Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же

Нет, это не знаки Вселенной, а всего лишь особенность работы нашего мозга.

Возможно, с вами такое бывало: услышишь новую песню или узнаешь новое слово, и вдруг песня начинает звучать из каждого утюга, а слово — встречаться в каждом втором посте в соцсетях. Это можно считать совпадением или расценивать как некий знак Вселенной, но для такого распространённого явления есть специальный термин — феномен Баадера — Майнхоф.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Что такое феномен Баадера — Майнхоф

Феномен Баадера — Майнхоф, или иллюзия частотности, — когнитивное искажение, при котором мы начинаем постоянно что-то повсюду замечать после того, как это попадает в поле нашего зрения.

В большинстве случаев это не означает, что объект или явление, которые мы видим повсеместно, действительно встречаются чаще. Просто мы настраиваемся на определённый стимул и лучше его осознаём, поэтому он кажется нам гораздо более распространённым, чем, вероятно, есть на самом деле.

Термин «феномен Баадера — Майнхоф» появился благодаря читателю местной газеты города Сент-Пол, штат Миннесота. На форуме он рассказал о том, как дважды за 24 часа случайным образом столкнулся с упоминанием немецкой леворадикальной группировки 1970‑х годов, лидерами которой были активисты с фамилиями Баадер и Майнхоф. Заметку об этом опубликовали в газете в 1994 году, а немного позже профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики описал аналогичный феномен применительно к лингвистике и предложил название «иллюзия частотности».

Как работает иллюзия частотности

Феномен — результат того, как наш мозг фильтрует информацию об окружающем мире. В частности, здесь задействованы два важных процесса: избирательное внимание и предвзятость подтверждения.

Избирательное внимание — это способность замечать одни вещи и не замечать другие.

Нас окружает так много информации, что мозг просто не в состоянии обработать, отсортировать и запомнить всё без исключения. Чтобы максимально эффективно использовать свои ограниченные ресурсы, мозгу приходится фильтровать море шума, отсеивать неважное и концентрироваться на ключевых деталях. Другими словами, избирательное внимание — это своего рода прожектор, который привлекает ресурсы мозга к главному событию.

Предвзятость подтверждения связана с нашей склонностью искать и принимать за истину информацию, которая согласуется с нашей точкой зрения. Как только мы на что-то обратили внимание, а потом стали замечать это снова и снова, мы всё больше убеждаемся в том, что это частое явление. Мы можем даже неосознанно вести своего рода мысленный подсчёт, который заставит нас поверить в реальность такой закономерности.

В целом механизм феномена Баадера — Майнхоф можно описать так:

  • Мы узнаём что-то новое и начинаем замечать это повсеместно.
  • Мы больше концентрируемся на том, что узнали, и игнорируем случаи, когда этого не замечаем.
  • Мы ждём, что будем видеть новое чаще, и когда так происходит, это только подтверждает нашу убеждённость, что явление распространённое и важное, и петля феномена усиливается.

Результатом этих процессов становится формирование иллюзии. Например, если недавно вы купили новую машину, то теперь, возможно, гораздо чаще видите на дороге похожие автомобили. Это ваш мозг начинает больше обращать внимание на то, о чём вы много думали, а всё остальное игнорировать.

Чем может обернуться феномен Баадера — Майнхоф

Всё это может показаться любопытной когнитивной аномалией, но феномен Баадера — Майнхоф также служит напоминанием о том, что наше восприятие мира не на 100% объективно. Мозг вынужден постоянно сортировать «входящие сообщения», чтобы тратить свои ресурсы на то, что действительно важно. Благодаря такому отбору нам может быть проще улавливать суть вещей, но из-за него мы также можем игнорировать какие-то данные или неправильно их интерпретировать.

Например, когда мы интересуемся какой-то темой, наш мозг за неё цепляется, мы начинаем замечать её повсюду и считать гораздо более распространённой, чем есть на самом деле. В итоге это может повлиять на наше мнение, выбор и представление о норме. А также привести к ещё одному когнитивному искажению — эффекту иллюзии правды, когда часто повторяющаяся информация воспринимается как более достоверная, чем новая.

В то же время мы можем заблуждаться, считая новым что-то, что стало чаще попадаться нам на глаза. Но не только новизна заставляет нас выхватывать в окружающем мире одни и те же вещи и пытаться найти в этом смысл. Для того, чтобы феномен Баадера — Майнхоф дал о себе знать, достаточно снова обратить на что-то внимание.

