25 июля в мировой прокат вышел «спаситель киновселенной Marvel», «продолжение лучшего кинокомикса последнего десятилетия» или как там ещё заранее окрестили возвращение «Дэдпула». На фоне последних провалов (как кассовых, так и имиджевых) студии именно этот фильм должен был воскресить любовь фанатов к франшизе. А заодно и принести ей денег.
Интерес заранее подогревал всем известный факт, что в третьей части к болтливому наёмнику присоединится Росомаха в исполнении Хью Джекмана. Вроде бы актёр попрощался с этой ролью после «Логана» 2017 года, но внезапно решил ещё раз появиться в легендарном образе.
Рекламная кампания картины и популярность обоих героев сделали своё дело. «Дэдпул и Росомаха» поставил рекорд сборов за первые выходные среди фильмов с рейтингом R — релиз принёс студии 438 миллионов долларов. Вероятно, касса более миллиарда — дело пары недель.
А вот критики новый фильм оценили сдержанно: на сайте-агрегаторе Metacritic средняя оценка 56 — самая низкая за всю трилогию. Увы, на это есть причины. Новая часть «Дэдпула» всё так же веселит грубыми шутками и отсылками. Но её сюжет кажется бессмысленным, постановка намного слабее, чем ожидалось, а многие камео, скорее, мешают просмотру. В итоге на каждый вероятный плюс картины есть совершенно конкретный минус.
О чём фильм
Уэйд Уилсон, он же Дэдпул, расстался со своей девушкой, бросил супергеройские занятия и продаёт автомобили. Но к нему приходят агенты Управления временными изменениями и отводят к служащему Парадоксу.
Тот сообщает, что временная линия Уилсона держалась только на Логане, а после его смерти скоро исчезнет, поэтому её решили уничтожить заранее. Сам Дэдпул может спастись в другой вселенной, но вот его близкие погибнут.
Тогда Уилсон крадёт устройство для перемещения между мирами и отправляется на поиски другой версии Росомахи. Он действительно находит Логана, но с ним есть некоторые проблемы. Вместе они попадают в очередную передрягу.
👍 «Дэдпул и Росомаха» — редкий новый фильм Marvel, который весело смотреть
Не совсем честно называть это достоинством самого «Дэдпула», скорее дело в проблемах киновселенной. Со времён «Нет пути домой» (а это два с половиной года назад) стопроцентно удачными получились лишь третьи «Стражи галактики». Все остальные картины выходили либо спорными, либо откровенно провальными — про второго «Капитана Марвел» и третьего «Человека-муравья» и вовсе не хочется вспоминать.
Но всё-таки важно, что от «Дэдпула и Росомахи» большинство зрителей получат главное: два часа веселья и динамики. Как и обе предыдущие части, фильм стартует с экшена, потом действие отбрасывают немного в прошлое и объясняют, что же произошло.
После этого кино вообще не тормозит. Попеременно идут диалоговые сюжетные сцены и какие-нибудь схватки: сначала Дэдпул дерётся с Росомахой, потом они вместе сражаются со злодеями и регулярно встречают новых и старых знакомых.
Да, в каждом из этих моментов есть много проблем, о которых мы поговорим дальше, но здесь хотя бы не три драки на фильм, как во второй «Чёрной пантере», а создатели не забывают про главного героя, как в четвёртом «Торе». Кино, которое должно развлекать и пролетать незаметно, выполняет свою функцию. Это хотя бы честно.
👎 Сюжет выглядит надуманным и ни к чему не ведёт
Пока «Дэдпул» существовал в своём небольшом мирке, отделённом и от «Людей Икс», и тем более от киновселенной Marvel, претензий к его сюжету было мало: обе части зациклены на судьбе и отношениях самого Уилсона.
Именно это делало картины не только смешными, но ещё и трогательными: всем понятно, что наёмник хочет помочь своей девушке, спасти наивного мальчишку, да и просто принять свою новую сущность. Но теперь ставки возросли: Дэдпул спасает весь свой мир, скачет между реальностями, а главный его враг — злобная родственница Чарльза Ксавье.
Звучит глобально и вполне подходит персонажу: фанаты помнят, что в комиксах Уилсон когда-то разнёс всю вселенную Marvel, а потом выбрался в реальность и убил создавших его авторов. Была надежда, что студия решит обыграть именно этот метаюмор, чтобы исправить проблемы в экранном мире. Хотя нет, похожий ход был в «Женщине-Халк», и это выглядело очень стыдно.
Но в реальности проблема третьего «Дэдпула» в том, что его сюжет практически ничего не значит для киновселенной, да и самого наёмника никак не развивает.
Больше всего это напоминает эпизод сериала «Локи». Причём не финальный, а какой-нибудь филлер из второго сезона.
Зрителю даже толком не показывают разные миры и альтернативные версии персонажей — хотя шутка про рост Росомахи хороша, ведь в комиксах он и правда сильно ниже Хью Джекмана. Большую часть времени герои проводят в Пустоте — эдакой помойке, куда скидывают неугодные и неканоничные версии героев.
Опасность грозит только им самим, причём зрители знают, что убить Росомаху или Дэдпула практически невозможно. И даже в случае уничтожения его мира у Уилсона есть шанс спастись. А мир, который исчезнет, это вселенная «Людей Икс» — та, что и так закрылась для зрителей годы назад.
То есть заранее известно, что ставки в якобы глобальном фильме невысоки. Весь сюжет нужен, только чтобы ещё раз показать зрителям их любимых героев, а заодно и с десяток других знакомых персонажей.
👍 Шуток всё ещё много, и некоторые неплохи
Затащив болтливого наёмника в мир Marvel, продюсеры, к счастью, не стали подгонять его под все рамки киновселенной: картине оставили рейтинг R, позволив Дэдпулу ругаться, рубить врагов на части и юморить на все возможные темы.
Пожалуй, лучшая сцена в новом фильме — открывающая. Здесь есть буквально всё, за что зрители когда-то полюбили эту франшизу. Сначала Дэдпул раскапывает могилу Росомахи — это буквально отсылка ко всем фанатским картинкам и видео, появившимся после выхода «Логана».
Потом он дерётся с наёмниками, используя в качестве оружия скелет, беспрерывно шутит и, конечно, использует «грязные» приёмы. При этом всё поставлено под музыку NSYNC с копированием их хореографии. Даже если бы не существовало всего остального фильма — первые пять минут стоило бы снять на радость зрителям.
Дальше юмор будет уже не такой изобретательный. Хотя, скорее, его проблема в какой-то нарочитости и самоповторах. Первое упоминание, что нельзя говорить о запрещённых веществах, звучит забавно. Но потом эту шутку прогонят ещё несколько раз. Точно так же регулярно иронизируют на тему возвращения Джекмана и необходимости этого фильма для спасения Marvel.
Но это тоже честно: если сейчас пересмотреть первого, а тем более второго «Дэдпула» — там тоже брали количеством, а не качеством юмора, просто более слабые сцены быстро забылись.
👎 Экшен и постановка не впечатляют
Относительно первого фильма бюджет «Дэдпула и Росомахи» вырос примерно в четыре раза, относительно «Логана» — в два. Понятно, куда ушла значительная часть денег (об этом в следующем пункте), но всё-таки обидно, что 200-миллионный блокбастер от крупнейшей студии умудряется выглядеть настолько посредственно.
Более зрелищной сцены, чем в первые пять минут, зрителям так и не покажут. Мало того, авторы будто для экономии помещают персонажей в Пустоту — просто чтобы не прорабатывать фон и окружающий мир.
Значительная часть действия проходит среди скудных декораций, где герои обязательно стоят и разговаривают после очередной драки. Потом появляется новый злодей, и начинается очередной экшен. Большинство интересных локаций уже показали в трейлерах и прочих промоматериалах: самая любопытная — база злодейки, которая отсылает к одному из важных героев Marvel.
Да и весь экшен поставлен просто и безлико. Снявший этот фильм Шон Леви стал постоянным напарником Райана Рейнольдса (они вместе работали над «Главным героем» и «Проектом „Адам“»), но у него нет какого-то интересного почерка или отличительной черты.
Создатели вроде бы и пытаются показать интересные темы: есть драка в машине и финальное сражение, которое поставили с эффектом одного кадра. Но в первом случае мешает постоянное мелькание, во втором — абсолютная ненатуральность происходящего.
👍 В фильме «Дэдпул и Росомаха» много отсылок и неожиданных гостей
«Дэдпул» всегда был своеобразным метакино: главный герой знает, что находится в фильме, может говорить про сюжет и напрямую общаться со зрителем — это тоже пришло из оригинальных комиксов. Поэтому значительная часть юмора строится на отсылках к поп-культуре и супергеройскому кино, а также на камео известных актёров и персонажей — хотя в первой части больше шутили, что на это не хватило бюджета.
Теперь же денег и связей очень много, а потому весь фильм буквально под завязку забит всевозможными персонажами и деталями. И это даже не говоря, что каждая третья фраза Дэдпула отсылает к какому-нибудь комиксу или хотя бы песне.
Особенно мило, когда актёров, широко известных по какому-то образу, зовут вернуться к менее известной роли из прошлого. А на добивку вводят персонажа из фильма, который обещали выпустить чуть ли не десять лет, а в итоге так и не сняли. Возможно, это приятно даже для актёра — появиться в так и не состоявшейся роли мечты.
Так что хотя бы как игра «Узнай побольше отсылок» новое кино работает весело.
👎 Половину гостей заспойлерили, другие же только мешают
В первую очередь хочется предъявить претензии рекламщикам Disney и Marvel. Помните времена, когда студии старательно скрывали появление паучков из других вселенных в «Нет пути домой»? Правда, фанаты всё равно догадывались, а Том Холланд чуть не слил это журналисту (посмотрите первые две минуты видео по сноске, оно невероятно смешное). А теперь забудьте.
Если вы боитесь спойлеров, каким-то образом прожили в бункере последние месяцы и не видели ни одного ролика и новости, лучше не читайте следующие два абзаца.
Понятно, что Росомаху показали сразу — он всё-таки есть в названии. Потом раскрыли главную злодейку, по поведению которой понятно её происхождение. В тизере мелькнула голова Человека-муравья, Зверь, Пиро, Жаба, Догпул и прочие варианты главного героя. А в финальном трейлере ещё и показали X-23 — поговаривают, это сделали потому, что Дафни Кин очень хотела прийти на премьеру, а не скрываться.
И, похоже, не только она. Перед мировой премьерой устроили презентацию, где пригласили на сцену ещё несколько актёров, чьё участие старательно скрывали.
То есть присутствовавшим в зале закинули огромных спойлеров прямо в кинотеатре.
Конечно, эта новость и видео с гостями тоже моментально разошлись по сети.
Это далеко не все камео в фильме. Но не зная о них, смотреть было бы намного интереснее. В процессе просмотра возникает очень неприятное ощущение: многие отсылки сюда добавили безо всякого смысла — просто чтобы были. И в какой-то момент их становится слишком много.
Вроде бы это и не так плохо, но такие сцены отнимают время у самого сюжета. Ведь изначально «Дэдпул» при всей его грубости и пошлости был трогательной историей о спасении близких: можно вспомнить невероятно смешную сцену из второй части, где Уилсон с детскими ногами договаривается с Кейблом. Параллельно с дикими шутками идёт жуткий рассказ о погибшей семье. Теперь же говорить об этом просто не успевают — трагическую историю Логана урезают до минимума, ведь нужно показать очередного якобы неожиданного актёра.
Что в итоге
Если просуммировать все мысли, получается неоднозначная, а скорее, даже печальная картинка. При разовом и не очень внимательном просмотре «Дэдпул и Росомаха» наверняка повеселит. Но если вдуматься, франшиза превратилась в то, над чем Рейнольдс и его сотоварищи всегда издевались.
Первый фильм был проектом, который актёр мечтал снять и вложил в него всё, что мог. Второй — радостью от неожиданного успеха. Третий же превратился в громоздкий студийный блокбастер, где буквально каждая сцена продумана и направлена на привлечение внимания.
Дэдпул всё так же шутит с экрана, в том числе издевается над самим фильмом, над его кассовым потенциалом, над тем, что Marvel нужно спасать, и над контрактом Джекмана. Но ведь картину действительно сняли, только чтобы собрать побольше денег с фанатов: Росомаху буквально выкопали из-под земли, да ещё и нацепили на него устаревший жёлтый костюм.
Над этим можно шутить хоть все два часа, но сам факт такого бессильного хода не исчезает, а самоирония не выглядит искренней. Тем более фильм вышел почти параллельно с новостью, что в киновселенную возвращается Роберт Дауни — младший, но уже в другой роли. Marvel просто собирает всех известных актёров, которые могут привлечь зрителей.
И раз уж в «Дэдпуле и Росомахе» так много камео, стоило ввести туда ещё и Оби-Вана Кеноби из «Звёздных войн», кричащего знаменитое: «Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему» (да, в оригинале звучит иначе, но мем знают именно таким).
Рейнольдсу уже однажды пришлось формально убить первую неудачную версию Дэдпула. Как бы через несколько лет не пришлось так же оправдываться за эту.