Что такое джалло и зачем их смотреть

Итальянские режиссёры предвосхитили бум слэшеров, развили идею эротического кино и сделали хорроры более женственными.

Что такое джалло

Джалло — это течение в итальянском кинематографе, популярное с середины 1960‑х по первую половину 1980‑х и совмещающее жанровые особенности хоррора, триллера и эротического кино. Именно это совмещение и не даёт называть джалло поджанром хоррора.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Giallo с итальянского переводится как жёлтый. В конце 20‑х издательство Mondadory печатало иностранные детективы, отличительной чертой которых была ярко‑жёлтая обложка. Mondadory издавало и классику, и незамысловатые бульварные романы, в которых убийцей оказывался садовник. Успех серии привёл к буму детективных романов от итальянских авторов — новое течение назвали giallo all’italiana. Писатели старались удивить читателей, поэтому делали упор на сюжетные повороты. Спустя годы литературные искания итальянцев повлияют на кинематограф и развитие целого направления.

Первым джалло считается фильм Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала». Картина изобилует отсылками к творчеству Альфреда Хичкока, однако Бава сумел снять оригинальный фильм с элементами вуайеризма и детективом‑любителем в центре сюжета. В своей следующей работе «Кровь и чёрные кружева» режиссёр меньше ориентировался на Хичкока и уделил больше времени сюжету, напоминающему «giallo all’italiana».

Перчатки — один из первых атрибутов джалло. Кадр из фильма «Опера»

С конца 60‑х до первой половины 80‑х джалло был центральным направлением итальянского кинематографа. Режиссёры довольно быстро создали элементы, которые будут сопровождать джалло на протяжении всего их существования.

В 70‑х появились джалло, снятые за пределами Италии. Их отличают низкие бюджеты и скучные сюжеты, поэтому они не снискали популярности даже на родине. Сами итальянцы к ним относились снисходительно, а кинокритики считают их примерами неудачного использования идей.

Уже в 80‑х популярность джалло стала падать. Студии из других стран активно перенимали важные для течения элементы, поэтому зарубежный прокат итальянских картин стал приносить меньше денег. Главные режиссёры джалло всё больше отдалялись от движения.

Чем отличаются фильмы джалло

Режиссёр Дарио Ардженто предлагает смотреть на джалло как на постмодернистское течение, черпающее вдохновение из разных жанров. Но, несмотря на пестроту образов, можно найти несколько характеристик, объединяющих эти фильмы.

Уникальное сочетание жанров

Первые джалло напоминали смесь триллера, детектива и эротического кино, но довольно быстро к источникам вдохновения добавились хорроры. Так что все культовые джалло объединяют в себе черты всех этих жанров, их пропорция меняется в зависимости от режиссёра.

Большую роль для джалло играет детективная составляющая. Очень редко расследование ведут полицейские. Чаще преступление (или заговор) пытается раскрыть случайный человек, который оказался свидетелем.

Не меньшее значение имел эротизм. Первые же джалло содержали в себе откровенные сцены, что было необычно для триллеров 60‑х. Лишь спустя десятилетия хорроры и триллеры стали черпать вдохновение в эротических фильмах.

В отдельных джалло есть мистические сюжеты, но их используют по‑разному. Так, в «Соборе» есть христианские мотивы. Но чаще мистика встречается в виде оккультизма, который существует как личное увлечение злодея.

Съёмки от первого лица и вуайеризм

Джалло предлагает зрителю смотреть на жертву глазами убийцы. Для этого используется съёмка от первого лица. Ручная камера и звуки дыхания (или сердцебиения) создают ощущение присутствия — зритель должен почувствовать себя убийцей. Долгое наблюдение за будущей жертвой рождает чувство тревоги, поэтому кульминация сцены воспринимается особенно ярко.

В сценах убийства главную роль практически всегда играет жертва. Кадр из фильма «Сестра Урсулы»

При съёмках от первого лица часто показывают руки убийцы. Если он душит жертву, то наверняка камера запечатлит его руки в перчатках — это один из самых узнаваемых элементов джалло.

Женщины в центре внимания

Демонстрация преступления глазами убийцы позволяет сосредоточиться на жертве. Как правило, главной героиней фильма является женщина — этим джалло отличаются от американских хорроров тех времён. По этой причине к итальянским режиссёрам ехали сниматься актрисы со всего мира — им было проще получать главную роль в картине.

Акцент на женщинах выгоден и потому, что так проще снимать эротические сцены — для продвижения жанра это важный аспект.

Маски

Для злодеев джалло свойственны необычные маски. Традиция была заложена ещё в фильме «Шесть женщин для убийцы» Марио Бавы. Но если его герой носил простую маску, скрывающую лицо, то потом убийцы будут более изощрёнными. В «Водолее» (в оригинале Deliria) убийца блуждает по театру в костюме совы.

Кадр из фильма «Водолей»

Странные названия фильмов

Громоздкие названия стали отличительной чертой жанра. В 1972 году вышел фильм Джулиано Карнимео «Perché quelle strane gocce di sangue sul corpo di Jennifer?», что переводится как «Что это за странные капли крови на теле Дженнифер?». Длинное название приняли не во всех странах, в России фильм чаще называют «Ирис в крови». То же самое случилось с «Il tuo vizio è una stanza chiusa e solo io ne ho la chiave», что можно перевести как «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней». Российские прокатчики назвали картину «Глаз чёрного кота».

Часто картины имели бессмысленные названия, которые ничего не сообщают о фильме. «Преступления чёрного кота», «Смерть отображается в кошачьих глазах», «Чёрное брюхо тарантула», «Семь нот в темноте» — вполне естественные для жанра наименования, в которых не получится найти скрытый смысл или метафоры.

Бессмысленность названий позволила локализаторам из разных стран переводить названия как душа пожелает. Так, картина «Муки невиновных» в США превратилась в «Не пытайте утёнка». Картина «Чёрный день для барана» в США именовалась «Пятый шнур» — в фильме нет ни баранов, ни шнуров.

Необычные саундтреки

Для джалло характерны оркестровые композиции со сложными партитурами. Так режиссёры подчёркивали эпичность происходящего на экране. Получалось пышно и барочно.

Такой подход ценили не все — для американского проката продюсеры могли менять музыкальное сопровождение и использовали более простые мелодии.

Красочные сцены насилия

Режиссёры, работавшие с джалло, старались создать максимально впечатляющие сцены убийств. Из‑за этого многие фильмы попадали под цензуру за пределами Италии. Действия героев не заканчивались после взмаха ножа — жертвы умирали долго и мучительно. Всё это сопровождалось реками крови, оторванными конечностями. Зритель должен был впечатлиться и даже испугаться.

Кадр из фильма «Суспирия»

Большую роль при создании картин играли художники декораций — яркие цвета стали фирменной чертой движения. Работа со светом в джалло достигла высочайшего уровня. В лучших образцах движения цветовые палитры блистают на протяжении всей картины, в более приземлённых фильмах выделяются только сцены убийств.

Зачем смотреть джалло

Лучшие джалло нравятся даже людям, которые не любят хорроры и триллеры, а фильмы Дарио Ардженто и вовсе являются бесспорной классикой мирового кинематографа. Интересные операторские находки и мастерская работа с декорациями делают джалло неустаревающим направлением.

Кадр из фильма «Шесть женщин для убийцы»

В то же время джалло интересны и как определённый этап в развитии мирового кинематографа. Джалло часто называют предвестником слэшеров. Итальянские режиссёры сумели пересобрать хорроры и показали, что жанр, к которому критики относились с пренебрежением, вполне годится для сложных нарративов. Также джалло сделали эротическое кино частью мирового мейнстрима.

Какие джалло стоит посмотреть

Среди сотен джалло можно найти много выдающихся картин, но чаще встречаются плохие фильмы — не все итальянские режиссёры способны на «Суспирию» или «Кровавый залив». Но для начала изучения джалло хватит нескольких ярких представителей направления.

1. «Девушка, которая слишком много знала»

  • Италия, 1963 год.
  • Хоррор, триллер.
  • Длительность: 86 минут.
  • IMDb: 7.
  • Режиссёр: Марио Бава.
Кадр из фильма «Девушка, которая слишком много знала»

Американская студентка становится случайной свидетельницей преступления в Риме и берётся расследовать его, на ходу обучаясь слежке и сбору улик. Это приводит к опаснейшему приключению.

«Девушка, которая слишком много знала» считается первым джалло. Картина вдохновила целое поколение режиссёров на создание нового направления. Фильм стоит смотреть всем, кому интересна история кинематографа, — уже через два десятилетия после его выхода сформируется целый канон. Интересно, что сам Марио Бава ориентировался на Альфреда Хичкока.

2. «Четыре мухи на сером бархате»

  • Италия, 1971 год.
  • Триллер.
  • Длительность: 104 минуты.
  • IMDb: 6,6.
  • Режиссёр Дарио Ардженто.
Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате»

Музыкант замечает, что за ним кто‑то следит. Однажды он ловит человека, который его преследовал, и случайно убивает. Но кто‑то и после преступления продолжает идти за ним по пятам.

Это один из лучших джалло в истории и фильм‑веха для Ардженто. За время съёмок операторы сменили несколько передовых камер, экспериментируя с количеством кадров в секунду, — финальная сцена и сейчас выглядит современно. Музыку для фильма написал великий Эннио Морриконе, уже сделавший себе имя на спагетти‑вестернах.

3. «Кровавый залив»

  • Италия, 1971 год.
  • Хоррор, триллер.
  • Длительность: 84 минуты.
  • IMDb: 6,5.
  • Режиссёр: Марио Бава.
Кадр из фильма «Кровавый залив»

Сюжет фильма настолько странный и запутанный, что его невозможно описать. Главное — убийств в «Кровавом заливе» ну очень много. Картину стоит смотреть только в случае, если есть жгучее желание понять суть джалло, — вряд ли она принесёт удовольствие сама по себе.

4. «Собор»

  • Италия, 1989 год.
  • Хоррор.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 6,2.
  • Режиссёр: Микеле Соави.
Кадр из фильма «Собор»

Главные герои находят информацию о тайных захоронениях под церковью. Открыв вход в подземелье, они впускают в мир древнее зло.

Микеле Соави — последний гений джалло, снимавший каноничные фильмы до середины 90‑х. «Собор» показывает, как хороший режиссёр пытался пересобрать стандартные элементы джалло. Человеческие пороки уступают место сверхъестественному злу, а городские локации заменены на церковь — при этом дух джалло не теряется.

Вероятно, это последнее оригинальное джалло, после «Собора» были лишь ремейки.

5. «Суспирия»

  • Италия, 1977 год.
  • Хоррор.
  • Длительность: 99 минут.
  • IMDb: 7,3.
  • Режиссёр: Дарио Ардженто.
Кадр из фильма «Суспирия»

Американка приезжает в Германию для обучения у великой танцовщицы. С первых же дней пребывания в школе главная героиня понимает, что вокруг происходит что‑то странное.

Часто «Суспирию» выписывают из джалло, хотя фильм содержит в себе все важные элементы течения. Возможно, дело в величии картины — не все хотят ставить её в один ряд с более приземлёнными работами.

6. «Аромат дамы в чёрном»

  • Италия, 1974 год.
  • Хоррор, триллер.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 6,6.
  • Режиссёр: Франческо Барилли.
Кадр из фильма «Аромат дамы в чёрном»

Девушке рассказывают о чёрной магии, поэтому она повсюду видит страшные образы. Героиня подозревает знакомых в колдовстве, а реальность перестаёт быть обычной.

Сюжет картины напоминает «Ребёнка Розмари». Благодаря этому можно сравнить американские хорроры и джалло — различия в каждом кадре. «Аромат дамы в чёрном» намного ярче, чем фильм Романа Полански. К тому же картина Барилли наполнена эротическими сценами в противовес семейным сценам из «Ребёнка Розмари».

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Кадр из фильма «Шесть женщин для убийцы»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Таня Чудак
28.07.22 08:59
Это всё чёрная магия:) Спасибо, что обратили внимание. Поправили вёрстку
Kara But
28.07.22 12:14
Есть еще "Суспирия" 2018 года )
Андрей Григорьев
31.07.22 12:45
Автор начинает с правильного определения поджанра, но потом всё превращается в какую-то кашу. Соави не снимал джалло, его "Водолей" - типичный слэшер, правда, с ярко выраженным итальянским акцентом, "Собор" - хоррор про потусторонние силы и одержимость (не случайно какие-то ушлые прокатчики рекламировали его как третью часть Demons). "Девушка, которая слишком много знала" тоже не имеет никакого отношения к канонам жанра. Да и Suspiria, в которой на первый взгляд, встречаются фрагменты каноничного джалло, тоже сворачивает в результате не в ту степь. При этом не увидел упоминаний в тексте ни Profondo Rosso, ни Tenebre того же Ардженто. И к вопросу об "оркестровых композициях". Итальянцы как раз очень активно экспериментировали с звучанием и жанрами, вплетая в оркестровки рок, джаз и электронную музыку или даже заменяя типичные для хоррора оркестровки последними. Достаточно вспомнить, что успеху Profondo Rosso в немалой степени способствовала музыка Goblin. А в европейской версии Dawn of the Dead рок-композиций от тех же гоблинов стало на порядок больше, чем в американской.
Dina Shupet
02.06.23 14:56
Мне очень понравились фильмы "Хеллбендер" и "Раненный оленёнок"
Читать все комментарии