Интернет-маркетинг и бытовой героизм — интервью с Денисом Шапкариным, Nectarin

О неравнодушии, борьбе со страхом и неэффективности чек-листов.

Денис Шапкарин

Основатель агентства интернет-рекламы Nectarin, компаний MediaToday, The Family и Feedstars.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

Все мои компании — это истории про интернет-маркетинг. Разобравшись в работе одной, я просто стал создавать другие, которые, на мой взгляд, похожи между собой по системе управления, но отличаются по продуктам.

Моя должность — владелец. Это означает, что я делаю всё для того, чтобы мои активы были полезны клиентам группы, являлись ценным местом работы для сотрудников, росли в цене и приносили прибыль акционерам.

А для души я пять лет назад создал проект «Подвиги» — сообщество про обычных бытовых героев, на которое должен быть подписан, наверное, каждый житель России.

Расскажите подробнее об этом проекте

Я думаю, что нет людей плохих и хороших. Есть плохие и хорошие поступки, и мы просто повторяем то, что видим чаще. Мы вроде бы осознаём существование вечных ценностей: добра, помощи, сострадания. Но в газетах, с экранов телевизоров, страниц сайтов и соцсетей нам твердят об обратном: в России повсеместно умирают, бросают детей, сидят, спиваются, насилуют, воруют… И вырабатывается обратный механизм — равнодушие ко всему. Вот «Подвиги» — это проект про неравнодушие. Никто не останется в стороне, если перед глазами всё время будет хороший пример.

Где вы научились тому, что умеете?

Всему, что умею, я научился в бою. Но у меня самое глубокое и нужное образование в мире: я историк, а значит, могу изучить опыт прошлого, сделать выводы и использовать их в жизни.

Работаю с 14 лет, большую управленческую школу получил в детских лагерях: «Артеке», «Орлёнке» и других. Нужны были деньги, и я работал вожатым по 5–6 месяцев в году. Там и научился управлять, убеждать, лидировать, договариваться... Потом заполировал это вторым дипломом — получил дополнительное образование в Плехановской академии по президентской программе «Стратегический менеджмент».

Я учусь постоянно: слушаю книги за рулём, много читаю, посещаю тренинги. Мне в принципе интересны люди, их ресурсы, смыслы и механизмы работы.

В общении с успешными предпринимателями я тоже учусь и считаю, что это самые ценные знания. Человек может отдать только то, что у него есть, поэтому люди с реальным измеримым результатом для меня лично представляют самый большой интерес. Считаю, что получаса прогулки с человеком, который зарабатывает больше тебя в 20 раз, достаточно, чтобы переосмысливать свою жизнь. Или, например, с человеком, у которого пятеро детей. Или с тем, у кого компания с 5 000 сотрудников. Вот мои атомные станции, мои источники знаний и вдохновения.

Почему именно интернет-маркетинг? Тяжело было вникать в специфику бизнеса?

В самом начале карьеры я работал в компании Eteam вместе с Андреем Анищенко, впоследствии ставшим гендиром digital-агентства Grape. Мы делали мультимедийные презентации для компаний, и мне очень нравилось, что они были в разы комфортнее и компактнее бумажных носителей и могли выполнять одновременно кучу разных задач: включать в себя, например, и видеовизитку компании, и интерактивную обучалку для сотрудников.

Формат был востребован, и в какой-то момент я подумал, что если делать то же самое в интернете, то можно добиться невероятных результатов.

Я стал изучать эту тему, перешёл в RBC SOFT, начал заниматься сайтами и понял, что меня просто завораживает масштаб интернета!

На старте, конечно, было тяжело: у меня гуманитарное образование, а digital — это формулы, числа, еженедельно обновляющийся инструментарий. Но постепенно всё встало на места — и понеслось. В этом сейчас я вижу и прелесть цифрового канала продвижения: он полностью просчитывается, там ничего не выдумаешь. Если с наружной рекламой легко утонуть в прогнозах, то здесь ты договариваешься с клиентом об оплате за конкретный результат. И если ты с головой дружишь, то этот результат покажешь.

В общем, тяжело было, конечно, но в итоге желание использовать возможности победило лень и возникающие сложности.

Каких успехов вам удалось достичь в работе?

Самым главным достижением считаю агентство Nectarin. Потому что на старте это были два человека, а сейчас 300, потому что есть офис в моём родном Саранске и компания даёт работу моим землякам, потому что у нас суперклиенты и мы независимые.

Измеримые результаты таковы: годовой оборот группы компаний — 3 миллиарда рублей. У нас 400 сотрудников в разных городах страны, 150 клиентов. А компания Nectarin, созданная мной на следующий год после окончания университета, стала агентством года по версии AdIndex. А неизмеримые… Мне 35 лет, мне интересно жить. Что может быть важнее?

Что вами двигало на пути к успеху?

Я просто хотел быть богатым человеком и управлять людьми. Я завистливый, меня бесило, что у друга есть комп, а у меня нет. Я хотел ездить на машине и разрешал себе мечтать об этом. А потом понял, что для того, чтобы добиться результата, нужно уметь предсказывать будущее. Так я попал в интернет-маркетинг и не ошибся. Самые сильные, умные, чёткие ребята в рекламе работают в интернете. Мне интересно с ними: они быстрые, разбираются практически во всём.

С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе?

Только страх. Больше ничего. Иногда страх «не знаю, как это работает». Иногда страх перед большими дядьками. Иногда — перед новыми людьми.

Посоветуйте, как справляться с этими страхами?

Страх парализует людей. И они принимают неправильные решения, из которых потом складывается неправильная жизнь.

Есть один-единственный эффективный способ справиться со страхом — действовать.

Никто не знает, что впереди, но, по моему опыту, 95% страха — просто излишнее волнение и паника.

В момент принятия всех ключевых решений в моей жизни — переезд в Москву, старт компании — был страх. Наш мозг очень талантливый, он умеет нарисовать максимально пугающую картинку. Как справиться с задачами, которые клиент ставит? Где народ брать? Как рекламную кампанию создать? Как вообще встретиться с клиентом? На старте много страхов.

Но потом, раз за разом совершая определённые действия, ты понимаешь, что причин для страха не было. Ну нужна встреча с клиентом — окей, поехал, рассказал, в чём ты можешь быть полезным. Надо сотрудников нанять — окей, регистрируешься на сервисе по подбору персонала, встречаешься с людьми, расспрашиваешь, ищешь. И чем больше знаний ты получаешь, чем больше действий совершаешь, тем меньше тревога.

Расскажите о своих промахах и о том, чему они вас научили

В основном ошибался в людях: недооценивал силу зависти, не видел обмана. Были мегауспешные проекты: классный продукт есть, рынок есть, клиенты есть. Но недосмотрел за человеком, не увидел его истинных намерений — и всё, проигрыш.

Научился я вот чему: в духовном мире и мире физическом работают одни и те же законы.

«Что посеешь, то и пожнёшь» — закон сохранения энергии. «Подобное притягивает подобное» — закон притяжения. Принцип, думаю, понятен. Главное — твоя вера в эти законы и честность с самим собой. И если ты недорабатываешь, не «сеешь вовремя», то не нужно ждать результата. Если позволяешь зависти или страху управлять твоими решениями, то, по закону, результата не будет. Моя главная ошибка — неверие в эти законы до 33 лет.

Какие специалисты будут востребованы в сфере интернет-маркетинга в ближайшие годы?

Молодым специалистам надо изучать цифровой инвентарь. Чем больше ты знаешь секретов достижения конкретных целей в интернете (за счёт контекстной рекламы, медийной, SMM — неважно), тем ты востребованнее. Человек с условной зарплатой 150 000 рублей может сэкономить компании, которая инвестирует в продвижение в интернете, десятки миллионов, поэтому хорошие специалисты хорошо оплачиваются.

Но изучать один только конверсионный инвентарь мало. Нужно параллельно учиться управлять командами, которые с ним работают. Называйте эту позицию «digital-продюсер», «менеджер проектов» — как угодно. Но нужно уметь не просто лендосик запилить и баннер показать, а суметь выстроить командный рабочий процесс с пониманием тонкостей бизнеса клиента. Вот это высший пилотаж.

Ну и мегакрутая специальность — это программирование, современная магия. Из любой точки планеты сильный прогер может написать приложение, сервис, сайт, который привлечёт тысячи людей. Это очень перспективная история, на мой взгляд.

Как выглядит ваше рабочее место?

Деревянный стол, нож, комп, карандаш, человек, который тащит за собой луну... У меня чисто, порядок всегда. Я ругаюсь, если что-то не лежит на месте.

Как вы организуете своё время?

У меня есть одна методика. Я всегда записываю свои достижения и никогда ничего долгосрочно не планирую. Просто вижу себя там, где мне нужно, и чтобы вокруг было всё, как мне нужно. Если не вижу — просто туда не иду.

Недобитые таски в чек-листах убивают энергию и желание жить, а вот достижения помогают понять, кто ты такой. Поэтому я за накопление достижений, а не за таски.

Расскажите про свои увлечения.

Я очень люблю развиваться и учить людей — хорошо, что это связано с моей работой.

Люблю кожаные куртки. Моё хобби — одежда в стиле darkfashion. Я люблю попеть под гитару с хорошими голосистыми ребятами. Люблю комп. Игры. Занимаюсь спортом — пока это просто зал. Недоволен собой на этом участке — никак не найду спорт по душе.

Лайфхакерство от Дениса Шапкарина

Книги

Всем, кто хочет разобраться в себе, рекомендую начать с истории семьи. Только по-хорошему: с архивами, анкетами и путешествием на родину предков. На мой взгляд, самое ценное, что вы можете сделать для себя и детей, — оставить родовую книгу.

Фильмы и сериалы

«Викинги» мне очень нравятся. Там всё честно. А вообще сейчас смотрю советское кино. «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень», военные фильмы — очень глубокие и сильные. И музыка, конечно, там отличная.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий