Facebook* использует вас и заставляет ваших друзей вас ненавидеть

Copyright Shutterstock

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В курсе вы или нет, но Фейсбук* использует каждого из нас! Постоянно :)

Иногда этот факт очевиден: всякий раз, когда вы кликаете «Нравится» на странице или нажимаете «Поделиться», Фейсбук* получает с этого выгоду. Более того, он может сделать так, что вы станете невыносимым раздражителем для ваших друзей. Самое неприятное в этой ситуации — вы можете даже не догадываться об этом. В этой статье мы опишем, как эта хитрая фейсбуков*ская схема работает, а также расскажем, как ее хакнуть.

В вопросе использования Фейсбуком* вашей персональной информации, главное понять: как соцсеть отслеживает вашу активность и что нужно сделать, чтобы защитить неприкосновенность вашей личной жизни. В данном случае речь пойдет о том, как Фейсбук* использует ваши привычки — с или без вашего ведома — чтобы надоедать вашим друзьям постоянными сообщениями, которые как-то связаны с вами. Это очень хитрый зверь, но его можно остановить. Вот, что вам нужно знать.

Фейсбук* использует ваши лайки в рекламных целях

Наблюдаете все чаще в своей ленте сообщения о том, что [вашему другу] нравится ссылка [название страницы] с фото и текстом какого-то поста, хотя он только лайкнул ту страницу?

Наверняка замечали рекламные посты, в которых говорится, что другому [вашему другу] нравится [название страницы] с призывом лайкнуть эту страницу и вам тоже? Безусловно сей факт не может не раздражать.

Но помните, что ваши друзья не специально рекламируют страницы — это всё происки Фейсбука*, использующего наши привычки и интересы в своих целях — чтобы собрать побольше лайков и шар.

Фейсбуков*ский алгоритм выдачи обновлений в новостной ленте — EdgeRank — до сих пор остается загадкой. Если бы все знали, как он работает, то рекламодателям не пришлось бы платить за рекламу постов, а пользователи смогли бы легко отфильтровать свои ленты и блоки объявлений и убрать из них малоинтересный им контент.

EdgeRank служит двум целям. Для людей, которые работают с корпоративными страницами и представляют на страницах Фейсбука* свой бренд, — это алгоритм, который решает как много ваших читателей увидит опубликованный пост. Для пользователей, — это возможность того, что кто-то еще, даже кто-то незнакомый, лайкнет или расшарит посты из вашей хроники. Именно следуя этой схеме, ваша лента новостей не выстраивается в реальном хронологическом порядке, даже после того, как вы установите сортировку новостей по «самым последним».

Речь сейчас не об обновлениях вашего статуса, фотографий или чего-то еще, что вы постите в своей хронике. А о том, как вы взаимодействуете с другими страницами, группами и пользователями Фейсбука*. Одно дело, если ваша лента забита детскими или свадебными фотографиями ваших бывших одноклассников. И другое, — когда каждый пост, который вы лайкнули, появляется в лентах всех ваших друзей. Это происходит без вашего ведома и контролировать, кому это сообщение будет продемонстрировано, вы тоже не можете.

Фейсбук* использует вас, чтобы страницы брендов добрались и до ваших друзей

Проблема: Когда вы видите в своей ленте сообщение от группы, о которой вы никогда не слышали, с призывом лайкнуть милую фотографии или саму страницу/группу, можно предположить, что ваш друг решил поделиться этим со всеми своими друзьями, нажав кнопку «Поделиться». На самом деле все не так. Скорее всего, он просто кликнул «Нравится» под каким-то постом. Но на этом всё. Самый быстрый способ развеять свои сомнения — посетить личный профиль: если в хронике нет репоста, значит Фейсбук* сам решил, что вам данная публикация тоже понравится.

Конечно, это раздражает! Но особенно проблематичной становится ситуация, когда вы нажимаете «Нравится» на том, что может быть для вас небезопасным. Лайк — вроде как не шара, кто его увидит?!

Например, одна моя знакомая — модель: она привлекательна, но ее фотосессии бывают слишком эпатажными. Поэтому будет не очень удобно, если мой начальник случайно заглянет мне через плечо и увидит мою «работу»... Лайкая ее фотосессии, я могу непреднамеренно поделиться этими фото со своими друзьями, подставив их перед боссом. Картина маслом: начальник застает своих подчиненных за просмотром мягко говоря нецензурных картинок с полуобнаженной девицей. И разве это не проблема?

К сожалению, ее никак не решить. Фейсбук* не позволяет самостоятельно регулировать уровень конфиденциальности того, что вы лайкаете. Если понравившийся вам пост лежит в открытом доступе, то ваш лайк тоже становится достоянием общественности. Помните, если вы являетесь фанатом какой-то фейсбуков*ской странички или группы, ее посты могут демонстрироваться в ленте и у ваших друзей тоже.

Так действует EdgeRank. Фейсбук* полагает, что у вас и ваших друзей сходные интересы, поэтому им может понравится то, что нравится вам. Недостаток: ваша лента наводняется фотографиями и обновлениями страниц, до которых ни вам, ни вашим друзьям вовсе нет дела. Как же очистить свою и чужие ленты от загромождения ненужной информацией?

Решение: Прежде всего, думайте перед тем, как нажимать «Нравится». Невозможно определить, какие понравившиеся вам посты окажутся в ленте у ваших друзей. Поэтому прежде, чем вы лайкните какую-нибудь картинку в своей любимой группе, отдавайте себе отчет, что эта фотография может попасть к каждому вашему другу. Вот еще несколько дельных советов:

Скройте от друзей те страницы, которые вам нравятся, в своем профайле, сняв галочку с «Доступно всем» и установив ее напротив «Только я». После этой операции то, что вы лайкаете, не должно больше появляться в лентах у ваших друзей. Попробуйте сделать так, но гарантии, что это сработает на 100% никто дать не может.

Проверьте ваш «журнал действий». Это единственный способ узнать, какие из ваших симпатий являются всеобщим достоянием, а какие нет. Вы увидите всю историю: обновления статуса, понравившиеся фотографии, посты и репосты. Напротив каждого элемента справа стоит значок — доступно всем или только определенному кругу лиц. Фейсбук* не позволяет изменить видимость этих записей, но вы можете убрать свой лайк с каких-то из них (поставить «Не нравится»). Прогуляться иногда по своей истории очень полезно и может открыть для вас много нового:)

Используйте специальные программы для наведения порядка в своей ленте новостей. Вы можете установить утилиту для удаления из вашей ленты навязчивых сообщений с предложением лайкнуть пост или страницу, который понравился кому-то из ваших друзей. Она почистит ваши новости от шлака, однако ваши друзья останутся незастрахованными от получения якобы вашего приглашения лайкнуть группу или картинку, под которой вы нажали «Нравится».

Фейсбук* использует ваши лайки в корыстных целях страниц брендов, захламляя ленты ваших друзей

Проблема: Вы наверняка видели такую рекламу у себя в ленте: одному, второму и третьему другу нравится такой-то бренд с кнопкой лайка. Иногда таких сообщений сразу два или три подряд в большом рекламном блоке. Это сильно раздражает, особенно, когда этот бренд вам до лампочки. Оградите ваших друзей от лишних хлопот, проведите ревизию в списке брендов, которые вам «нравятся».

Решение: Нажмите «Не нравится» на тех страницах брендов, которые вас мало интересуют, и впредь не лайкайте новые группы, с которыми вы не хотите иметь ничего общего.

Есть компании, которые предлагают отличный сервис, всякие бонусы и скидки, а также другие «ништяки», за что их нельзя не обожать. Например, что вам стоит нажать «нравится» на нашей уютной страничке в Фейсбуке*?:)

Мы зачастую лайкаем страницы тех брендов, продукцию которых выбираем. Потому что хотим быть в курсе последних новостей компании, текущих акций и спецпредложений. Но мы не получаем от них материальной выгоды ежедневно. Как же быть?

Подпишитесь на Твиттер вашей любимой компании. Твиттер в отличие от Фейсбука* не будет постоянно докучать вам или вашим друзьям назойливой рекламой от брендов. Можно даже не читать аккаунт понравившейся компании, а просто добавить ее в специально созданный список (например, только для магазинов или конкурсов), и вы будете в курсе всех акций и предложений.

Заведите отдельный аккаунт для лайков. Специально для отслеживания акций и скидок создайте себе второй аккаунт. Его можно также использовать для того, чтобы контролировать какую вашу личную информацию без вашего разрешения расшаривает Фейсбук*. Примечание: Политика Фейсбука* предусматривает наличие у одного человека только одного аккаунта. Создавая второй профиль, вы как бы нарушаете условия пользования соцсетью. Просто имейте это ввиду.

Настройте параметры рекламы. Вы можете запретить Фейсбуку* использовать ваше имя и активности в рекламных целях. Также у вас есть возможность настроить то, как соцсеть превращает понравившиеся вам посты, страницы и группы в рекламные сообщения, которые так сильно раздражают ваших друзей. Идете на страницу параметров рекламы и устанавливаете галочку напротив «Никто».

Фейсбук* не собирается останавливаться...

Не стоит надеяться, что Фейсбук* в ближайшее время прекратит использовать наши имена и лайки для создания раздражающей всех рекламы. Более того, Цукерберг ввёл «графический поиск» — индивидуальный веб-поиск, который выводит уникальные результаты для каждого пользователя. Всё бы прекрасно. Но! Этот поиск дает рекламодателям шикарную возможность ставить перекрестные ссылки с одних лайков на другие. В свою очередь это позволяет им понять, кто должен увидеть рекламируемый бренд или продукт и какие друзья лучше всего подойдут на роль «промоутеров».

Пока графический поиск доступен только узкому кругу пользователей (можно записаться в лист ожидания) и не нарушает конфиденциальность личных данных. Если вы продвинутый пользователь и знаете, как скрыть персональную информацию в Фейсбуке*, вам можно не беспокоиться по поводу графического поиска. Возможно, что рекламодатели уже имеют доступ к индивидуальному поиску, но это пока остается не ясным.

Подобной философией руководствуются и социальные ридеры в Фейсбуке* — приложения, которые позволяют показывать друзьям, какие статьи в интернет-изданиях вы прочитали. Если о будущем графического поиска пока еще говорить рано, то социальные ридеры, позиционируемые как новая соцфункция, с треском провалились. Пользователи, мягко говоря, не рады делиться с сотнями друзей информацией о том, чьи фото они посмотрели и какие сплетни читали, тем более, делать это не по своей воле. Неудивительно, что многие СМИ, в том числе российские, отказались от внедрения ридеров в виде отдельных приложений, так как они способствовали лишь оттоку пользователей.

Как быть и что делать?

Печальная правда в том, что Фейсбук* является бесплатным сервисом для пользователей. Поэтому ему так или иначе нужно зарабатывать на жизнь. Фейсбук* делает деньги на наших с вами личных данных. Вопрос лишь в том: использует наши данные только Фейсбук* или передает их кому-то еще, а также что потом происходит с этой информацией.

Подведя итоги, можно сказать:

1. Будьте начеку каждый раз, когда нажимаете «Нравится», потому что распространение этой информации не ограничится новостными лентами ваших друзей, а вполне себе может выйти за их пределы.

2. Поскольку вы не можете увидеть в своем профиле, что было расшарено от вашего имени, вы не осознаете этого пока вам кто-нибудь не попингует, почему вы лайкаете так много фоточек одной и той же группы или спамите картинками какой-то страницы. Регулярно проверяйте настройки своей приватности, в частности, настройки отображения данных у приложений и страниц (ваш верный друг — «Только я»). Также контролируйте список того, чем вы поделились.

3. И еще: каждый раз, когда Фейсбук* проводит тайные манипуляции с изменением порядка выдачи новостей или просто осуществляет какие-то социальные нововведения, не забудьте проводить обновление всех ваших настроек приватности.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник: Lifehacker.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Denis Volkov
08.03.13 22:43
Автор кандидат в параноики. Не хотите, чтобы босс видел фото полуобнаженной дамы, лайкнутой вашим другом? - Не заходите в facebook при боссе, просто работайте.
Roman Shramko
11.03.13 17:33
У автора небольшие проблемы с предметной областью: graphsearch — это не «графический поиск» :) Термин graph - относится к дискретной математике, а не рисованию )
Евгений Орлов
18.03.13 14:13
ФБ не нужен.
Ekaterina
28.03.13 19:06
Неудобный, навязчивый, куча рекламы (кстати я тоже сначала думала уже ненавидеть друзей) - не люблю фейсбук, пользуюсь им только в исключительных случаях и в целях одного моего увлечения: формула-1. Твиттер обожаю!
Читать все комментарии