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник статьи: What Straight-A Students Get Wrong
Обложка: кадр из фильма «Ученик Дюкобю»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Касимиро Буджардини
24.04.23 12:25
По моему наблюдению, из отличников получаются замечательные специалисты, а так же они быстрее остальных поднимаются по карьерной лестнице, но только в качестве исполнителей. Есть конечно исключения, но в целом - руководители из них так себе.
SeeТайм
25.04.23 06:50
нихрена! с хорошим дипломом можно поступить бесплатно на бюджет в магистратуру в страны Европы и в США
Ruslan B
25.04.23 07:22
| изменено
если взять 1000 человек с красным дипломом и 1000 человек со средним баллом 3, то уровень жизни отличников будет выше... а в целом и ежу понятно, что если вы отличник, но бука по жизни и антисоциален, то успеха добиться будет сложно.. по мимо академических знаний, нужны социальные навыки. человек должен развиваться разносторонне
Alexander Shestakov
27.07.23 15:20
Отличник преуспевает преимущественно за счет лучшей зубрильной памяти и формальной прилежности, в ущерб пониманию, всё нельзя успеть - только лишь на этом формальном направлении он Талант, не более того. Но троечник понимает, что успеха он сможет добиться иным практическим путем и готовится к этому многопланово. Кто победит - зависит от направления соревнования.
Читать все комментарии