Что такое карта мыслей и как с ней работать

Расскажем о том, как овладеть навыком майндмэппинга.

Диаграмма связей, ментальная карта, интеллект‑карта, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп, mind map. Все эти термины обозначают способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу.

Оглавление

Зачем нужны карты мыслей

Вы пользовались планами, списками и заметками тысячи раз, верно? И очень часто что‑то в них кажется неправильным. Стоит лишь подумать над чем‑то сложнее вбивания гвоздя в стену, как начинаются проблемы. Будто что‑то ограничивает вас, сдерживает, мешает, противоречит самому процессу мышления. Так оно и есть.

Идеи растут и развиваются нелинейно. Одна мысль порождает ряд других, более узких и относящихся к какому‑то отдельному аспекту решаемой проблемы.

Наше мышление радиантно. Мы можем развивать любую идею практически бесконечно во все стороны.

Начнём с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой‑то базовой, ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления — центральной темы. Эта тема должна быть чётко определена и зафиксирована.

Нелинейное радиантное мышление требует отказаться от списков и последовательностей. Попробуем записывать всё вокруг центрального объекта размышления.

Ключевая идея порождает несколько основных крупных, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких. Любая мелкая мысль связана с какой‑то более глобальной.

Давайте просто обозначим эти связи линиями, добавим ещё немного графической составляющей. Получится та самая карта мыслей, один из вариантов которой Тони Бьюзен продвигал много лет назад. На самом деле, визуализация процесса мышления применяется людьми не одну сотню лет, а карта мыслей является лишь одним из наиболее простых и универсальных способов отображения.

Какие инструменты выбрать

Бумага

В теории для карты мыслей нужно много места. Листа А4, скорее всего, не хватит, особенно если у вас размашистый стиль изображения. Покупать А3 и носить его с собой — так себе идея, а использование только своего уютного столика для майндмэппинга не очень вписывается в реалии жизни: мысли посещают нас везде.

Кроме того, в бумажную карту мыслей сложнее вносить исправления. А вам не раз придется менять связи и уровни идей.

Веб‑сервисы и мобильные приложения

Цифровые карты мыслей более функциональны. Они компенсируют индивидуальные недостатки почерка и общей кривизны рук мыслящего. Также цифровые карты мыслей избавляют от необходимости носить с собой набор цветных ручек или карандашей и позволяют «волшебным» образом прикреплять к картам дополнительные данные.

В идеале программа должна работать на нескольких платформах, чтобы вы могли работать со своими мыслями где угодно: дома, в офисе, в метро и на даче.

Минимально достаточной будет связка из приложения для смартфона или планшета (либо нормально сделанная мобильная версия сайта), а также десктопная веб‑версия или клиент.

Мобильные приложения могут быть полезны для фиксации «самых‑самых» идей, пока они не улетучились из памяти, но говорить о комфортном полноценном майндмэппинге со смартфона или планшета пока трудно.

Вот несколько популярных приложений и сервисов для создания карт мыслей. Чаще всего такие сервисы предоставляют урезанный в возможностях или временный бесплатный тариф, после чего предлагается переход на полную платную версию.

iOS

Скачать в appstore

Android

Распознать «родной» сервис или приложение чрезвычайно просто: смотрите на скриншоты. Выглядят хорошо и сразу всё понятно? Вы рисовали бы так же? Отлично, вот ваш кандидат.

Из чего состоят карты мыслей

Идеи майндмэппинга отрицают какие‑либо формальности. Кто‑то рисует карты мыслей влево и вправо, кто‑то сверху вниз, кто‑то «солнышком». Ваша задача — научиться успевать в понятной для вас форме фиксировать ход мыслей. Так, как удобно вам.

Главное — запомните, из чего состоят карты мыслей. Благодаря этому вы сможете строить карты для совершенно разных целей, будь то разработка, пост для блога, книга или просто проработка проекта.

Центр карты

Любая карта начинается с основной темы, идеи, располагающейся в центре. Иногда это можно назвать сутью размышлений. К примеру, если продумывается способ достичь какой‑то жизненной цели, основная тема может называться «источники дохода» или «отказ от курения».

Радиальные карты наиболее соответствуют человеческому образу мышления. Можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Впрочем, это лишь вопрос предпочтений.

Первый уровень


Сюда попадают ключевые категории, ступени и главы, относящиеся к центральному вопросу. В процессе мозгового штурма вы сами начнёте понимать, какие из выделенных тем более важны и заслуживают попадания на первый уровень, а какие не столь значительны и могут быть отнесены к какой‑то более глобальной теме. Таким образом начнёт формироваться иерархия карты, которую можно изменять в процессе.

Темы первого уровня имеют короткие названия, ведь, по сути, это категории, которые помогают выстроить мысли.

Если категории слишком абстрактны, к ним можно прикреплять изображения. Особенно если вы строите карту в веб‑сервисе или приложении. Это создаёт ассоциации с содержанием категорий и позволяет быстро распределять идеи между ними.

Второй уровень

Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Это может быть конкретизирующее заключение, завершающее родительскую тему, либо отдельная идея, относящаяся к родительской теме.

В большинстве случаев названия тем второго уровня по‑прежнему коротки и состоят из одного‑двух слов.

Если карта довольно проста и содержит не более трёх уровней, второй уровень может быть представлен предложениями или темами с прикреплёнными к ним заметками.

Третий и последующий уровни

Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Сюда, как правило, не переходят, пока не закончен и не упорядочен второй уровень.

Но если речь идёт о теме второго уровня, у которой, скорее всего, будет мало «дочек» третьего уровня, лучше добавить их сразу. Таким образом, когда вы доберётесь до третьего уровня от прочих категорий, он будет более организованным и продуманным.

При необходимости на этом уровне можно прибегать к описательным фразам.

Делать больше четырёх уровней не стоит. Иначе карту будет неудобно читать.

Если нужны детальные описания или дальнейшая конкретизация, переходите на прикрепляемые заметки.

Если карта получается слишком большой, предпочтительно делить её по «плавающим» темам либо создать новую карту, ссылка на которую есть в основной карте. Приложения наподобие MindMeister позволяют это делать.

Дополнительные средства

Для майндмэппинга более предпочтительны приложения, поддерживающие дополнительные средства: заметки, выноски и связи. Это хорошо реализовано в продвинутых приложениях, таких как iThoughtsX, XMind, ConceptDraw, iMindMap, MindMeister и MindManager. Последнее имеет сравнительно высокую стоимость, она оправдана, только если вам действительно необходимо всё то огромное количество функций, которое предлагает приложение. Для начинающих подойдёт простое Coogle или MindMup, можно также попробовать бесплатные версии программ.

Заметки

Это отличный способ напомнить самому себе о конечном результате развития идеи. Вы вполне можете создать карту мыслей, которая через неделю станет непонятной даже вам. Обычно заметки прикрепляются к темам в качестве ярлыков с всплывающим текстом. Чтобы увидеть содержимое, нужно навести указатель мыши или кликнуть по заметке.

Выноски

Это короткие заметки, которые обычно выделяются цветом, а их содержимое видно сразу. Выноски можно использовать в качестве указателей или пояснений в случаях, когда создание ещё одного уровня к теме не имеет смысла.

Связи

Это указатели между элементами карты. Они могут использоваться просто как напоминалки самому себе либо связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так карта становится более логичной в том случае, если связи между двумя или более элементами карты неочевидны или своеобразны. Кроме того, связи позволяют избежать дублирования тем.

Как строить карты мыслей

Иллюстрация: Ольга Селепина / Лайфхакер

Мозговой штурм

Процесс начинается с идеи. Иногда это случайная идея. Когда вы фиксируете её, появляются новые мысли. По ходу дела у вас проскакивает идея, относящаяся к другой теме.

Всё это происходит лавинообразно, и поэтому карта мыслей так хороша. Вы не ищете правильного места для записи, а просто фиксируете идею где‑то рядом с центральной темой.

Определить место этих идей можно и позже.

Доработка

На самом деле, в процессе активного наполнения карты идеями чрезмерное внимание к правильной иерархии излишне. Перемещать темы необходимо лишь в случае, если текущая схема противоречит ходу мыслей. Цифровые карты мыслей позволяют выполнять такие манипуляции мгновенно.

