Эссенциализм — секрет успеха Tiny Wings и людей, которые всё успевают

Вам чудовищно не хватает времени? Вы бросаетесь от одной задачи к другой, но так и не можете сказать в конце дня «Как плодотворно я поработал»? Писатель и тренер Никлас Геке (Niklas Goeke) ощущал то же самое, однако научился управлять временем и делами и в статье делится методами, которые он теперь использует.

Эссенциализм — это не про то, как успевать больше за меньшее время, а про то, как делать только то, что нужно делать.

Грег МакКеон (Greg McKeown)
автор книги «Эссенциализм»

Да, я никогда не мог похвастаться, что испытываю чувство выполненного долга в конце дня, даже если провёл его весьма продуктивно. Но я нашёл два секрета, которые помогли мне встать на путь эссенциализма и фокусироваться, словно лазерный прицел, на делах, которые надо завершить.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

Теперь мой список дел на день выглядит примерно так:

  1. Набросать план для статьи.

Неплохо, да? Просто великолепно! Сделали задачу и наслаждайтесь моментом. Я бы запатентовал эту методику, но она — всего лишь результат моего неуёмного геймерства. Объясню всё подробнее.

Кое-что вы делаете неправильно прямо сейчас

Прямо сейчас. Я уверен. Вы делаете кое-что неправильно. И даже не до конца осознаёте это. Поднимите-ка глаза в верхнюю строчку браузера. Что видите? Примерно это?

Не две, не три, а все 10 вкладок открыты. И как долго вы работаете с таким экраном? День? Неделю? Месяц? Похоже, вы страдаете хронической многозадачностью головного мозга. И эти вкладки только верхушка айсберга. И нет сомнений в том, что ваша производительность страдает от этого.

За каждый проект, выполненный в многозадачном режиме, вы наказываете себя потерей качества, потерей времени и стрессом. Если вы мне не верите и считаете, что у вас всё под контролем, сыграйте в игру. Бьюсь об заклад, вы не продержитесь и минуты. Вот мой результат:

Урок первый: мы не можем работать в многозадачном режиме. А если вы говорите, что можете, скорее всего, вы врёте себе. Почему же так сложно играть в эту игру? Давайте посмотрим, что происходит в мозге, когда вы играете.

Как многозадачность влияет на уровень мастерства

Не вдаваясь в подробности, рассмотрим самую суть. Когда вы делаете одну задачу, ваш мозг работает так: оба полушария вовлечены и работают вместе.

Но как только добавляется даже секундная задача, левое полушарие переключается на неё, в то время как правое продолжает работать над предыдущей. То есть полушария работают независимо друг от друга, преследуя различные цели. Если вы постоянно переключаетесь между двумя задачами, на МРТ это будет выглядеть примерно так:

Вместо одного мозга, на полной мощности трудящегося над задачей, у вас теперь две менее мощные половинки, которые работают короткими периодами. А если у мозга только две половинки, то что происходит, когда вы подключаете третью задачу? Правильно: хаос!

В одном исследовании участников попросили расставить буквы в соответствии с алфавитным порядком, цветом и размером (заглавные и строчные). Участники постоянно забывали об одном из заданий, а в двух выполняемых допускали множество ошибок.

К тому же выполнение работы в режиме мультизадачности занимает на 40% больше времени, чем при сосредоточенности на одной задаче. Так происходит потому, что мозг, как компьютерный процессор, распределяет время на каждую задачу. Всякий раз, когда вы переключаете задачи, ему приходится восстанавливать контекст. Представьте, что на компьютере вы переключаетесь из приложения в приложение: надо извлечь данные из памяти, обновиться, подгрузить картинки. Это занимает время. Поэтому чем больше времени вы будете непрерывно работать над одной задачей, тем лучший результат получите.

Как связан эссенциализм и игра Tiny Wings

Есть ли приложение или видеоигра, похожая на ту, в которую вы играли в начале статьи? Нет. Потому что она не весёлая. Она стрессовая.

Вот история правильной игры…

В феврале 2011 года немецкий разработчик Андреас Иллигер (Andreas Illiger) выпустил игру Tiny Wings. Было продано 10 миллионов копий игры. И скромный разработчик в одночасье стал миллионером.

Нулевой бюджет. Никакого маркетинга. Без команды. Только сфокусированность на задаче.

Андреас хотел сделать игру, в которую смогут играть даже дети полутора лет. Будучи истинным эссенциалистом, он сосредоточился только на одном аспекте игры.

Вокруг так много разрушительных и негативных игр, что мне захотелось сделать такую, которая приносит счастье.

Андреас Иллигер

Годовалые дети не могут соображать в режиме многозадачности, поэтому Андреас сделал максимально простую игру, которая погружает в радостное состояние: крохотный и милый главный герой, ритмичная музыка и самый простой геймплей, который он только мог придумать.

Нет ни системы уровней, ни умопомрачительной графики, но есть один из ключевых компонентов геймификации: мотивация. Игроками движет желание получить положительные эмоции, ощутить счастье, удовольствие. И это они находят в Tiny Wings.

Вы — птичка с крошечными крылышками, которая хочет летать высоко в небе. Единственное, что нужно делать, — вовремя тапать пальцем по экрану, чтобы птичка подпрыгивала на холмах. По дороге надо собирать монетки. Темп игры ускоряется, а ваша задача только тапать и тапать по экрану, опять и опять.

И когда вы достигаете прогресса в игре, вам хочется продолжать играть. Это то самое «потоковое состояние», которое описал психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi). Попасть в поток можно, достигнув равновесия между сложностью задачи и навыком, когда вам и не скучно, и вы не разочаровываетесь. Вот почему игра затягивает.

И вот второй урок: когда вы фокусируетесь на одной задаче, вы делаете её хорошо.

Давайте посмотрим, как эти два урока использовать в жизни каждый день.

Какое отношение это всё имеет к продуктивности

Во-первых, решусь сказать, что вы обманываете себя. Заставляете верить в вещи, которые неправдивы.

Допустим, это ваш список дел:

  1. Вынести мусор.
  2. Поработать над проектом.
  3. Сходить за продуктами.
  4. Пообедать.
  5. Ответить на письма.
  6. Сходить на тренировку.
  7. Поплавать.
  8. Выбрать подарок маме.
  9. Отправить предложение клиенту.
  10. Позвонить врачу.

Обычный список, да? А как он выглядит в конце дня? Не вот так ли?

  1. Вынести мусор.
  2. Поработать над проектом.
  3. Сходить за продуктами.
  4. Пообедать.
  5. Ответить на письма.
  6. Сходить на тренировку.
  7. Поплавать.
  8. Выбрать подарок маме.
  9. Отправить предложение клиенту.
  10. Позвонить врачу.

Составление предложения клиенту заняло несколько больше времени, чем вы предполагали. Целый день, если быть точным. Всё, что вы успели сделать кроме этого, — вынести мусор и ответить на письма.

Это главный недостаток списков. Вы обманываете себя, думая, что знаете заранее, сколько сможете сделать за день.

Как встать на путь эссенциализма

Какую же выбрать структуру, чтобы организовать свой день, если список дел из предыдущего пункта не подходит? Вспоминаем урок Tiny Wings: потратьте всю свою энергию на что-то одно и вы получите восхитительный результат.

Однозадачность — тренд из всех последних бизнес-книг, и я советую вам его поддержать. Давайте поучимся у великого эссенциалиста. В своей книге «Эссенциализм» Грег МакКеон показывает два изображения, которые объясняют однозадачность.

Если вы спите 8 часов в день, то остаётся 16 часов бодрствования. Допустим, 4 часа вы тратите на себя: душ, прогулка, физические упражнения. Остаётся 12 часов, и их надо потратить на достижение целей.

Каждая стрелка — один час:

  1. Пост в блог.
  2. Продвижение в социальных сетях.
  3. Составление и выставление счетов.
  4. Работа над клиентским проектом.
  5. Звонки потенциальным клиентам.
  6. Встреча.
  7. Прокрастинация и просмотр роликов на YouTube.
  8. Продумывание долгосрочной бизнес-стратегии.
  9. Исследование рынка.
  10. Текущие письма.
  11. Ответы на вопросы клиентов.
  12. Путь от дома до офиса и от офиса до дома.

Куча дел. И в некоторые дни удаётся их переделать. Но даже тогда ощущения прогресса у вас нет.

Теперь на секунду представьте, что вы проведёте день так:

Что произойдёт, если вы потратите все 12 часов на одну задачу? Будете писать не 1 час, а 12? Если вы пишете 500 слов в час, то за 12 вы напишете 6 000 слов! Вот это прогресс, который вы заметите. Во многих книгах не более 25 000 слов. Да вы можете книгу написать за 4 дня. Да, целую книгу. Конечно, 12 часов вы вряд ли сможете посвятить одному занятию. Но даже если это будет 4 часа или 6, этого всё равно достаточно, чтобы быстро закончить какое-то большое дело.

Просто сравните картинки. В каком случае вы быстрее прибудете из пункта А в пункт В?

Когда вы сосредоточены, результаты работы растут по экспоненте. Ну что ж, достаточно разговоров и картинок, давайте принимать меры!

Три шага, чтобы достичь всепоглощающей сфокусированности

Выполните эти три шага, чтобы ваш список дел состоял только из одной задачи ежедневно. Я делаю это в Evernote, вы можете использовать Trello, Wunderlist, ручку с бумагой — как пожелаете.

Шаг первый: составляем список действий

Эту идею я подсмотрел в книге Дэвида Аллена (David Allen) «Как привести дела в порядок». Она заключается в том, чтобы разбить большую задачу на крошечные кусочки. Например, моей целью на август было успешно разместить два гостевых поста. Вот как я покрошил эту задачу.

  1. Проанализировать популярные посты по этой теме.
  2. Придумать заголовок для поста.
  3. Написать план поста.
  4. Написать вступление.
  5. Вписать в пост историю из жизни.
  6. Добавить в пост научное обоснование.
  7. Написать про первый шаг.
  8. Написать про второй шаг.
  9. Написать про третий шаг.
  10. Написать заключение.
  11. Вставить картинки.
  12. Отредактировать пост.
  13. Отослать пост.

Один шаг должен занимать не более 25 минут, и шаги должны быть настолько простыми, чтобы инструкцию мог понять даже четырёхлетний ребёнок.

Шаг второй: выбираем наиболее важную задачу на следующий день

Выберите один пункт. Если вы уже постарались и написали действия в том порядке, в котором их следует выполнять, значит, выберите просто следующий пункт. Запишите дело дня на стикер и повесьте на монитор. Это ваша цель на ближайшие 24 часа.

Дело дня — составить план поста.

А ещё желательно поставить напоминалку, которая прозвенит в тот момент, когда вы обычно начинаете работать, и напомнит вам начать с дела дня.

Шаг третий: учимся не отвлекаться, используя корзину

Эту корзину можно создать в том же приложении, которое вы используете для составления списка дел. Туда вы сложите всё, что вас отвлекает. Вот о чём я говорю…

Только вы погрузились в работу, как приходит сообщение в мессенджер:

— Поедешь домой, заскочи за хлебом.
— Окей.

Блямс!

— Купи белого. И можно пончиков.
— Ладно.

Блямс!

— А, нет, пончиков не надо, лучше круассаны.

Да ёлки же палки! Даже если вы после всех сообщений вернётесь к работе, а не решите выпить чайку и передохнуть, в голове у вас будут крутиться мысли об этих пончиках-круассанах и сосредоточиться будет невозможно. Эти мысли надо выбросить из головы. Выбросить в вашу корзину. Все сообщения, звонки, письма, уведомления, воспоминания — всё безжалостно выкидываем в неё.

Корзина: 

  1. Купить круассаны.
  2. Помыть машину.
  3. Заехать в аптеку за витаминами.

Как использовать эту систему для максимальной продуктивности

Когда утром прозвенит напоминание о начале рабочего времени, посмотрите на дело дня. Установите таймер на 25 минут и начните работать. Все отвлекающие моменты, внешние и внутренние, выбросьте в корзину: вы сможете разобраться с ними позже.

Если по какой-то причине вы не успеваете закончить дело дня за 25 минут, сделайте перерыв на 5 минут. Делайте что угодно, кроме работы: погуляйте с собакой, пропылесосьте пол в комнате, сделайте несколько приседаний, погуляйте по коридору офиса. Безусловно, закончить дело дня вы должны за следующие 25 минут, иначе вы что-то напортачили, когда составляли список.

Прелесть этой системы в том, что я начал свой день с составления плана статьи. А теперь я пишу последние её слова, хотя прошло всего 5 часов.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Наталия Романова
13.01.16 23:56
Про игру кстати, если бы я знала англ, то продержалась бы еще больше :) про первые 2 варианта было понятно что стрелками двигать, а вот 3й не поняла чем управлять. а само управление у меня проблем не вызывает, у меня отличное периферийное зрение, из-за этого катастрофически не могу носить очки, только линзы, в очках мне кажется что меня ограничили, типа как лошадям надевали специальные штуки возле глаз, чтобы лучше ехали по заданному пути, вот так я себя чувствую в очках. Моя мысль в том, что не всем подходит однозначность и про работу мозгу очень дилетантское у вас объяснение, я это изучаю давно, много читала и вы не правы, полушария совсем не так работают и мозг (натренированный) прекрасно справляется с многозадачностью.
Свободная Муха
14.01.16 19:25
Статья -- хлам. В игре удалось продержаться 72 секунды с 3 раза (когда стало понятно, что и как управляется).
Мария Шерстнёва
18.01.16 10:35
Очень интересно написали, Наталия. Но делать паузы в работе, как в примере с рисованием, это не многозадачность:) Это паузы в работе, которые, несомненно, полезны. Что касается готовки еды — то тут много отработанных механических действий. Мне кажется, тут нельзя в полной мере говорить о многозадачности. Если можно, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как работают полушария в режиме многозадачности. Интересно:)
Андрей Лис
04.07.16 20:03
С мыслями о многозадачности не согласен - мозг изначально сосредоточен на множестве мелких задач, только большая их часть не требует осмысленности, т. к. доведена до автоматизма. Музыканты, например, прекрасно умеют выполнять одновременно несколько задач, без этого не было бы хороших исполнителей. Но вот сам способ организовывать свою деятельность мне понравился, так действительно избавляешься от каши в голове и больше успеваешь.
Читать все комментарии