19 января на «Кинопоиске» состоялась премьера первого эпизода сериала «Фандорин. Азазель». Знаменитый сыщик сменил эпоху, чтобы раскрыть сложное дело.
Сериал основан на романе «Азазель», но действие книги перенесено из XIX века в альтернативный XXI. Династия Романовых продолжает править Российской империей, а молодой следователь Эраст Фандорин ищет преступников в столице — Петрограде.
Режиссёром сериала выступил Нурбек Эген. Он уже работал над проектом, своеобразно интерпретирующим литературные источники, — снимал «Шерлока в России». Также Эген режиссировал «Мажора» и «Алиби». Над сценарием «Фандорина. Азазеля» работали Никита Попов («Монастырь»), Сергей Попов, Дмитрий Иванов («Метод»).
В главных ролях снялись Владислав Тирон («Триггер»), Мила Ершова («Трудные подростки»), Александр Семчев («День выборов»), Милена Радулович («Балканский рубеж»).
2023 год. 20‑летний следователь Российской империи Эраст Фандорин расследует странное самоубийство, совершённое в центре столицы. Изучая детали, он понимает, что за смертью студента стоит таинственная организация, тесно связанная с чиновниками.
Альтернативная история вызывает вопросы
Авторы сериала создают альтернативную историю длиной в 100 с лишним лет, но делают это максимально лениво. Сохранение престола — это ведь не просто наличие императора, а ещё и отсутствие Гражданской войны, коллективизации, культа Ленина, Сталина и много чего другого.
Но вместо того чтобы хоть как‑то объяснить, что вообще происходило на протяжении столетия, авторы показывают Российскую империю образца 2023 года примерно как Российскую Федерацию образца 2010‑го, но с Романовыми, «ъ» после согласных в конце слов и дворцами, служащими неким доказательством того, что монархия не уничтожена. Проблема в том, что дворцы есть и в реальном Петербурге.
Смысловую пустоту можно оправдать тем, что вышла лишь одна серия. Но всего‑то их шесть. А значит, либо сценаристы будут вставлять информацию в следующие эпизоды поверх детективной линии, либо всё останется как есть. Оба варианта выглядят сомнительно.
Если пустоты в прошлом можно простить, то проблемы с альтернативным настоящим негативно влияют на просмотр. Например, на вечеринку с императором может попасть случайный человек. И даже контркультурщик Ульянов (правнук Ленина) выпивает в одном помещении с Николаем III.
Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»
Впрочем, и сам император Николай III постоянно вызывает вопросы. Он выглядит как ленивая пародия на Николая II из советской историографии — безвольный, жалкий и глупый самодержец, который боится собственной жены. Возможно, для альтернативной реальности стоило придумать более интересного императора.
Сценаристы пробуют шутить, но у них не получается
С первых минут «Фандорин. Азазель» заваливает зрителя предсказуемыми юморесками. Постоянные издёвки над реальной историей банальны. Мавзолей Ленина находится в Аргентине, и люди даже платят, чтобы в него попасть, — вероятно, самая смешная шутка. Остальные хуже.
Альтернативными являются не только события, но и технологии. Так, все герои пользуются планшетами с приложением «Портретъ» — это аналог обычных социальных сетей, который в 2023 году разрешил женщинам демонстрировать соски. Кажется, что сценаристам безумно понравился «Портретъ», так что его показывают каждые три минуты.
Но кульминацией юмористического аттракциона в первой серии становится костюмированная вечеринка. Фандорин знает пароль и может пройти на закрытый светский раут, нужно лишь надеть что‑то приличное. И он выбирает… вечернее платье. Это нужно не для того, чтобы кого‑нибудь обмануть. Нет, просто сценаристы хотят показать мужика в платье. Выходит несмешно.
Актёры переигрывают
Фандорин — авантюрист с необыкновенной смекалкой, вполне себе плут. Но быть обаятельным и харизматичным ему не удаётся, а от этого рассыпаются и остальные детали образа. Просто он слишком эмоционален.
Владислав Тирон в роли Эраста Фандорина откровенно переигрывает. Любая информация, которую он получает, чуть ли не доводит его до инфаркта — он широко раскрывает глаза и рот и замирает.
Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»
Проблема тут не только в чересчур эмоциональной игре, но и в сценарии — подобный шок герой испытывает по любому поводу. Он слишком плохой сыщик. Поэтому идея о том, что стоит посмотреть фотографии жертвы, загруженные в «Портретъ», вызывает у него восхищение. Даже удивительно, что он не поражается восходу солнца или существованию электричества.
К счастью для Владислава Тирона, переигрывает не только он. Девушка, помогающая ему вести расследование, а также император, его жена, студенты — все герои гиперэмоциональны. Кажется, что проблема не в актёрах, а в персонажах.
Впрочем, не всегда. На фоне сына Игоря Верника остальные актёры как будто и не переигрывают. Григорий скорее кривляется, чем играет, причём делает он это уже не в первом сериале. Зачем он нужен в «Фандорине» — загадка.
Нелепо выглядит и Екатерина Варнава, играющая Эвелину Блёданс, то есть супермегасексуальную героиню с томным голосом, которая не сексуальна от слова совсем.
Кадр из сериала «Фандорин. Азазель»
«Фандорин. Азазель» — амбициозный проект, в котором слишком многое пошло не так. Отказ от исторического занудства привёл к созданию скучной реальности, которая лишь внешне является альтернативной. Попытка добавить истории юмора вылилась во множество несмешных шуток. Переигрывающие актёры не дают относиться к героям серьёзно, а в отдельных сценах просто раздражают. Пожалуй, единственное, что действительно удалось сделать альтернативным, так это Санкт‑Петербург, в котором светло и солнечно.