Алексей Серебряков бьётся с волками в тайге. Каким получился фильм «Бешенство»

Яркий российский триллер неидеален, но просмотра заслуживает.

23 февраля в прокат вышел фильм «Бешенство». Его режиссёром выступил Дмитрий Дьяченко. Для автора трилогии «Последний богатырь» и нового «Чебурашки» это первый опыт в триллерах. Сценарий написал Алексей Казаков («Горько», «СуперБобровы», «Чернобыль»).

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В главных ролях снялись Алексей Серебряков, Всеволод Володин («Вспоминая тебя»), Евгений Ткачук («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), Георгий Дронов («Воронины»), Александр Устюгов («Ментовские войны»).

Итак, Игорь пытается вылечить своего сына Вовку от наркотической зависимости и отвозит его не в реабилитационный центр, а в тайгу. Возможно, потому, что времени совсем мало: в ближайшие дни отца должны арестовать. В этот же момент местные волки заражаются бешенством и начинают нападать на людей. Так что отец и сын вынуждены объединиться с местным егерем и участковым, чтобы выжить в охотничьем домике посреди леса.

Отличный визуальный ряд

Действия фильма разворачиваются на фоне тайги — в каком‑то смысле полноценном герое произведения. Одновременно величественные и жуткие леса создают мрачную атмосферу сами по себе, операторская работа лишь подчёркивает её. Особенно впечатляюще выглядит съёмка с дронов, которая рассказывает про опасность, которая грозит героям, больше, чем их разговоры.

Снять тайгу некрасиво практически невыполнимая задача. Оператор «Бешенства» Юрий Никогосов успешно фиксирует мир, окружающий главных героев. Напрашиваются аналогии с «Выжившим» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но в «Бешенстве» природа выглядит живописнее, пусть и при более приземлённой операторской работе (тягаться с Эммануэлем Любецки невозможно).

Хорошие актёры

Отличную картинку дополняют исполнители главных ролей. Алексей Серебряков давно вжился в роль сурового мужчины, привыкшего решать проблемы самым кардинальным образом. Так что легко справляется с ролью отца наркомана.

Всеволод Володин ярко изображает ломку, Евгений Ткачук блестяще играет беспринципного полицейского. Удивительно выглядит и Георгий Дронов в роли не Кости из «Ворониных».

Актёры маскируют многие (но не все) проблемы, вшитые в сценарий фильма.

Странные решения героев

На протяжении всего фильма герои принимают решения, которые ставят их в ещё более трудное положение. Зритель, замечающий очевидные ошибки, впоследствии не может сопереживать персонажам. Примеров масса.

В одном из эпизодов егерь говорит о том, что у него кончились обычные патроны, осталась только дробь. Она лежит в машине, в то время как все герои находятся в доме. Возможно, дробь не очень подходит для сложившейся ситуации, но ведь она лучше, чем палка. Герои понимают это лишь в момент, когда на них нападает медведь. Тогда они бегут за дробью — оказывается, драться палками неудобно. Кто мешал им сразу её взять?

Кадр из фильма «Бешенство»

На протяжении всего фильма рядом с действующими лицами находится героин. Игорь забирает его у сына‑наркомана, но не выбрасывает. Интересно, к чему это может привести? По сути, это спойлер от сценаристов. Что мешало избавиться от пакетика сразу — загадка.

Большие глупости соседствуют с мелкими, такими как застывания на месте и спотыкания в самый неподходящий момент. Когда героев настигает опасность, возникает желание крикнуть: «Ну а как ты хотел?»

Поверхностные «Отцы и дети»

Весь фильм Игорь и Вовка лениво выясняют отношения. У них нет ни одного полноценного диалога, они ограничиваются взаимными колкостями. Отец ругает сына за наркозависимость, Вовка Игоря — за деньги, словами в духе «Да ты же привык всех покупать!». До конца картины кажется, что отец сделал сыну что‑то плохое, но нет: дело только в том, что Игорь обеспечен.

Игорь и Вовка испытывают друг к другу какую‑то невероятную ненависть, поэтому не могут нормально разговаривать. При этом финал картины намекает, что даже из такой ситуации можно выйти достойно — с взаимной любовью. Если в «Отцах и детях» конфликт поколений просто неразрешим, то в «Бешенстве» он простой — достаточно вместе оказаться в тяжёлой ситуации. Кто‑то скажет, что это поверхностный взгляд на проблему, но «Бешенство» и не пытается казаться философской притчей.

Неоднозначные диалоги

В одной из сцен Игорь и его сосед Юра выпивают, пока сын Юры играет в приставку (на которую сам накопил). Игорь говорит, что, дескать, его сына тоже играл в «компуктер», а потом подсел на героин. Диалог можно было бы списать на то, что Игорь немножко дремучий мужик, которому не нравится всё современное. Но Юра делает выводы и на следующий день заставляет ребёнка разбить приставку топором.

Кадр из фильма «Бешенство»

Есть и диалог о том, как возникает зависимость. Вовка рассказывает мужикам про американские и канадские эксперименты, в ходе которых выяснилось, что наркоманами становятся из‑за плохих условий, среда формирует человека и так далее. Но ничто не объясняет, какая среда была у самого Вовки. Была бы логика, если бы в какой‑то момент отец и сын вдруг вспомнили, что они не общались или, например, Игорь бил Вовку. Но нет — у парня просто плохая среда, без деталей и уточнений. Выступление наркомана длится несколько минут — экранное время расходуется на великое ничто. Это просто недописанный диалог, который ничего не сообщает.

Блёклый экшен

В фильме есть несколько сцен, в которых люди сражаются с животными. Действительно удачной получилась лишь самая первая. Волк нападает внезапно, так что его нужно убить чем придётся. Жутко, опасно, интересно.

А вот дальше герои прекрасно знают о том, что волки бешеные, но совершенно не готовятся к нападению. Из‑за этого драйва и напряжения просто нет.

В одной из сцен отец и сын несутся по ночной тайге на снегоходе, в то время как за ними бегут волки. На бумаге всё это выглядит как ужасно интересная погоня, а на деле — совершенно скучная поездка, которая лишена опасности.

Кадр из фильма «Бешенство»

«Бешенство» — это фильм с хорошей идеей и не самой лучшей реализацией. У него было всё, чтобы получиться жутким, но нелепые решения героев выдавливают из картины непредсказуемость и страх. При этом в «Бешенстве» есть и свои сильные стороны — прекрасная картинка и хорошие актёры. Фильм вряд ли захочется пересмотреть, но одного просмотра он заслуживает, даже несмотря на недостатки.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Бешенство»
Над текстом работали: автор Дмитрий Камышенко, редактор Алина Машковцева, корректор Елена Грицун
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр О'Ран
25.02.23 11:28
себе обьяви
Волшебник Гудвин
25.02.23 19:13
Зато ты дартаньян
Тайный Пурпурный Ежик
25.02.23 22:01
В комментариях перепись ботов.
Димон Медвед
26.02.23 08:38
А че с ним не так? Не в теме просто.
Читать все комментарии