Зачастую тема второго уровня не только перемещается к более подходящему для неё родителю, но и сама становится на уровень выше. Так происходит, когда вы вдруг осознаёте ценность случайной второстепенной идеи. Иногда такие перемещения имеют смысл, иногда нет.

Прелесть цифровых карт мыслей в том, что после окончания мозгового штурма у вас будет достаточно времени, чтобы всё хорошо обдумать и доработать с минимальными усилиями.

Сделайте наброски грядущих переработок карты с помощью связей, выносок и заметок. Оставьте себе дорожку из хлебных крошек, по которой вы восстановите ход мыслей.

Большинство приложений позволяют работать с так называемыми плавающими темами. Эти темы не привязаны к центральной и создают дополнительные карты в текущем проекте.

Идеальное применение для плавающей темы — это превращение её во временное хранилище, буфер, транзитную площадку для идей, которым сложно прямо сейчас найти место на карте, но которые не так значимы, чтобы стать темами первого уровня. Эти идеи либо найдут своё место на текущей карте, либо перейдут в другую, либо сами станут центральными темами.

Сортировка

Когда все мысли и идеи перенесены на карту, можно их сортировать. Делать это просто. Перемещаясь от центра к периферии, вы будете видеть нестыковки, пути улучшения, места, где темы нужно передвинуть, повысить или понизить в уровне. По факту в эти моменты вы продолжаете мозговой штурм. Вы создали концепцию и теперь естественным путём улучшаете её.

Если ваша карта включает концепции, которые в финале должны быть представлены упорядоченным списком, то сейчас самое время заняться этим. Как говорилось выше, можно начинать заполнение карты с верхнего правого угла и двигаться по часовой стрелке. Интуитивно вы захотите поместить туда первую по списку идею, и далее по нисходящей. Как видите, у вас уже есть алгоритм сортировки. Когда карта приведена в порядок и в неё внесены все пришедшие с запозданием идеи, можно приступать к осмотру карты.

Проверка

Карту мыслей очень легко проверить на наличие изъянов, но это справедливо только для её создателя, причём только в короткой перспективе. На ранней стадии карта быстро становится непонятной, а потому главная задача здесь — убедиться в отсутствии бессмыслицы для того, кто следующим увидит карту.

По мере создания карты некоторые идеи в ней теряют смысл и ценность. Проверка позволяет обнаружить и отсеять такие идеи.

Проверка происходит по тому же принципу, что и сортировка: от центра к периферии. Берём одну ветку и проходим по ней. Всё осмысленно? Замечательно. Нашли устаревшую мысль? Удалите. Мысль более уместна в другой ветке? Переместите.

Периодически вы можете сталкиваться с дубликатами идей в разных ветках. Их наличие сбивает с толку вас и сделает то же самое с теми, кто посмотрит на карту потом. Исключайте повторы, оставьте идею там, куда она более всего подходит, либо ищите другие способы избавления от репликаций.

Проверка поможет осознать, действительно ли идея стоящая. Если же вы засомневались или зашли в тупик, значит, нужно либо забыть об этой карте, либо вернуться к ней позже.

Полировка

Полировка делает карту полезной. Достигнув желаемого уровня визуализации, вы сделаете карту понятной другим. С этого момента ваша нематериальная идея готова превратиться во вполне реальный рабочий проект.

Презентация

Многие из представленных выше приложений позволяют превратить статичную карту в динамичную презентацию. MindManager и MindMeister позволяют оживить карту мыслей, причём режим показа в MindMeister дополнительно реализует эффекты зума и подсветку заданных частей карты. iThoughtsX и ConceptDraw умеют экспортировать файл карты в презентацию PowerPoint, а iMindMap к тому же — создавать 3D изображение карты. Большинство популярных сервисов позволяют делиться картами с коллегами и друзьями и задавать права на редактирование.

Современные технологии сделали майндмэппинг ещё мощнее, функциональнее и доступнее. Безальтернативная в плане эффективности извлечения и фиксации идей методика на цифровых стероидах.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ольга Селепина / Лайфхакер
Над текстом работали: Сергей Суягин
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий