«Дюна: Часть вторая» — идеальный блокбастер, который ещё и радует глубоким смыслом

Смотреть сиквел ещё приятнее, чем первую часть.

1 марта в мировой прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов года — продолжение «Дюны» от Дени Вильнёва. Строго говоря, его даже трудно назвать сиквелом: это словно вторая половина картины или второй эпизод сериала. Первая часть оборвалась буквально на полуслове, точнее, на ироничном замечании героини Зендеи: «Это только начало».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С тех пор прошло три года — релиз ещё и откладывался из-за забастовок в Голливуде. За это время зрители узнали о масштабном пополнении актёрского состава. К звёздному касту из Тимоти Шаламе, Зендеи, Ребекки Фергюсон, Хавьера Бардема и десятка других знаменитостей присоединились Флоренс Пью, Леа Сейду, Остин Батлер, Кристофер Уокен и ещё одна чудесная актриса, чьё участие скрывали до премьеры, чтобы сделать фанатам сюрприз: она появилась всего в одной небольшой сцене.

Первые кадры из сиквела «Дюны» породили несколько мемов. Лучший — про с вьетнамскими флешбэками. Ведро для попкорна, созданное как промо фильма, стало символом . После премьеры посыпались восторженные отзывы первых зрителей. Оценки критиков на сайтах-агрегаторах — топовые. Картину хвалит даже Брайан Герберт — сын автора оригинальной книги. А продажи билетов в первый уик-энд у сиквела вдвое выше, чем даже у первой части.

Так что же, фильм и правда так хорош? Спойлер: да. Абсолютно во всём! Продолжение смотреть легче и приятнее, чем слишком медленную первую часть. Экшен-сцены и фантастические элементы сняты так, что не оторваться. При этом Дени Вильнёв показал историю гораздо более неоднозначной и актуальной, чем в предыдущих экранизациях.

«Дюна: Часть вторая» продолжает и завершает историю

Барон Харконнен (Стеллан Скарсгард) при поддержке императора захватил власть на Арракисе. Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его мать присоединились к фременам, причём один из их лидеров Стилгар (Хавьер Бардем) верит, что юноша — Лисан аль-Гаиб, пророк, который должен освободить их народ.

Сам Пол так не считает, но хочет объединиться с жителями пустынь, чтобы отомстить Харконненам. Вместе они начинают совершать набеги и останавливают добычу специи. В ответ барон назначает управлять Арракисом своего племянника, Фейд-Рауту Харконнена (Остин Батлер), — гораздо более умного, чем предыдущий управляющий, Глоссу Раббан.

Рассказывать синопсис подробнее — лишняя трата времени. Те, кто читал книгу, и так знают, что произойдёт дальше — Дени Вильнёв продолжает придерживаться оригинала. Не дословно, но всё же без вольностей Дэвида Линча. А тем, кто знаком лишь с первой частью новой экранизации, лучше всего пересмотреть её прямо перед походом на сиквел.

Режиссёр не тратит время на пересказ предыдущих событий (спасибо ему за это, фильм и так длится больше двух с половиной часов), а сразу знакомит зрителя с новыми героями и новым расположением сил.

На самом деле только с появлением сиквела первая часть «Дюны» окончательно занимает своё место в кинематографе: фильм 2021 года не просто обрывался слишком резко — это была 150-минутная экспозиция и знакомство с героями. Представьте, если бы первый «Властелин колец» закончился на моменте, когда герои дошли до Ривенделла. А после — трёхлетнее ожидание.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Но без такого вступления новая «Дюна» не сработала бы так хорошо. Зрители уже отлично знают и понимают Пола Атрейдеса и леди Джессику (Ребекка Фергюсон), а потому перемены в этих персонажах цепляют их сильнее. Все уже осведомлены не только о подлости барона Харконнена, но и о хитрости императора и ордена Бене Гессерит, поэтому линия политических интриг изящно вплетается в тему мести.

Это позволяет Вильнёву сделать вторую «Дюну» комфортнее: экшен-сцен стало больше, но они не подавляют смысловую часть. Темп выстроен идеально: первый час посвящён развитию характера Пола, потом масштабная вставка о мире Харконненов, и с каждой сценой напряжение нарастает, подводя к финалу.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Картина завершает историю первой книги. Но при этом у Вильнёва уже есть планы на третью часть — её снимут по роману «Мессия Дюны». И финал фильма, хоть и подводит промежуточный итог, сразу даёт затравку на продолжение. Как скажет героиня всё той же Зендеи: «Это ещё не конец».

Экшен и постановка невероятные

В рецензиях на разные фильмы регулярно встречаются клишированные фразы вроде: «Картину обязательно нужно смотреть на большом экране». Обычно это подразумевает масштабную постановку, крутой экшен и звук. Но, увы, часто так говорят о каких-нибудь «Трансформерах», которые при домашнем просмотре теряют всякий смысл из-за отсутствия сюжета.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

«Дюна: Часть вторая» будет интересна и на смартфоне, когда выйдет в цифровом формате, ведь история там отличная. Но об этом чуть позже. А сейчас вот о чём: именно эта работа Дени Вильнёва лучше всего напоминает, зачем в кинотеатрах делают такие большие экраны, зачем нужен объёмный звук, новейшие камеры высокого разрешения и компьютерные эффекты.

Всё это позволяет нырнуть в песчаный мир Арракиса, почувствовать его жару и сухость. А уж поездку Пола на черве каждый зритель запомнит надолго. Вильнёв использует все доступные визуальные средства, чтобы рассказать историю.

Общие планы, поражающие своим размахом, соседствуют с субъективной камерой и акцентами на лицах героев. Дизайны костюмов принцессы Ирулан (Флоренс Пью) и леди Джессики можно рассматривать бесконечно — как и ужасаться реалистичности грима барона Харконнена.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Режиссёр снова играет с цветовой гаммой: вспомните, как чередовалась картинка во втором «». Здесь вы почувствуете то же самое, когда неестественно оранжевые пейзажи Арракиса сменятся чёрно-белым безжизненным миром Гьеди Прайм — родной планеты Харконненов. Эта сцена, возможно, самое жуткое, что было в фантастике за последнее время. Причём не из-за сюжета, а именно из-за дизайна и цветовой гаммы.

Звук создаёт чуть ли не половину атмосферы. Работу Ханса Циммера всё труднее отличить от саунд-дизайна картины: гудение и вибрация переходят в мелодию, колотушки, призывающие червей, заменяют барабаны. Музыка здесь неотделима от шумов, а те — от визуального ряда. По целостности проработки этих деталей в «Дюне» нужно писать отдельные статьи.

Тем более тревожно, когда после множества масштабных батальных сцен, после нападений фременов, выскакивающих прямо из песка на сардаукаров императора, после взрывов ракет и атак огромных летательных аппаратов (так круто взрывы не снимал ещё никто) всё решится в тишине — дракой двух человек.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Это напомнит, что «Дюна» при всей своей масштабности и небывалом размахе — кино о людях, политических интригах и поиске своего пути.

«Дюна: Часть вторая» — всё ещё разговорная картина со смыслом

По сути, Вильнёв продолжает дело Кристофера Нолана — объединяет масштабное, дорогое зрительское кино с авторским подходом. Только он делает всё наоборот. Нолан в «Оппенгеймере» превратил биографию физика в блокбастер, а теперь Вильнёв снимает крутую фантастику, но подаёт её как глубокий разговорный фильм. Ведь как легко было бы сделать из «Дюны» новые «Звёздные войны» — известный факт, что Фрэнк Герберт подшучивал над Лукасом, намекая на плагиат с его книги.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Предыдущие экранизации, что фильм Дэвида Линча, что сериал 2000 года, хоть и оставляли основу сюжета, но всё равно выкидывали несколько важных составляющих. В первую очередь упрощали личность самого Пола Атрейдеса, превращая его в типичного «избранного», который спасает мир от злодеев. Вильнёв же показывает неоднозначность этого героя чуть ли не сильнее, чем сам Герберт в книге.

Значительная часть фильма посвящена размышлениям Пола и его опасениям: он понимает, что попал в среду, где много религиозных фанатиков. Их легко можно повести за собой, но это опасный путь. Чтобы подчеркнуть эту линию, Стилгара в исполнении Хавьера Бардема делают более комичным персонажем, который в любом действии Пола видит воплощение пророчеств.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Леди Джессика быстро превращается из постоянной поддержки и опоры сына в расчётливую женщину, которая гнёт свою линию — зачастую вопреки желаниям Пола. И перемены в его мировоззрении и поведении к финалу вызывают не восхищение и радость за героя, а скорее испуг.

Вряд ли его уже можно назвать однозначно положительным персонажем, каким был Кайл Маклахлен у Линча. Так что это не просто история о победе добра над злом, а размышления о религиозном фанатизме, неоднозначных политических решениях и людях, которые становятся жертвами в играх лидеров.

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Конечно, при большом желании можно отыскать в этом фильме и недостатки. И наверняка найдутся те, кто будет с удовольствием разбирать его отличия от книги и критиковать актёрский состав, отсутствие химии между некоторыми персонажами, режиссёрские и сценарные решения, сумбурный сюжет и что-то ещё. Но зачем портить себе ощущения?

«Дюна: Часть вторая» — удивительный пример авторского фильма, который Дени Вильнёв — фанат оригинальной книги — снял в первую очередь для себя. Но одновременно это ещё и один из самых красивых и масштабных блокбастеров последних лет, совершенно зрительская картина, в которую хочется уйти с головой. Это умный фильм, который впечатляет визуально. То самое «большое кино», каким оно должно быть.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий