4 ноября на западных стримингах вышел сиквел популярного хоррора. Первый «Чёрный телефон» основан на одноимённом произведении Джо Хилла — сына Стивена Кинга. А поставил картину Скотт Дерриксон — мастер ужасов и автор «Шести демонов Эмили Роуз», а также «Синистера», который называют самым страшным фильмом с научной точки зрения.
Изначально выпускать сиквел не планировали, но на фоне отличных сборов историю решили продолжить уже без литературной основы. Однако сам Хилл одобрил идеи сценаристов.
Если воспринимать «Чёрный телефон — 2» именно как сиквел, то он кажется надуманным и странным. А вот как самостоятельный хоррор картина напоминает о лучших ужастиках детства.
О фильме «Чёрный телефон — 2»
- Оригинальное название: Black Phone 2.
- Страна производства: США, Канада.
- Жанр: ужасы.
- Дата выхода в Сети: 4 ноября.
- Длительность: 1 час 54 минуты.
- Режиссёр: Скотт Дерриксон.
- В главных ролях: Мэйсон Темз, Мадлен Макгроу, Итан Хоук, Джереми Дэвис, Джеймс Рэнсон, Мигель Касарес Мора, Арианна Ривас, Демиан Бичир, Анна Лори, Саймон Уэбстер.
Спустя четыре года после того, как Финни спасся от маньяка Граббера, сестра героя Гвен начинает видеть странные сны. Все они связаны с лагерем «Альпийское озеро», где ещё в подростковом возрасте работала их мама — позже она покончила с собой.
Чтобы разобраться в этом деле, Финни и Гвен отправляются в лагерь, взяв с собой Эрнесто. Это брат одного из погибших в первом фильме детей, который ухаживает за героиней. На месте они знакомятся с работниками «Альпийского озера», но оказываются заперты там из-за бури. И тут девушке во снах начинает являться Граббер, причём его нападения отражаются и в реальности. Оказывается, что все события связаны с прошлым семьи героев.
«Чёрный телефон — 2» — это странное продолжение
Первый фильм, вышедший в 2021 году, представлял собой почти камерный триллер, в котором элементы мистического хоррора удачно дополняли вполне реалистичную историю. Ни книга Хилла, ни экранизация Дерриксона не ссылались на конкретные события. Но в описании Граббера из книги находят намёки на маньяка Джона Уэйна Гейси (про него недавно вышел сериал). А режиссёр рассказывал, что вложил в сценарий воспоминания из собственного детства, связанные с жестокостью и насилием в рабочих районах.
В центре действия — противостояние похитителя и жертвы. Хоть у Финни и открывалась необычная возможность общаться с мёртвыми детьми, ему всё равно приходилось полагаться на свою выдумку.
Сиквел сразу отходит от камерной обстановки, добавляет сверхъестественные способности сестре героя, а потом и вовсе превращает сюжет в мистический детектив.
Самое пошлое, что действие связывают с прошлым семьи героев. Конечно, говоря о мистике и снах, трудно обращаться к логике. Но всё-таки странно, что Граббер, вроде бы случайно выбравший Финни в первой части, когда-то сталкивался и с его матерью.
Да и сам убийца из обычного и довольно жалкого человека, который просто прячется за маской, превращается в вездесущего призрака. На фоне очень простой и тем цеплявшей первой части эти ходы выглядят максимально надуманными.
«Чёрный телефон — 2» — это хороший ретрохоррор
Интересно, что все перечисленные выше недостатки делают «Чёрный телефон — 2» интересным самостоятельным фильмом. Ведь глупее всего со стороны авторов было бы показать, что Граббера внезапно спасли, и он похитил нового ребёнка. Или что Финни украл другой маньяк.
Если абстрагироваться от какой-либо связи с первой частью, новая работа Дерриксона превращается в атмосферный ретрохоррор. Режиссёр явно ссылается на «Сияние» Стивена Кинга и другие истории о людях, запертых в одной локации. А для пущей атмосферы добавляют флешбэки из прошлого — те самые события, которые произошли в лагере и теперь снятся Гвен. Их показывают как любительские съёмки в духе жутких записей из «Синистера» того же Дерриксона.
Но, конечно, главный поворот в том, что основное действие теперь разворачивается во снах. Это приближает происходящее к легендарному «Кошмару на улице Вязов». А учитывая, что под маской Граббера теперь видно не обычное лицо, а нечто изуродованное, параллели с Фредди Крюгером становятся очевидными.
Расследование в духе замкнутого детектива постепенно перерастает в мистический хоррор, где герои должны поверить в свои силы и дать отпор нематериальному злодею. А чтобы разбавить обстановку, Дерриксон добавляет в сюжет и немного юмора: в фильме есть несколько забавных перепалок с работницей лагеря и осознанно неуклюжая романтическая линия.
Но, возможно, лучшее решение связано с заложенной в названии темой. Герои всё так же разговаривают по телефону, теперь не только с жертвами, но и с самим злодеем. А зритель при этом видит, как маньяк ходит вокруг будки и ломится в неё — создаётся жуткое ощущение, будто сам находишься внутри.
Реальные появления злодея в «Чёрном телефоне — 2» скорее смешат
В 80‑е годы, когда спецэффекты только развивались, а зрители не были избалованы экранной мистикой и жестокостью, «Кошмар на улице Вязов» отлично пугал. Но если впервые включить его сейчас, вряд ли фонтан крови, льющийся из кровати, или перчатка Фредди Крюгера произведут такой же эффект.
В первой половине «Чёрного телефона — 2» Скотту Дерриксону удаётся удерживать экранное напряжение. Для этого режиссёр возвращается к своим фирменным приёмам. Как и в «Синистере», он делает ставку на загадочность происходящего, плёночные записи и непостижимость зла. Граббер мелькает как призрак, бродит вокруг телефонной будки и незримо преследует героев. Вставки с видениями выглядят отдельными жуткими клипами, которые особенно напугают тех, кто регулярно ездил в детские лагеря.
Однако потом всё ломается — режиссёр зачем-то добавляет в происходящее ненужной материальности. Впечатления портятся во время сцены, когда злодей мучает Гвен во сне, а в реальности она начинает летать по комнате. Возможно, было бы лучше показать, что девочка всё так же не двигается, но у неё появляются раны. А так происходящее напоминает то ли полёт в гробу в «Вие», то ли танец в комедии «Дракула: Мёртвый и довольный».
Окончательно всё разрушается к финалу, когда монстр начинает бегать по замёрзшему озеру на коньках, размахивая топором. Это точно не комедия? Справедливости ради: все актёры стараются, а Итан Хоук в роли Граббера всё ещё прекрасен. Но из-за глупости происходящего перестают спасать и эффект старой плёнки, и действительно жуткий саундтрек Аттикуса Дерриксона — сына режиссёра.
После обзора может показаться, что мнение о картине скорее отрицательное. Но на самом деле определяющая здесь именно позитивная часть.
«Чёрный телефон — 2» — отличный ретрохоррор, который большую часть времени держит в напряжении за счёт самой атмосферы пустого лагеря и страшных снов. Отдельные неудачные детали смазывают, но не портят общее впечатление. Дерриксон в очередной раз напоминает, что именно ужасы, а не кинокомиксы Marvel (он снимал первого «Доктора Стрэнджа») — жанр, в котором он чувствует себя наиболее уверенно и умеет заинтересовать зрителя.