Кроме того, чрезмерный фокус на определённых вопросах может сказаться на психическом состоянии. Если вы когда-либо ловили себя на думскроллинге, то, вероятно, знаете, как быстро может сложиться впечатление, будто нехорошие события постоянно происходят везде и со всеми. Как только определённый сюжет привлекает наше внимание, мы начинаем видеть всё больше и больше примеров. Это может укрепить наши предположения и страхи, из-за чего нам намного проще принять тот или иной ход мыслей без учёта альтернативных точек зрения.

Иногда феномен Баадера — Майнхоф также может наделяться сверхъестественными свойствами. Например, когда человек начинает замечать мелочи, которые напоминают ему об особых моментах в жизни или кажутся посланием от умершего близкого. Считать это знаком свыше или нет — каждый решает сам, но полезно помнить важную мысль. 

Дело не в том, что мир как-то меняется. Дело в том, что осознание мира меняется под влиянием иллюзии частотности.

Также её проявления можно ошибочно принять за совпадения. Но она больше связана с нашим восприятием, а не со случайностью. Наш мозг отлично умеет находить закономерности, даже если за ними на самом деле ничего не стоит.

Как избежать ловушки феномена Баадера — Майнхоф

Полностью выключить его нельзя, это часть работы нашего мозга. Более того, в некоторых случаях феномен Баадера — Майнхоф бывает даже полезен: помогает сосредоточить внимание, выявить реальные закономерности и узнать что-то новое. Например, исследователи полагают, что он может быть важным инструментом обучения в медицине. Если врачи больше осведомлены о симптомах редкого заболевания, иллюзия частотности может помочь распознавать его у пациентов.

И всё же, поскольку когнитивные искажения сильно влияют на то, как мы формируем своё мнение и принимаем решения, полезно держать их под контролем. К действенным способам это делать эксперты относят следующие.

  • Осмысливать происходящее. Если вам кажется, что какой-то объект встречается повсюду, попробуйте понять, почему так происходит: вы только что о нём узнали, много думали об этом в последнее время, это на самом деле распространённое явление или вы просто стали чаще обращать на это внимание.
  • Сохранять открытость. Когда люди впервые сталкиваются с какой-то темой, они, как правило, более открыты. Но затем часто начинают концентрироваться на одной-единственной идее, которую считают верной, даже если это не так. Поэтому важно всегда сохранять открытость и восприимчивость к другим мнениям и данным, чтобы составить полностью аргументированное представление о чём-либо.
  • Проверять источники информации. Во-первых, не стоит ограничиваться одним источником. Во-вторых, стоит критически оценивать ресурсы. Например, как только вы проявите интерес к какой-то теме в соцсетях, алгоритмы автоматически начнут выдавать вам больше такого же контента. Это может исказить восприятие того, что в реальности актуально и популярно.
  • Проверять факты. По возможности ищите объективные данные, которые помогут подтвердить или опровергнуть, действительно ли что-то встречается чаще. Продолжайте задавать вопросы, проявляйте любопытство и учитесь у людей, чья точка зрения отличается от вашей.
  • Проявлять внимательность. Вы не можете отучить мозг замечать закономерности, но можете быть более внимательны к тому, как их интерпретируете. Понимание того, как когнитивные искажения могут влиять на процесс мышления, помогает избежать чрезмерного воздействия алгоритмов соцсетей и не думать, будто определённые закономерности встречаются чаще, чем это происходит в реальности.

Короче говоря, цель не в том, чтобы помешать мозгу замечать взаимосвязи, а в том, чтобы усилить собственное любопытство и применять навыки критического мышления. Феномен Баадера — Майнхоф может влиять на наше восприятие мира, наши убеждения и решения без нашего ведома. Когда мы осознаём это когнитивное искажение, нам удаётся избегать предвзятости суждений и формировать более вдумчивый, сбалансированный и обоснованный взгляд на вещи. Это особенно важно в мире, переполненном информацией и алгоритмами, которые поставляют нам контент на основе того, с чем мы уже взаимодействовали.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Vinera Don
Да, сталкивалась с такой ситуацией. А именно, как приведен пример с автомобилем. Когда мы купили машину, стали замечать, что кругом такие автомобили.
Маша Пчёлкина
Да это вечная фигня: завел собаку — стал замечать, сколько ж вокруг собак. Начал бегать — весь район в бегунах)
Kremlina Nova
Это Всемирный заговор )))