«Фабельманы» — отличный фильм Спилберга, который неожиданно пролетел мимо «Оскара»

Режиссёр рассказал о своём детстве и любви к кино. И вышло даже слишком идеально.

2

Вероятно, основной сенсацией прошедшего «Оскара» стало отсутствие наград у «Фабельманов» — одного из главных фаворитов премии. Несмотря на то, что киноакадемия не выдала Стивену Спилбергу статуэтку, фильм всё равно заслуживает внимания.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В ролях снялись Гэбриел Лабелль, Мишель Уильямс, Пол Дано и Сет Роген.

Главный герой фильма — Стивен Спилберг, которого в картине зовут Сэм Фабельман. В шесть лет он впервые посещает кинотеатр, после чего навсегда влюбляется в кинематограф. Он учится снимать, монтировать плёнку и писать сценарии. Из‑за отца, меняющего работы, семья часто переезжает. Съёмка любительских фильмов становится для Сэма не только главным увлечением, но и способом контактировать со сверстниками. Иногда кино приносит и проблемы: рассматривая кадры, снятые во время семейного похода, герой понимает, что его мать влюблена в друга семьи.

Вопрос самоопределения

Юный Сэмми любит кино и как зритель, и как автор. Окружающие воспринимают его увлечение как хобби. Но с годами его страсть не угасает — и это становится проблемой. Он плохо учится в школе, с трудом находит общий язык со сверстниками, слаб физически — все его силы направлены на кинематограф.

Со временем его начинает раздражать само слово «хобби», ведь оно не описывает отношение Сэма к кино. Однако объяснить отцу причины, по которым он готов променять будущее представителя среднего класса на увлечение, невозможно — его не понимают.

В нескольких сценах нынешний Спилберг говорит с самим собой, но юным. Дядя матери, приезжающий в гости на один день, утверждает, что нельзя совместить семью и искусство — они могут разорвать человека на части. Словно режиссёр предупреждает сам себя, но устами странного персонажа.

Кадр из фильма «Фабельманы»

Кадр из фильма «Фабельманы»

Но если слова дальнего родственника кажутся абстрактными, то жизнь матери выглядит как воплощение его слов. Его мать выбрала семью и практически отказалась от музыки, из‑за чего страдает. Она счастлива, когда играет на пианино, источником вдохновения служит и друг отца Бенни — вся остальная жизнь кажется ей болезнетворной рутиной. Она знает, как можно поступить «правильно», но не может выгнать из своей жизни Бенни. Сэм тоже прекрасно осознаёт, что должен учиться и не думать о кино, но, как и мать, делает «неправильный» выбор.

Распределение ролей

Возможно, Стивен Спилберг уж очень увлёкся главным героем, поэтому выдумал вокруг него (себя) слишком искусственный мир. А Тони Кушнер (драматург, который приходит в кинематограф только по зову Спилберга) увлёкся вместе с ним.

Сэма окружают персонажи, которые воплощают разные взгляды на мир. Мать — человек искусства. Она немного сумасшедшая, её настроение переменчиво, она не может быть преданной. Но она показывает Сэму, что бывает, когда запираешь такую натуру в рамки стандартной семьи.

Роль отца в фильме сводится к тому, что он объясняет сыну принцип, по которому работает изображение в кино. В целом на этом его влияние заканчивается. Он слишком увлечён работой, чтобы понять любовь сына к искусству, его больше волнуют реальные вещи. В нём воплощается прагматизм среднего класса.

Дальние родственники с их эпизодическими ролями выполняют более простые задачи. Бабушка служит напоминанием о еврейской родословной героя, а её брат — примером отказа от семейных традиций. Школьная подружка, влюблённая в Иисуса Христа (пожалуй, самый смешной персонаж картины), нужна лишь для того, чтобы Сэм выбирал между кино и любовью. Хулиганы, нападающие на Сэма, учат его контактировать с миром при помощи искусства.

Все герои прописаны великолепно, но служебность губит их. При внимательном просмотре можно угадать не только последующие действия персонажей, но и примерное количество раз, которое они ещё появятся на экране. Они несут в себе миссию (убедить, рассказать, предложить), а после её завершения исчезают. Напоминает сочинение отличника, где всё слишком правильно.

Изучение своей семьи

Стивен Спилберг рассказывал, что работа над «Фабельманами» — попытка вернуть родителей. До просмотра может показаться, что речь идёт о детстве и родителях, которых нет в живых. На самом деле всё немного сложнее.

Кадр из фильма «Фабельманы»

Мать героя годами была влюблена в друга отца. До тех пор, пока ей удавалось это скрывать, семейство Фабельманов было счастливо. Редкие выходки матери (бежать к торнадо, изображать страдания, неожиданно начинать танцы) воспринимались как чудачества. Однако в момент, когда Сэм узнаёт о неверности матери, он перестаёт считать её хорошим человеком. Её выходки (и прошлые, и новые) теперь выглядят как проявление эгоизма. Подросток просто перестаёт доверять матери, её образ разрушен.

Рушится и образ отца: Сэм понимает, что папа увлечён лишь своей работой, поэтому готов не замечать неверность жены. Из‑за этого любящая (и любимая) семья перестаёт быть такой светлой, как раньше.

Личное и не страшное

По отношению к «Фабельманам» постоянно используют слова «личное», «честное», «искреннее». Возможно, это справедливые характеристики, однако Спилберг не рассказывает ничего такого, что стоило бы скрывать. Били в школе, был замкнутым, злился из‑за родителей — вряд ли это история, которой трудно делиться. К слову, в прошлом году вышел фильм «Бардо», в котором Алехандро Гонсалес Иньярриту также рассказывает о себе: о смерти новорождённого ребёнка, преданных идеалах, недоверию к своему народу и многом другом. Его «личное» сопровождалось болью и страданиями, а чёрный юмор позволял лишь немного прикрыть эмоции. В «личном» Спилберга есть идеализированное детство, которое нарушают родители.

Это не значит, что нужно обязательно прожить ужасную жизнь, чтобы снимать о ней кино, — просто не стоит вестись на маркетинговый трюк, никаких секретов Спилберг не расскажет. К слову, он не только великий режиссёр, но и блестящий продюсер — об этом стоит помнить, когда он даёт интервью перед выходом нового фильма.

Лучшая сцена в конце

Несмотря на то, что весь фильм — это симбиоз очень умного сценария и невероятной технической работы, лучшую сцену Спилберг оставляет на финал. Пожалуй, это единственный эпизод картины, в котором режиссёр отходит от схематичности.

Сэм оказывается в кабинете Джона Форда — режиссёра, который для всего поколения Спилберга был богом. В течение нескольких минут Форд, нервно курящий сигару, мучает подростка и объясняет ему, где должна располагаться линия горизонта, чтобы кадр получился интересным. Пока Сэм переваривает сказанное, великий режиссёр произносит: Now get the fuck out of here («Выметайся отсюда»).

Отсутствие реальных наставлений и нравоучений выглядит свежо после двух часов «важных» советов. Появление Джона Форда не обусловлено ничем, кроме желания Спилберга сделать яркую сцену — и в этом есть драйв, тот самый, которым живёт Сэм.

Кадр из фильма «Фабельманы»

Кадр из фильма «Фабельманы»

Стивен Спилберг рассказал довольно простую историю о том, как полюбил кино. Он написал прекрасный сценарий, собрал блестящую съёмочную бригаду и пригласил замечательных актёров. Неудивительно, что фильм получился профессиональным — действительно хорошим, и он заслуженно претендовал на «Оскар». «Фабельманы» развлекает детской наивностью и понятными сюжетами, так что понравится очень многим. Но вряд ли среди тех, кто высоко оценил фильм, многие захотят его пересмотреть — будет скучно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Фабельманы»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Михаил Ванишев
13.03.23 15:48
не смог смотреть эту тошнотину... ужасное кино, снято омерзительно
Andrew Fantôme
13.03.23 15:56
Неожиданно это в смысле, не дали оскар только за то, что Спилберг? Который, к слову, уже попытался намекнуть, что награду не дали из-за антисемитизма.