30 мая на американском канале HBO (в России — на «Амедиатеке») выйдет фильм «Осло», основанный на реальных событиях 1993 года, которые привели к перемирию между Израилем и Палестиной.
Продюсером картины выступил знаменитый Стивен Спилберг, а вот её режиссёр и сценарист не слишком известны широкой публике. Сюжет «Осло» придумал театральный автор Дж. Т. Роджерс, основываясь на собственной же пьесе. Постановку впервые показали в 2016 году, и вскоре она завоевала множество наград, включая престижные «Тони» и «Драма Деск».
Срежиссировал фильм Бартлетт Шер, также известный по работе в театре и получивший немало премий.
Именно поэтому «Осло» выглядит не типичным политическим триллером, а камерной драмой, построенной исключительно на эмоциональной игре актёров.
Фильм будет интересен и понятен даже тем, кто не интересуется событиями в мире. Сюжет напоминает, что иногда просто необходимо забыть о стереотипах и пропаганде и увидеть в собеседнике человека.
Удивительные реальные события
В 1993 году во время первой палестинской интифады (восстания против израильской оккупации) супруги-дипломаты Терье Руд-Ларсен (Эндрю Скотт) и Мона Юль (Рут Уилсон) из Норвегии решают организовать переговоры между враждующими сторонами.
Сначала они тайно приглашают израильского профессора и министра финансов из Организации освобождения Палестины. Совершенно неожиданно те очень быстро договариваются о многих компромиссах.
Затем дело переходит на более высокий уровень. Каждый раз кажется, что чиновники развалят все договорённости. Но, встретившись с оппонентами лично, они понимают, что соглашения необходимо подписать.
На первый взгляд сюжет «Осло» может показаться наивным или даже надуманным. Израиль и Палестина воевали много лет, и представители этих стран принципиально отказывались общаться друг с другом.
И вдруг за счёт встреч отдельных чиновников получается найти компромисс. