Почему мы ведёмся на липовые скидки и как это исправить

Эта ошибка мышления может дорого вам обойтись.

Мы подсознательно цепляемся за первую информацию

Представьте такую ситуацию. Вы хотите купить машину и начинаете договариваться с продавцом о цене. Первая сумма, которую он назовёт, задаст тон всем переговорам. По сравнению с ней немного сниженная цена покажется разумной, даже если изначально она была сильно завышена. Так происходит, потому что мы видим выгоду какого-то предложения только в сопоставлении с другими.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Тот же механизм действует на распродажах.

Если вчера товар стоил 1 000 рублей, а сегодня — 500, нам кажется, что это отличное вложение средств.

Хотя на самом деле это ничего не говорит о его реальной стоимости. Просто первая увиденная цифра задаёт ожидания.

И она мешает нам мыслить объективно

Эффект привязки, или эффект якоря — это смещение в восприятии числовых показателей. Оно происходит, когда мы пытаемся примерно подсчитать или оценить какое-то число. При этом мы цепляемся за цифру, которую услышали первой, и формируем мнение исходя из неё. Она становится якорем, который не даёт нам далеко уйти от начальной точки. Пример такой привязки — первая предложенная цена при покупке автомобиля.

Как только величина якоря обозначена, все будущие оценки и предположения подстраиваются под него. Психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман продемонстрировали это в эксперименте с умножением. Они попросили одну группу участников предположить, каково будет произведение чисел от восьми до одного: 8 × 7 × 6 × 5 × 4 × 3 × 2 × 1, а другую — тех же чисел в обратном порядке: 1 × 2 × 3 × 4 × 5 × 6 × 7 × 8. Участники из второй группы назвали гораздо меньшую цифру, потому что увидели в начале последовательности единицу, двойку и тройку. Они и стали якорем.

Но этот эффект не ограничивается абстрактными примерами. О нём хорошо известно маркетологам и владельцам магазинов.

Доказано, что подобные якоря влияют на количество купленных товаров в продуктовых магазинах. В рамках эксперимента в конце стеллажей повесили рекламные объявления. На одном было написано: «Батончики: купите 18 штук и храните в морозильнике». На другом — «Батончики: купите и храните в морозильнике». Видя число 18, люди покупали больше батончиков. В другом случае на полке с банками готового супа написали: «Не более 12 банок в одни руки». И люди снова покупали больше.

Эффект якоря влияет даже на решения опытных судей. Исследователи провели эксперимент, в котором попросили участников вынести приговор по фиктивному уголовному делу. Одним в качестве наказания предлагали дать девять месяцев условного лишения свободы, другим — три месяца.

Судьи, которые видели большее число, выносили более суровый приговор. Во втором эксперименте после изучения материалов служителей Фемиды просили бросить игральные кости. Те, кому выпадало большее число, назначали более длительное наказание.

С этой ошибкой мышления можно бороться

К сожалению, эффекта якоря очень сложно избежать, даже зная о нём. Во время одного исследования участникам предлагали деньги, если у них получится выносить более точные суждения, но это не помогло.

Старайтесь не забывать, что начальная цифра влияет на ожидания.

Особенно когда договариваетесь о зарплате, обдумываете покупку или совершаете сделку. С осторожностью относитесь к людям, которые используют этот эффект в своих интересах. Проверяйте, действительно ли скидка так хороша, как кажется на первый взгляд.

Учтите, что на решения также влияет настроение. Мы с большей вероятностью цепляемся за якорь, когда нам грустно. Так что дважды подумайте, прежде чем совершать покупки в расстроенном состоянии.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ghost Hunter
28.04.19 09:28
Кому что?
Roman Tekuchev
29.04.19 20:58
| изменено
а на самом деле эти игры -просто деньги на ветер, шизофренические игры полунедоперевозбужденных сверхнедоподростков
Thomas Anders
08.08.19 09:26
Покупаю только то, что нужно мне, а если это попало под акцию, то почему бы не взять..))
Нёладу Жёрднепыв
08.08.19 10:09
Ответ дан в самой статье: участники эксперимента забыли арифметику начальной школы и сделали скоропалительные выводы. Собсна, вывод: человек скупое и глупое жывотное.
Читать все комментарии