«Лига справедливости» Зака Снайдера — лучшее супергеройское кино для фанатов. И испытание для всех остальных

Легендарная режиссёрская версия логична, радует фирменным стилем автора и длится 4 часа.

18 марта на стриминговом сервисе HBO Max (в России — на «КиноПоиск HD») вышел фильм «Лига справедливости» от Зака Снайдера. Этого события поклонники ждали с 2017 года — тогда в кинотеатрах провалился вариант, доработанный Джоссом Уидоном.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Новая версия, получившая в интернете определение «снайдеркат», давно уже превратилась в легенду. Бытовало мнение, что фильм так и останется мифом для фанатов. Но активная деятельность фан‑клуба режиссёра, развитие стриминговых сервисов и множество других факторов всё же позволили легенде стать реальностью.

И для тех, кто ждал и надеялся, режиссёрская версия «Лиги справедливости» станет настоящим праздником. Фильм получился ровно таким, каким должен быть: медленным, метафоричным, с потрясающей постановкой кадров и очень мрачным.

А вот случайные зрители, а тем более скептики наверняка отнесутся к релизу с сомнением: «Лига справедливости» не предложила чего‑то радикально нового относительно театрального релиза. Просто улучшила то, что уже имелось.

Как появился этот необычный фильм

Те, кто хорошо знаком с предысторией создания картины, могут не терять время и сразу перейти к обзору во второй части статьи. А тем, кто мало интересуется супергероикой и творчеством Зака Снайдера, может показаться непонятной сама шумиха вокруг этого релиза.

Ведь формально «Лига справедливости», где он указан режиссёром, уже вышла в 2017 году, её можно посмотреть на том же «КиноПоиске», и отзывы о фильме не слишком‑то хорошие. Поэтому стоит кратко пояснить саму историю.

Создание киновселенной

В 2013 году Warner Bros. запустила супергеройскую киновселенную, основанную на комиксах компании DC, как ответ работам Marvel. По изначальной задумке студия хотела сделать свои фильмы более мрачными и взрослыми, что вполне соответствовало духу самих комиксов о Бэтмене и прочих персонажах DC.

Кадр из фильма «Человек из стали»

Старт киновселенной доверили разработать режиссёру Заку Снайдеру — большому фанату комиксов, который уже перенёс на экраны знаменитый графический роман «Хранители». Экранизация изначально провалилась в прокате, но со временем полная версия картины стала культовой.

В первом же фильме «Человек из стали» Снайдер сильно переработал образ Супермена (Генри Кавилл): цвет его костюма сделали более холодным, исчезли красные трусы. Да и история выглядела не так однозначно: в финале главный герой лично сворачивал шею последнему представителю своей расы, а потом дико кричал от злости. Такого Супермена на экранах ещё не было.

В продолжении «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» всё стало ещё более неоднозначно. Снайдер показал стареющего агрессивного Бэтмена (Бен Аффлек), одержимого идеей одолеть Человека из стали. Герои объединялись только в финале, чтобы победить злодея Думсдэя, после чего Супермен погибал.

После этого фильма у киновселенной начались проблемы. Картина неплохо собрала в прокате, но при слишком больших расходах студии этого было недостаточно. Тем более что театральный релиз критики и зрители приняли прохладно. Отчасти ситуацию исправила вышедшая позже режиссёрская версия: оказалось, что из картины вырезали целые сюжетные линии, делавшие повествование более связным.

Но руководство Warner Bros. было уверено, что все проблемы возникли из‑за мрачности фильма, и решило сменить политику. Режиссёра Дэвида Эйера заставили сильно изменить тон «Отряда самоубийц» и добавить в него шуток.

Тем временем Зак Снайдер разрабатывал кроссовер «Лига справедливости», на содержание которого намекали уже в «Бэтмене против Супермена».

С выпуском общего фильма изначально слишком спешили. Те же Marvel шли к «Мстителям» пять лет, а «Лига справедливости» должна была столкнуть героев, многие из которых ещё не получили сольных проектов. Но это было только первой проблемой.

Зака Снайдера и сценариста Криса Террио тоже заставляли сделать фильм более позитивным. К режиссёру даже приставили продюсеров на съёмочной площадке, чтобы он не уходил в слишком глубокую мрачность и метафоры.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Неизвестно, чем бы закончилось противостояние. Но произошла трагедия: приёмная дочь Зака Снайдера покончила жизнь самоубийством. Режиссёр, разумеется, не мог продолжать работу и покинул проект.

Позже появились слухи, что Снайдер то ли сам ушёл ещё до трагедии, то ли его уволило руководство. Но подтверждений этим версиям нет.

Крах театральной «Лиги справедливости»

Доделывать фильм пригласили Джосса Уидона. Он уже успел поработать в Marvel, причём именно над кроссоверами — «Мстителями» и «Эрой Альтрона», на которые и хотела ориентироваться Warner Bros.

Новый режиссёр тут же взялся перекраивать сюжет. Из‑за конфликтов из фильма вырезали большинство сцен с Киборгом в исполнении Рэя Фишера. Зак Снайдер называл этого персонажа «сердцем» картины, а у Уидона он превратился в сугубо вспомогательного героя. Также убрали видения постапокалиптичного будущего, что убило намёки, которые давали в «Бэтмене против Супермена».

Зато Уидон добавил в сюжет шуток. Для начала придумали вступительную сцену, где дети снимают Супермена на смартфон. Потом эта вставка стала одной из самых постыдных символов картины: Генри Кавилл на тот момент уже снимался в шестой части франшизы «Миссия невыполнима» и носил усы. В «Лиге справедливости» растительность замазали компьютерной графикой. Но получилось так плохо, что сцена разошлась на мемы.

Также Уидон добавил текстовых шуток Аквамену (Джейсон Момоа) и сцену, где Флэш (Эзра Миллер) падает на грудь Чудо‑женщине (Галь Гадот). Ходят слухи, что до этого он хотел показать такой же момент с Халком и Чёрной вдовой в «Мстителях».

Кроме того, фирменный мрачный и холодный визуальный ряд, которым отличались картины Зака Снайдера, сменили на ярко‑красную графику.

В итоге релиз «Лиги справедливости» в 2017 году обернулся настоящим крахом. Критики буквально разнесли картину. Ругали бессвязный сюжет, плохую графику, глупый юмор и буквально все остальные составляющие. А зрительский интерес оказался очень низким, и фильм еле окупил расходы на производство.

После этого Warner Bros. в рамках киновселенной DC продолжило делать ставку на более лёгкие картины, полюбившиеся зрителю: «Чудо‑женщина», «Аквамен», «Шазам».

Кадр из фильма «Аквамен»

Казалось, что о мрачном мире, который создавал Зак Снайдер, можно забыть. Но тут подключились фанаты.

Культ несуществующего фильма

Уже довольно скоро среди поклонников пошли слухи о существовании «снайдерката» — оригинальной версии картины, которую смонтировал сам Зак Снайдер. То есть без всех переделок и глупых шуток.

Долгое время руководство студии отрицало существование хоть каких‑то намёков на режиссёрскую версию. Но фанаты не унимались и устроили целую рекламную кампанию со слоганом Release the Snyder Cut. Соответствующий хештег расходился по соцсетям, и даже на Таймс‑сквер появился билборд с призывом.

Кстати, фанатов Зака Снайдера часто обвиняют в токсичности и одержимости. Но эти же люди параллельно с призывами выпустить любимый фильм собрали больше полумиллиона долларов в поддержку фондов предотвращения самоубийств.

Постепенно к акции подключились и актёры из фильма: Джейсон Момоа, Галь Гадот и Бен Аффлек, а потом и сам режиссёр. Оказалось, что действительно существует черновой материал, смонтированный Снайдером.

Несмотря на весь масштаб кампании, вряд ли режиссёрская версия увидела бы свет в кинотеатрах. Но на фоне бума стриминговых сервисов студия запустила HBO Max, которому нужны были привлекательные эксклюзивы. И «Лига справедливости» стала одним из флагманских проектов платформы. Режиссёру выделили бюджет на доработку спецэффектов и возможные досъёмки.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Именно цифровой релиз оказался более удачным вариантом для выпуска «Лиги справедливости». На примере «Бэтмена против Супермена» и «Хранителей» видно, что в прокате приходилось сокращать хронометраж и вырезать самые жёсткие сцены, чтобы сохранить возрастной рейтинг.

На HBO Max Снайдеру позволили выпустить четырёхчасовую версию без цензуры. К тому же режиссёр записал новый саундтрек, пригласив вместо Денни Эльфмана (он создал музыку к прокатной версии) Junkie XL, с которым работал в «Бэтмене против Супермена». Снайдер изменил даже соотношение сторон кадра, чтобы показать больше деталей. В кино такое было бы невозможно.

Благодаря стараниям поклонников, упрямству и силе режиссёра и развитию новых форматов «Лига справедливости» Зака Снайдера добралась до экранов.

Разумеется, она вышла неоднозначной. Полная свобода и немалый хронометраж позволили автору превратить фильм в почти экспериментальный проект, который радует своим масштабом и визуальным рядом. Но это же склонило картину в сторону философии, метафор и библейских отсылок, которые так любит Снайдер.

При этом в основе осталась ровно та же история, что была в театральной версии. Так что зрителей, которых интересует только сюжет и динамика, новый вариант порадует лишь парой поворотов.

Какой вышла «Лига справедливости» Зака Снайдера

Более логичный сюжет

Действие «Лиги справедливости» стартует сразу после финала «Бэтмена против Супермена». Кал‑Эл пожертвовал собой в битве против Думсдэя, и его предсмертный крик пробудил давно хранившиеся на Земле материнские кубы. На их зов приходит злодей Степной Волк. Он планирует покорить планету и тем самым выслужиться перед своим повелителем Дарксайдом, когда‑то изгнавшим своего помощника.

Ни амазонки, ни атланты не могут противостоять Степному Волку и его парадемонам. Последняя надежда Земли — команда супергероев, которых собирает вместе Бэтмен. Но даже они не могут справиться с захватчиками без помощи погибшего Супермена.

Когда только появилась информация о четырёхчасовом хронометраже будущей картины, многие скептики предположили, что Снайдер просто растянет сюжет, показав каждую сцену более подробно. Но отличия режиссёрской версии от прокатной заметны буквально с первых сцен фильма. И дело не только в предыстории материнских кубов.

Меняется сама причинно‑следственная связь. Версия Уидона начиналась со столкновения Бэтмена и парадемона. В режиссёрском варианте этой сцены нет вовсе. А Брюс Уэйн собирает команду по заветам погибшего Супермена. Именно поэтому герои не слишком хотят идти ему навстречу: в реальность угрозы ещё никто не верит.

Снайдер не просто вбрасывает монстров на первых кадрах, а постепенно нагнетает атмосферу: сначала появляются лишь слухи и странные последователи зла. И только потом Степной Волк врывается на Темискиру, чтобы забрать материнский куб.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Первая половина фильма (то есть почти два часа) посвящена как раз мотивации героев, а также их предыстории. Это придаёт «Лиге справедливости» эпичность и масштаб, которых так не хватало прокатной версии. Чудо‑женщина не просто видит репортаж по телевизору, а лично появляется в месте, которое ей указали амазонки, и из рисунков узнаёт о возможном прибытии Дарксайда.

Флешбэк о появлении на Земле материнских кубов гораздо эпичнее, ведь злодей стал опаснее — он равен по силе богам. И потому меняется сам образ Степного Волка. Как главный злодей он мало впечатлял, но теперь его делают лишь прислужником всесильного существа.

План Степного Волка выглядит более логичным: он собирает кубы и параллельно строит Цитадель, из которой начнётся захват. Парадемоны выискивают тех, кто контактировал с артефактами, а злодей при помощи необычных технологий выпытывает у них местонахождение желаемого.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

При этом Снайдер убрал из сюжета историю русской семьи (в прокатном российском дубляже их осторожно превратили в поляков). Вероятно, в фантазии Уидона несчастные жертвы захватчиков должны были сделать сюжет более человечным (а заодно и добавляли простор для шуток во время их эвакуации). Но в реальности они выглядели максимально ненужными.

А вот остальным героям, наоборот, дали больше времени.

Полноценное раскрытие персонажей

В театральной версии «Лиги справедливости» центральными действующими лицами оставались Бэтмен и Чудо‑женщина. Остальные супергерои выглядели лишь их помощниками, каждый из которых воплощал какое‑то клише: Киборг — нелюдимый гений, Аквамен — крутой нахальный парень, Флэш — наивный мальчишка, не осознающий своих способностей.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Теперь же Виктор Стоун превращается в самого трагичного персонажа — он гений‑чемпион, ставший изгоем. Юноша, который не может простить отца за гибель матери и своевольные эксперименты над его телом. И этого подростка, который до сих пор не понял, кем себя считать, заставляют спасать всю планету.

Флэш так и остаётся по большей части комичным персонажем. Но и его героя делают интереснее. За исключением сцены с оживлением Супермена, раньше его показывали просто застенчивым мальчишкой, который очень быстро бегает. Теперь же в полной мере раскрывают всю мощь Флэша, которого нередко называли самым сильным супергероем. Наконец‑то поклонники комиксов увидят настоящий спидфорс.

На протяжении всего фильма показывают, как между Барри и Виктором завязываются дружеские отношения. А параллельно Чудо‑женщина и Аквамен тоже понимают, что у них гораздо больше общего, чем они думали.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

И даже Лоис Лейн, играющая, казалось бы, сугубо второстепенную роль, выглядит живее и намного трагичнее. После смерти возлюбленного она не вернулась на работу и не пишет про котиков, как показывал Уидон. Это опустошённый и полностью потерянный человек, который не может пережить утрату. И потому её встреча с Суперменом теперь выглядит намного сильнее.

Но самое удивительное, что изменился и Бэтмен. Брюс Уэйн первую половину фильма вообще не надевает костюм. Таким образом подчёркивается: в команде супергероев важнее его организаторские способности и интеллект, а не девайсы. Но в финальной схватке крутости ему не занимать.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Всё это не просто добавляет истории драматизма. Подробный рассказ о каждом персонаже превращает их из клише в живых людей. Именно поэтому смотреть финальную схватку интереснее: за героев действительно хочется переживать. И драка не превращается в банальное избиение персонажей до прихода Супермена. Ведь сама идея состоит в том, что врага можно победить только сообща. И команда это доказывает в полной мере.

Появление новых героев

Стоит упомянуть и тот факт, что поклонников комиксов ждёт в фильме немало сюрпризов. И это касается не только Дарксайда и его новых помощников. Конечно, те, кто следил за рекламной кампанией картины, уже знают о большинстве из них.

Но остальных порадует не только Джаред Лето в образе Джокера, отличном от того, что был в «Отряде самоубийц». Появится и возлюбленная Барри Аллена, и другие важные для поклонников личности.

Чуть больше времени дают и старым знакомым из предыдущих фильмов. Позволяют поближе взглянуть на Зелёного Фонаря — в театральной версии он мелькал лишь на заднем плане. И даже вводят ещё одного персонажа, которого никто не ждал. Возможно, по изначальной задумке он должен был влиться в команду супергероев.

Связь с предыдущими фильмами и задел на будущее

В «Бэтмене против Супермена» Брюс Уэйн видел странный сон, связанный с постапокалиптичным будущим, где Кал‑Эл стал тираном, а на выжженной земле виден знак Дарксайда. После этого Бэтмену являлся Флэш из будущего и говорил, что ключ ко всему — Лоис Лейн.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Все поклонники ждали объяснения или хотя бы развития этой темы в «Лиге справедливости». Но в прокатной версии картины о намёках попросту забыли. Однако теперь эта история наконец‑то получила продолжение.

Видения, связанные с мрачным будущим, теперь бывают не только у Брюса Уйэна. А появление Дарксайда намекает, что подобное развитие событий действительно реально. Как именно всё произойдёт, фанаты знают из компьютерной игры Injustice: Gods Among Us и одноимённых комиксов.

Специально для раскрытия этой темы Снайдер провёл досъёмки и добавил одну очень неожиданную сцену.

Режиссёр изначально говорил, что «Лига справедливости» будет состоять из трёх частей и продолжения как раз покажут будущее, злого Супермена и захват Земли Дарксайдом. Теперь даже ясна его мотивация — он ищет уравнение Анти‑Жизни. А потом, по задумке автора, герои должны были отправиться на планету Апоколипс, чтобы сразиться с главным злодеем.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Увы, на сегодняшний день даже режиссёр утверждает, что его версия не считается каноничной для киновселенной. Поэтому надежда на продолжение этого сюжета призрачно мала. Хотя само существование режиссёрской версии тоже когда‑то казалось фантастикой. Так что нет ничего невозможного.

Стильный визуальный ряд

Многие считают Зака Снайдера в первую очередь визионером. Его любовь к библейским отсылкам и прочим визуальным метафорам давно уже стала как причиной восторгов, так и поводом для шуток. И «Лига справедливости» позволяет в полной мере насладиться его визуальным стилем.

С самого вступления, где показывают смерть Супермена, религиозные мотивы будут мелькать в фильме регулярно. Взять хотя бы Дарксайда, у которого за спиной зависли корабли, создавая ощущение огромных чёрных крыльев.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Картина радует долгими пролётами камеры со съёмками природы, а в центре обязательно застывает кто‑то из героев в красивой позе. Особенно режиссёр любит пафосные моменты с Бэтменом. Но в этом его трудно винить: многие кадры будто скопированы с рисунков Джима Ли или Фрэнка Миллера.

Конечно же, Снайдер много (даже слишком) играет со слоу‑мо и спецэффектами. Относительно прокатной версии графику частично исправили. Нельзя сказать, что она стала идеальной: Киборг иногда выглядит слишком неестественно, Степной Волк изменился к лучшему, но так и остался нарисованным, а парадемоны совсем не пугают.

Но в большинстве сцен, слишком насыщенных компьютерными эффектами, как, например, флешбэк про сражение с Дарксайдом, режиссёр, наоборот, прибегает к стилю комиксов. Подобное он уже проворачивал в «300 спартанцев».

Кадр из фильма «Лига справедливости»

И очень важно, что вырвиглазные красные и оранжевые тона, которые использовали в прокатной версии, сменили на более холодные синие. Это делает картинку мрачнее и не так режет глаз.

В целом визуально фильм получился намного лучше версии Уидона, и очень многие кадры наверняка разойдутся на скриншоты и обои.

Почему фильм может не понравиться

Но всё же «Лига справедливости» Зака Снайдера при всей шумихе, которая сопровождает этот релиз, наверняка останется таким же культовым фильмом для фанатов, как версия «Хранителей» на 3,5 часа.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Если представить, что картину возьмётся смотреть кто‑то, не слишком интересующийся миром супергероики и кинопроизводства, просто посмотревший первые две части киновселенной, у него есть все шансы заскучать.

В этом фильме слишком долгая экспозиция. Герои медленно собираются вместе. По сути, автор просто параллельно рассказывает несколько отдельных историй.

Излишняя метафоричность и перегруженность слоу‑мо делают часть кадров слишком статичными. Персонажи буквально надолго замирают на месте. Если зритель не эстет, то ему захочется прибавить скорость на подобных сценах. А есть и вовсе лишние эпизоды, добавленные только ради красоты. Как, например, поющие жители деревни, куда приходит Аквамен.

Но даже если этот зритель продерётся через дебри всей картины, эпилог его наверняка утомит. Картина Уидона заканчивалась слишком быстро. У фильма Снайдера же, по сути, три концовки. Выдержит не каждый.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Хотя режиссёр позаботился и о самой нетерпеливой категории зрителей. Фильм чётко поделен на главы (у каждой даже свой заголовок), поэтому просмотр легко разбить на несколько заходов. Получится отличный мини‑сериал.


В истории кинематографа есть немало фильмов, которые стали по‑настоящему великими только после выхода режиссёрской версии. Ридли Скотт дорабатывал «Бегущего по лезвию» 20 лет, «Однажды в Америке» Серджио Леоне увеличилось в хронометраже в два раза. А к «Печати зла» сам режиссёр Орсон Уэллс написал 58 страниц комментариев, в которых объяснял, чем отличается его видение картины от прокатной версии.

С «Лигой справедливости» всё не так однозначно. Новая версия понравится далеко не всем. Но поклонники первых фильмов киновселенной DC, творчества Зака Снайдера и вообще красивой и неспешной супергероики точно останутся в восторге.

А ещё этот фильм очень важен и для режиссёра, и для зрителей. Снайдер решил закончить картину в память о дочери и даже вставил в финал её любимую песню Hallelujah Леонарда Коэна. А сама возможность появления картины стала результатом объединения множества людей в едином порыве. И может даже показаться, что финальные слова, вложенные в уста отца Киборга, посвящены не только героям, но и фан‑клубу «Лиги справедливости». Это фильм, который создали сами люди.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Лига справедливости» Зака Снайдера
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Можеванов
18.03.21 20:05
Я сегодня посмотрел на большом экране в пять метров, к сожалению, только 1080р, но даже это никак не отразилось на отличном впечатлении от фильма. Теперь, он именно такой, каким должен быть. Старую версию, забуду как страшный сон.
Алексей Хромов
18.03.21 20:28
Искренне завидую)
S G
22.03.21 22:46
| изменено
>При этом Снайдер убрал из сюжета историю русской семьи (в прокатном российском дубляже их осторожно превратили в поляков). Вероятно, в фантазии Уидона несчастные жертвы захватчиков должны были сделать сюжет более человечным (а заодно и добавляли простор для шуток во время их эвакуации). Но в реальности они выглядели максимально ненужными. я хренею просто. И как оно? Интересно смотреть абстрактную мешанину спецэффектов и дыма вместо реальных людей?
Алексей Хромов
23.03.21 22:39
Вы ЭТО называли реальными людьми?
Читать все комментарии