19 сентября стартует уже девятый сезон знаменитой хоррор-антологии Райана Мёрфи. В каждом сезоне «Американской истории ужасов» обыгрывают какую-нибудь тему, основанную на классических сюжетах ужастиков и городских легендах. Причём чаще всего в сериале играют одни и те же актёры, каждый раз появляясь в совершенно новых образах.

За годы авторы уже успели рассказать о доме с привидениями, психиатрической лечебнице, шабаше ведьм, цирке уродов, отеле, построенном маньяком, и многих других захватывающих сюжетах.

У «Американской истории ужасов» неизменно высокие рейтинги, и проект уже заранее продлён на десятый сезон. Но при этом буквально каждый год повторяется одна и та же история: после нескольких эпизодов сюжет начинают ругать и многие бросают просмотр. Но к следующему сезону часть аудитории возвращается, благо формат антологии позволяет смотреть каждую новую часть отдельно.

Почему «Американская история ужасов» постоянно разочаровывает

Сезоны слишком затянуты

Райан Мёрфи и его постоянный соавтор Брэд Фэлчак умеют создавать очень бодрое и захватывающее начало. Они отлично знакомят с персонажами и нагнетают обстановку.

Но иногда возникает ощущение, что к середине сезона им надоедает работать, и проект отдают в руки других авторов, которые просто должны дотянуть сюжет до необходимого количества серий.

Кадр из «Американской истории ужасов»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Дом-убийца»

Если посмотреть список сценаристов, которые работают над сериями, эти предположения подтверждаются. Конечно, мало кто из крупных режиссёров лично полностью снимает сериалы. Яркие проекты вроде третьего сезона «Твин Пикс» Дэвида Линча и «Молодого Папы» Паоло Соррентино скорее можно считать исключением. Но в большинстве сериалов шоураннеры пишут и зачастую снимают первые эпизоды и финал. Мёрфи и Фэлчак так поступают далеко не всегда.

Здесь достаточно вспомнить, например, второй сезон. В его сюжете отлично смешались депрессивная атмосфера психиатрической лечебницы, одержимость демонами и даже похищение людей инопланетянами.

И он был неплох примерно до десятого эпизода, где действие неожиданно разбавили ярким музыкальным номером. Но вместо того, чтобы закончить сезон чёткой точкой, зрителям показали ещё три серии, где плавно подводили к слишком неестественному хеппи-энду.

Кстати, с годами длительность сезонов сократилась с 13 серий до 10. Но всё равно «Фрик-шоу» после смерти жуткого клоуна Твисти становится намного менее интересным: в нём снова слишком долго прощаются с персонажами.

В шестом сезоне «Роанок» это попытались разбавить неожиданным твистом. С середины авторы как бы разоблачают все предыдущие события, показывая их в виде реалити-шоу. Но всё же даже такой ход кажется слишком надуманным и, возможно, Мёрфи следовало бы снимать более короткие сюжеты на 6–8 серий. Тогда динамика бы возросла, а зритель не успевал заскучать.

Сценаристы путаются в собственных же канонах

До определённого момента каждый сезон «Американской истории ужасов» развивался самостоятельно. Но уже в «Фрик-шоу» героиню Пеппер в финале забирают в психиатрическую лечебницу, как бы объясняя, что во втором сезоне показывали того же персонажа. И это означает, что они существуют в одном мире.

«Американская история ужасов: Психбольница»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Психбольница»

Но тогда уже возникают вопросы к остальным героям, которых играют актёры, появлявшиеся в предыдущих сезонах. Это вроде бы совсем другие персонажи. Но ведь выглядят они так же.

А дальше становится ещё сложнее. Медиум Билли Дин Говард, которую играет Сара Полсон, появляется ещё в первом сезоне «Дом-убийца». А потом она фигурирует в «Отеле». При этом Сара Полсон в этом сезоне играет ещё и нового персонажа — Салли Маккенну. А в дополнение ко всему журналистка Лана Уинтерс из «Психбольницы» появляется в седьмой части «Культ» и берёт интервью у главной героини Элли. Их обеих снова играет Сара Полсон.

«Американская история ужасов: Апокалипсис»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Апокалипсис»

Но апофеоз наступает в сезоне-кроссовере «Апокалипсис», который связывает события «Дома-убийцы» и «Шабаша». Там уже несколько актёров появляются в двух ролях, что может окончательно запутать. А всё той же Саре Полсон дают сразу три образа, никак не связанные друг с другом.

Всё это никак не объясняют, заставляя зрителя просто поверить, что в мире сериала могут появляться настолько похожие люди. Конечно, в фантастике и ужасах не стоит искать стопроцентно жизненную логику. Но иногда это начинает напоминать самоцель авторов. Или же подводит к следующему пункту.

Авторы слишком любят одних и тех же актёров

Привязанность Райана Мёрфи к постоянному касту проявляется не только в «Американской истории ужасов». Многих постоянных участниц проекта он приглашает и в другие сериалы: Анджела Бассетт и Конни Бриттон снялись в «9-1-1», Джессика Лэнг — во «Вражде», Эмма Робертс — в «Королевах крика».

Кадр из антологии «Американская история ужасов»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Шабаш»

Конечно, у многих режиссёров есть любимчики. Так, Кристофер Нолан во многие свои фильмы приглашает Майкла Кейна, а Квентин Тарантино — Сэмюэла Л. Джексона. Вот только там создаются совершенно разные образы и характеры, которые никогда не встретятся.

Но проблема «Американской истории ужасов» не только в постоянных столкновениях героинь Сары Полсон друг с другом. Ещё одна любимица автора Джессика Лэнг из сезона в сезон появляется примерно в одном и том же образе. В «Психбольнице» она играет строгую управляющую заведением, в «Шабаше» — строгую же верховную ведьму, руководящую ученицами, в «Фрик-шоу» — строгую хозяйку цирка.

Кадр из «Американской истории ужасов: Фрик-шоу»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Фрик-шоу»

И получается, пока остальным героям прописывают новые и совершенно неожиданные характеры, её героини буквально одинаковые. Конечно, к четвёртому сезону это уже просто надоедает. К счастью, тогда авторы решили с ней попрощаться (правда, позже вернули в «Апокалипсисе»). И потом Мёрфи пригласил её сыграть ровно тот же типаж во «Вражде».

Социальные темы не всегда к месту

Первые сезоны «Американской истории ужасов» не затрагивали глобальных проблем. Это были классические хорроры о призраках или маньяках.

Но постепенно в сериале стали появляться более серьёзные социальные темы. Они, конечно, важны, но не всегда подходят такому проекту. Например, в «Культе» героиня страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) из-за событий 11 сентября. И катализатором проблем с её психикой становится победа Дональда Трампа на президентских выборах.

Кадр из «Американской истории ужасов: Культ»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Культ»

Разумеется, Мёрфи — ярый противник нынешнего президента США, но всё же в сюжетах и так достаточно неожиданных поворотов. Когда человека с ПТСР начинают преследовать преступники, а ему никто не верит — это уже интересная тема. Стоило ли делать такой сильный акцент именно на политике.

И точно так же в «Апокалипсисе» слишком чётко показывают ужасы патриархального уклада. За разрушением мира стоит Антихрист, а ведьмам, которые пытаются предотвратить трагедию, противостоят мужчины-колдуны. Разумеется, они хотят поставить женщин на место.

Теме равноправия сейчас посвящено множество проектов. И зачастую они оказываются действительно важными и впечатляющими. Но «Американская история ужасов» показывает это слишком уж в лоб, зачастую теряя в художественности.

Чем же всё-таки хороша «Американская история ужасов»

Казалось бы, при всей этой критике сериал мог бы провалиться после первой пары сезонов. Если зрителям скучно, рейтинги проекта падают, и его либо как-то изменяют, либо просто закрывают.

Однако же каждый год он продолжается, а значит аудитория в целом остаётся довольной. И этому есть несколько причин.

Это невероятно стильный сериал

Райан Мёрфи — отличный визионер. Он умеет создавать потрясающе красивую картинку. В таких ярких сезонах, как «Шабаш», «Фрик-шоу» или «Отель» каждый персонаж отлично запоминается, и гротескность образов только помогает этому. Причём авторы умудряются заинтересовать зрителя ещё до начала сезона, выпуская очень необычные и стильные промоматериалы.

«Американская история ужасов: Отель»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Отель»

Кроме того, Райан Мёрфи и Брэд Фэлчак не зря прославились созданием сериала «Хор» (Glee). В «Американской истории ужасов» есть отличные музыкальные номера. Так, в третьем сезоне появилась знаменитая вокалистка Fleetwood Mac Стиви Никс, от которой фанатела одна из героинь.

Но только песнями приглашённые гости не ограничиваются. В «Отеле» Леди Гага сыграла полноценную роль, а в «Апокалипсисе» появилась легендарная актриса Джоан Коллинз.

Это возвращение к классическим ужастикам

Пик традиционных сюжетов хорроров остался далеко в прошлом. Сейчас на экраны выходят либо новые более серьёзные фильмы ужасов, либо переосмысления классических сюжетов.

«Американская история ужасов: Апокалипсис»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Апокалипсис»

И в плане стилизаций «Американской истории ужасов» нет равных. Это знакомые многим с давних пор рассказы про дома с привидениями, страшных клоунов или ведьм. И у тех, кто соскучился по жуткой ретро-атмосфере, сюжеты этого сериала вызовут приятную ностальгию.

Причём в девятом сезоне авторы и вовсе решили сделать прямые отсылки на слэшеры восьмидесятых, вероятно, подхватив моду, заданную «Очень странными делами».

В проекте много отсылок к реальным историям

Какими бы фантастическими ни казались сюжеты этого сериала, во многих из них с удивлением можно обнаружить связь с историческими фактами.

«Американская история ужасов»
Кадр из сериала «Американская история ужасов: Фрик-шоу»

Например, в «Психбольнице» образ жуткого заведения очень напоминает печально известную школу для умственно отсталых «Уиллоубрук», закрытую из-за жестокого обращения персонала с детьми.

Твисти из «Фрик-шоу» — намёк на маньяка Джона Гейси, выступавшего в образе клоуна Пого. И там же появляется Эдвард Мордрейк — один из самых известных людей с физическими отклонениями: у этого человека было второе лицо на затылке. Ну а «Роанок» ссылается на одноимённую английскую колонию, которая бесследно пропала в Америке в XVI веке.


В итоге получается, что каждый сезон «Американской истории ужасов», как минимум, интересно начинать смотреть. Но, увы, обычно спустя несколько эпизодов восторг сменяется скукой. И так до следующего раза.