5 установок, которые отличают по-настоящему ценных сотрудников от обычных

Узнайте, какой линии поведения придерживаться, чтобы стать мечтой любого работодателя.

В книге «Ценные сотрудники» автор бестселлеров и исследователь New York Times Лиз Уайзман раскрывает секреты звёздных профессионалов. Она объясняет, кто такие «ключевые игроки», почему одни сотрудники становятся ими, а другие нет и что же нужно сделать, чтобы стать незаменимым. С разрешения издательства «МИФ» мы публикуем отрывок из первой главы.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Подход ценных сотрудников отличается не в мелочах, а коренным образом. Суть в том, как эти профессионалы действуют в ситуациях, которые не могут контролировать. Обычные сотрудники оказывались успешными в стандартных ситуациях, однако их легко было сбить с толку неопределённостью, они буксовали в условиях двусмысленности. Но пока другие сомневаются, ценные сотрудники с головой ныряют в хаос. Они сохраняют спокойствие и равновесие и, как опытные сёрфингисты, проходят через надвигающийся вал.

Практически каждый специалист, где бы он ни работал, сталкивается с волнами неопределённости. Это такие проблемы, которые видит каждый, но которыми никто не хочет заниматься; или совещания, где много участников и нет явных лидеров; или новая территория с незнакомыми препятствиями; или цели, которые по мере приближения меняют очертания; или требования, которые растут быстрее, чем возможности их выполнить. Все эти сложности, когда-то считавшиеся чем-то экстраординарным, сегодня превратились в повседневную бесконечную реальность. То, как ценные сотрудники воспринимают подобные внешние факторы и реагируют на них, — центральный элемент их необычайной значимости. [...]

Ниже перечислены пять обнаруженных нами подходов, которые отличают ценных сотрудников от их коллег. Каждый из этих подходов включает ряд линий поведения, которые основаны на убеждении, что среди неопределённостей и трудностей можно найти возможность.

1. Делать именно то, что нужно

Столкнувшись с запутанными проблемами, ценные сотрудники думают о потребностях своей организации. Они выходят за пределы назначенной им задачи и берутся за ту работу, которую надо сделать на самом деле. Ценные сотрудники нацелены служить, и это побуждает их сопереживать заинтересованным лицам, выискивать неудовлетворённые потребности и сосредоточивать усилия там, где это наиболее полезно. Попутно они помогают организации подстраиваться под изменения, формируют гибкий рабочий процесс и создают себе репутацию универсальных игроков, которые могут пригодиться в разных ролях.

Более типичные сотрудники действуют, исходя из установки на выполнение обязанностей, узко воспринимая собственную роль и играя в заданной позиции. Пока другие выполняют свою работу, ценные сотрудники делают то, что нужно делать.

2. Вести и уступать

Когда ясно, что надо что-то делать, но неясно, кто за это отвечает, ценные сотрудники вмешиваются и возглавляют процесс. Они не ждут приглашения, а решают проблемы и вовлекают других, даже если формально не имеют на то полномочий. Их модель лидерства текучая: главенствовать по требованию, а не по указке. Они ориентируются по ситуации, вступают в дело, если это нужно, а когда задача выполнена, уступают руководство и столь же легко следуют указаниям. Готовность и вести за собой, и подчиняться создаёт в организации культуру смелости, инициативности и гибкости.

Большинство сотрудников в таких условиях ведут себя как сторонние наблюдатели: им кажется, что брать на себя ответственность должен кто-то другой, а им просто в своё время дадут распоряжения. Пока другие ждут указаний, ценные сотрудники подключаются и возглавляют процесс.

3. Доводить до конца

Влиятельные игроки обычно одержимы доведением дела до конца. Они не уступают и полностью завершают работу, даже если становится сложно и путь усеян непредвиденными препятствиями. Для таких сотрудников характерны мощное чувство свободы действий и вера в собственные силы, что побуждает их брать на себя ответственность, решать проблемы и завершать работу без постоянного надзора. При этом они не просто идут напролом; они импровизируют, позволяют себе делать что-то нестандартно, ищут лучшие подходы. Добиваясь результата вопреки всем невзгодам, они создают атмосферу надёжности и приобретают репутацию ключевых игроков, способных сделать рывок вперёд.

Типичные сотрудники предпочитают установку на избегание. Они могут быть ответственными, но, когда становится трудно, просто передают проблемы управленческому звену, вместо того чтобы решать их самостоятельно. В худшем случае они просто отвлекаются на что-то другое, теряют желание работать и окончательно увязают. Пока другие передают проблемы руководству, ценные сотрудники доводят дело до конца.

4. Спрашивать и корректировать

Ценные сотрудники обычно быстрее коллег адаптируются к изменчивым условиям, потому что видят в новых правилах и целях шанс учиться и развиваться. Они, безусловно, дорожат поддержкой и положительными отзывами, но при этом интересуются критикой, чтобы на её основе изменить калибровку и направление, скорректировать свои усилия. Попутно они способствуют обучению и новаторству в коллективе, помогают организации не отстать от жизни, для себя приобретают репутацию легко обучаемых людей, которые и совершенствуются сами, и поднимают планку для всей команды.

Большинство обычных профессионалов интерпретируют изменения как какой-то раздражитель, несправедливость, угрозу стабильности рабочей среды. В переменчивых условиях они склонны держаться за то, что хорошо знают, и продолжать играть по правилам, подтверждающим их текущую компетентность. Пока другие пытаются совладать с изменениями и свести их к минимуму, ценные сотрудники учатся и адаптируются к новому.

5. Облегчать работу другим

Когда коллектив испытывает повышенное давление и сыплются всё новые требования, благодаря ценным сотрудникам трудная работа становится проще. Они помогают другим нести груз, но не потому, что берут на себя чужие задачи, а потому, что с ними легко работается. Благодаря им появляются жизнерадостность и невозмутимость, становится меньше драматизма, политиканства и стресса, дело спорится. Они создают позитивную, продуктивную рабочую атмосферу, укрепляют культуру сотрудничества и инклюзивности и приобретают репутацию высокопроизводительных, неприхотливых игроков — людей того типа, с которым хочется иметь дело.

Большинство типичных игроков под давлением и при пиковой нагрузке начинают искать помощи, а не предлагать её. Если это становится реакцией по умолчанию, они только увеличивают бремя и без того перенапряжённых команд и в тяжёлые времена могут стать обузой для коллег и руководства. Пока другие увеличивают нагрузку, ценные сотрудники облегчают работу.

Книга «Ценные сотрудники» будет интересна тем, что мечтает сделать карьеру и приносить пользу компании. Она поможет разобраться, какие навыки прокачать, чтобы стать поистине незаменимым коллегой.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Трансформеры-3: Тёмная сторона Луны»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Семен Сменов
10.05.23 21:45
По сути, вся статья о том, как взять на себя побольше ответственности, и тому подобное геройство. При этом на практике нет никаких гарантий, что его оценят, а вот пользоваться будут обязательно — ничего личного, обычная человеческая расчетливость, как говорится: «Кто везет, на том и едут». Но в целом написано верно — если сотрудник будет вести себя подобным образом, то он будет на хорошем счету у руководства. А до кучи заработает себе хроническую усталость, землистый цвет лица, расшатанные нервы и тусклый взгляд человека, которого ничего в жизни не радует. Но об этом в статье не упоминается, иначе красивый миф о ценном сотруднике теряет свое очарование, беда беда :)
Alex Ponomar
13.05.23 14:13
И как же этот теоретический сотрудник поступает после оптимизации?
HeDGeHoG
13.05.23 19:43
как по статье - он продолжает так же активно брать на себя ненужную ему ответственность, решать то что он не должен решать. и да этот сотрудник на хорошем счету у руководства он ценный. При русском менеджменте плохо только этому сотруднику. «русский человек долго не может выносить никакой несправедливости и поэтому быстро к ней привыкает» ;)
Виктория Супранович
25.07.23 15:18
Скажу так: идеи интересные и дают стратегии поведения в компании, чтобы выделиться, чтобы развиваться карьерно и в зп Но, здесь очень важно понимать, в какой компании ты работаешь. Т.к., если в компании привыкли юзать сотрудников, то такая стратегия грозит разочарованием, выгоранием, конфликтами и сменой работы. Но, никто не мешает использовать эту стратегию, если компания действительно стоящая, и не использовать - если в компании юзают. Как говорится, баш на баш. Но можно отыскать плюсы и при смене работы, так, например, в резюме можно написать свои достижения на работе и претендовать на управляющую должность
Читать все комментарии