На российском канале ТНТ и стриминговом сервисе Premier выходит новый сериал, который поставил Карен Оганесян («Я остаюсь»).

Сюжет рассказывает о реалити‑шоу «Выживший», на которое приглашают совершенно разных героев со всех уголков России. Участников привозят в сибирскую тайгу. Ведущий Игорь Верник (которого играет Игорь Верник) объясняет правила: игроки должны разделиться на две команды, побеждать в конкурсах и выживать в суровых условиях. Приз в миллион евро получит последний оставшийся. В качестве неожиданного бонуса к шоу присоединяются Алексей Чадов и Александра Бортич (оба актёра в роли самих себя).

Но уже после первого дня игры всё идёт не по плану и вокруг начинают происходить жуткие события. А помощи ждать неоткуда.

Интересная задумка

Разумеется, идея реалити‑шоу, которое превращается в историю выживания, не нова. Достаточно вспомнить зарубежный сериал «Сибирь», построенный ровно по тому же принципу. Или шестой сезон «Американской истории ужасов».

Но всё же тема актуальна: подобные передачи никуда не делись, и зрители продолжают их критиковать за обман. «Игра на выживание» показывает переход от телевизионного шоу, когда героев окружают операторы и в любой момент можно покинуть проект, к реальным проблемам, когда остаётся рассчитывать только на свои силы.

Кроме того, авторы уже с середины первого эпизода забрасывают зрителя в гущу событий. Сюжет можно обвинить в поспешности: не удаётся почувствовать саму атмосферу реалити‑шоу, чтобы потом удивиться контрасту. Но всё же слишком быстрый темп в подобной истории лучше, чем необоснованное затягивание действия.

Кадр из сериала «Игра на выживание»
Кадр из сериала «Игра на выживание»

С финала первой серии становится интересно, что будет дальше, а клиффхэнгер второго эпизода снова меняет правила. Тут явно чувствуется отсылка к легендарному проекту «Остаться в живых», который таким приёмом мотивировал зрителей возвращаться к просмотру.

Главное, чтобы в российском сериале сценаристы не закрутили историю так, что не смогут из неё выбраться.

Но слишком неровный старт

Начало первого эпизода вроде бы задаёт атмосферу сериала: это полная имитация реалити‑шоу. Верник в роли ведущего позирует на камеру, операторы с оборудованием тоже регулярно мелькают в кадре. Даже герои периодически обращаются к съёмочной группе за помощью.

Сериал «Игра на выживание» — 2020
Кадр из сериала «Игра на выживание»

Само же действие прерывается короткими рассказами основных персонажей о себе, снятыми якобы до начала шоу, и даже вставками, записанными на мобильные телефоны.

Но как только начинает казаться, что всё происходящее будет представлено в духе мокьюментари — как это было, например, в сериале «Река» или даже в знаменитой «Ведьме из Блэр», — об этой концепции просто забывают.

Такая нестройность путает и мешает проникнуться настроением. Стоило либо сразу отказываться от идеи псевдодокументальности и не давать Вернику говорить прямо в камеру, либо дотягивать задумку до конца и строить весь сериал на субъективном взгляде участников процесса.

Хотя, похоже, в дальнейших эпизодах об изначальном подходе больше не вспомнят, а потому можно считать его просто экспериментом. Дальше сериал превращается в обычное художественное кино.

Разнообразие героев

История с реалити‑шоу позволила авторам показать множество непохожих друг на друга людей, которые в обычной жизни точно не встретились бы. И поэтому каждый зритель может выбрать себе любимчика.

Кадр из сериала «Игра на выживание»
Кадр из сериала «Игра на выживание»

«Игра на выживание» представляет буквально все типажи: от бухгалтера Елены (Ульяна Лукина), за которую анкету на участие заполнили подруги, и пенсионера Семёна (Валерий Скорокосов) до спортсменки Виктории (Линда Лапиньш) и бойца ММА Сергея (Михаил Кремер). Понятно, что эти совсем разные люди должны будут объединиться в трудной ситуации и именно в тайге проявятся лучшие и худшие черты их характеров.

Задумка с участием Чадова и Бортич и вовсе очень остроумна. На большинство ролей взяли не самых известных актёров, поэтому зритель может увидеть в них фотографа или бизнесмена. Но про российских топовых артистов часто шутят, будто они постоянно играют самих себя. Так почему бы не показать на экране именно это?

Но обилие клише

К сожалению, задумка с разнообразием характеров срабатывает лишь отчасти. И в первую очередь это недоработка сценаристов. Создаётся впечатление, что для авторов «Игры на выживание» не существует полутонов.

Сериал «Игра на выживание»
Кадр из сериала «Игра на выживание»

Боец всеми командует и из‑за своей заносчивости делает глупости. Модель выставляет грудь напоказ и говорит, что мужчин нужно «правильно попросить». А уж на честного сотрудника ГИБДД, который пошёл на шоу за деньгами — ведь «в ГАИ работать не сахар», и вовсе трудно смотреть без саркастичной усмешки. Если кому‑то мало таких клише, то представитель кавказской национальности (он, разумеется, владелец ресторана) в качестве самого необходимого назовёт шашлык.

Некоторым героям всё же дают возможность более интересно раскрыть свои характеры. Другие остаются ходячими стереотипами. Да ещё и актёры справляются далеко не все. На сцены Ирины Вороновой, которая играет заносчивую владелицу ювелирной компании, тяжело смотреть — она просто монотонно зачитывает слова.

В этом плане Алексею Чадову и Александре Бортич повезло больше. Мало того, что у них богаче опыт в съёмках, так ещё и перевоплощаться не нужно. Конечно, они играют не самих себя, а некие гротескные версии характеров, но всё же близость к реальной жизни делает персонажей живыми. Хотя звёзды поначалу остаются приглашёнными гостями, и сюжет строится не на них.

Качественные съёмки

Отдельное удовольствие — наблюдать, что уровень проработки отечественных сериалов растёт с каждым годом. «Игра на выживание» снята на красивых локациях в Абхазии, и потому в картинке не чувствуется павильонной зажатости.

Сериал «Игра на выживание» — 2020
Кадр из сериала «Игра на выживание»

В динамичных сценах субъективная камера будто позволяет зрителю стать участником погони или драки. Правда, иногда перегибают с мельканием, пытаясь показать смятение и панику героев. Но таким грешит и голливудское кино.

Радует даже цветокоррекция: зелень природы хорошо контрастирует с приглушёнными тонами в жилищах героев. Хотя ночные кадры могут быть слишком тёмными — придётся прибавлять яркость экрана.

Но есть условности и ненужные сцены

Чтобы проникнуться, иногда приходится делать значительную скидку на странные сюжетные ходы. Изначально операторы тоже участники сюжета и зритель видит происходящее их глазами. А потом герои утверждают, что вся съёмочная группа пропала. И это осознать очень трудно, ведь съёмка продолжается. Оказывается, теперь это другая камера, которая за кадром. Нужно просто принять такой переход.

Кадр из сериала «Игра на выживание»
Кадр из сериала «Игра на выживание»

Дальше в сюжете будут появляться условности, в которые тяжело поверить. Например, все удивляются татуировке на пояснице у молодой девушки. Как будто сейчас начало девяностых и рисунки на теле делают лишь представители субкультур и заключённые.

А в довершение всего покажут трёхминутную драку двух голых мужчин. Она не двигает сюжет и нужна, просто чтобы впечатлить зрителя смелостью авторов. Смотрите, они не постеснялись показать настолько откровенную и грубую сцену!


В целом первые эпизоды сериала оставляют скорее приятные впечатления. Сюжет действительно захватывает, и интересно, как же авторы вывернутся дальше. Съёмки радуют своим качеством. Смущает лишь обилие клише и скучных персонажей. Но есть надежда, что от этого постепенно избавятся. Главное, чтобы действие не превратили в нагромождение сложный идей, а остановились на целостном концепте.