Каким получился «Фандорин. Азазель» — сериал, в котором Романовы правят Россией в 2023 году

У смелой интерпретации романа Бориса Акунина довольно много проблем.

19 января на «Кинопоиске» состоялась премьера первого эпизода сериала «Фандорин. Азазель». Знаменитый сыщик сменил эпоху, чтобы раскрыть сложное дело.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сериал основан на романе Бориса Акунина «Азазель», но действие книги перенесено из XIX века в альтернативный XXI. Династия Романовых продолжает править Российской империей, а молодой следователь Эраст Фандорин ищет преступников в столице — Петрограде.

Режиссёром сериала выступил Нурбек Эген. Он уже работал над проектом, своеобразно интерпретирующим литературные источники, — снимал «Шерлока в России». Также Эген режиссировал «Мажора» и «Алиби». Над сценарием «Фандорина. Азазеля» работали Никита Попов («Монастырь»), Сергей Попов, Дмитрий Иванов («Метод»).

В главных ролях снялись Владислав Тирон («Триггер»), Мила Ершова («Трудные подростки»), Александр Семчев («День выборов»), Милена Радулович («Балканский рубеж»).

2023 год. 20‑летний следователь Российской империи Эраст Фандорин расследует странное самоубийство, совершённое в центре столицы. Изучая детали, он понимает, что за смертью студента стоит таинственная организация, тесно связанная с чиновниками.

Альтернативная история вызывает вопросы

Авторы сериала создают альтернативную историю длиной в 100 с лишним лет, но делают это максимально лениво. Сохранение престола — это ведь не просто наличие императора, а ещё и отсутствие Гражданской войны, коллективизации, культа Ленина, Сталина и много чего другого.

Но вместо того чтобы хоть как‑то объяснить, что вообще происходило на протяжении столетия, авторы показывают Российскую империю образца 2023 года примерно как Российскую Федерацию образца 2010‑го, но с Романовыми, «ъ» после согласных в конце слов и дворцами, служащими неким доказательством того, что монархия не уничтожена. Проблема в том, что дворцы есть и в реальном Петербурге.

Смысловую пустоту можно оправдать тем, что вышла лишь одна серия. Но всего‑то их шесть. А значит, либо сценаристы будут вставлять информацию в следующие эпизоды поверх детективной линии, либо всё останется как есть. Оба варианта выглядят сомнительно.

Если пустоты в прошлом можно простить, то проблемы с альтернативным настоящим негативно влияют на просмотр. Например, на вечеринку с императором может попасть случайный человек. И даже контркультурщик Ульянов (правнук Ленина) выпивает в одном помещении с Николаем III.

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Впрочем, и сам император Николай III постоянно вызывает вопросы. Он выглядит как ленивая пародия на Николая II из советской историографии — безвольный, жалкий и глупый самодержец, который боится собственной жены. Возможно, для альтернативной реальности стоило придумать более интересного императора.

Сценаристы пробуют шутить, но у них не получается

С первых минут «Фандорин. Азазель» заваливает зрителя предсказуемыми юморесками. Постоянные издёвки над реальной историей банальны. Мавзолей Ленина находится в Аргентине, и люди даже платят, чтобы в него попасть, — вероятно, самая смешная шутка. Остальные хуже.

Альтернативными являются не только события, но и технологии. Так, все герои пользуются планшетами с приложением «Портретъ» — это аналог обычных социальных сетей, который в 2023 году разрешил женщинам демонстрировать соски. Кажется, что сценаристам безумно понравился «Портретъ», так что его показывают каждые три минуты.

Но кульминацией юмористического аттракциона в первой серии становится костюмированная вечеринка. Фандорин знает пароль и может пройти на закрытый светский раут, нужно лишь надеть что‑то приличное. И он выбирает… вечернее платье. Это нужно не для того, чтобы кого‑нибудь обмануть. Нет, просто сценаристы хотят показать мужика в платье. Выходит несмешно.

Актёры переигрывают

Фандорин — авантюрист с необыкновенной смекалкой, вполне себе плут. Но быть обаятельным и харизматичным ему не удаётся, а от этого рассыпаются и остальные детали образа. Просто он слишком эмоционален.

Владислав Тирон в роли Эраста Фандорина откровенно переигрывает. Любая информация, которую он получает, чуть ли не доводит его до инфаркта — он широко раскрывает глаза и рот и замирает.

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Проблема тут не только в чересчур эмоциональной игре, но и в сценарии — подобный шок герой испытывает по любому поводу. Он слишком плохой сыщик. Поэтому идея о том, что стоит посмотреть фотографии жертвы, загруженные в «Портретъ», вызывает у него восхищение. Даже удивительно, что он не поражается восходу солнца или существованию электричества.

К счастью для Владислава Тирона, переигрывает не только он. Девушка, помогающая ему вести расследование, а также император, его жена, студенты — все герои гиперэмоциональны. Кажется, что проблема не в актёрах, а в персонажах.

Впрочем, не всегда. На фоне сына Игоря Верника остальные актёры как будто и не переигрывают. Григорий скорее кривляется, чем играет, причём делает он это уже не в первом сериале. Зачем он нужен в «Фандорине» — загадка.

Нелепо выглядит и Екатерина Варнава, играющая Эвелину Блёданс, то есть супермегасексуальную героиню с томным голосом, которая не сексуальна от слова совсем.

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»

«Фандорин. Азазель» — амбициозный проект, в котором слишком многое пошло не так. Отказ от исторического занудства привёл к созданию скучной реальности, которая лишь внешне является альтернативной. Попытка добавить истории юмора вылилась во множество несмешных шуток. Переигрывающие актёры не дают относиться к героям серьёзно, а в отдельных сценах просто раздражают. Пожалуй, единственное, что действительно удалось сделать альтернативным, так это Санкт‑Петербург, в котором светло и солнечно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Фандорин. Азазель»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Rui Hanadzava
24.01.23 10:22
Читаю статью и комментарии - смысловая пустота, альтернативная история не продумана. Такое впечатление,что собрались критики и очень хочется сказать что-то особенное умное. В первую очередь - это детектив Азазель, а вся альтернативная история только антураж и не надо об жто забывать. Это не фильм про альтернативный вариант России, нет, это фишка в фильме про детектив. Во-вторых, есть такое понятие как юген, искусство недосказанности, пустоты, оставляющей место для воображения зрителя/ читателя, превращающее зрителя в соавтора. Автор обозначает основные вехи, создающие образ, настроение, идею, а не разжевывает в хлам каждую деталь, превращая историю в подобие энциклопедии. И тут приходят критики-блохоловы. Как! Автор не написал подробное обоснование ( куда кстати его вставить в фильм, не очень понятно, ещё доп серию снять, показать краткий исторический экскурс?) .
Тайный Пурпурный Ежик
24.01.23 10:26
"Такое впечатление,что собрались критики и очень хочется сказать что-то особенное умное.""есть такое понятие как юген, искусство недосказанности, пустоты, оставляющей место для воображения зрителя/ читателя, превращающее зрителя в соавтора."
Тайный Пурпурный Ежик
24.01.23 10:28
А критики по Вашему не нужны?
Эдуард Гонов
26.01.23 08:58
Выключил эту ахинею на моменте награждения «императором» людей сертификатами. Трясущийся, заговаривающийся имбецилл а ля костик воронин не может быть императором. Ни породы, ни стати. Чушь в виде добавления везде и всюду твердых знаков и роботов городовых доставляет отдельно. Очередной шлак, лучше с Меньшиковым пересмотреть
Читать все комментарии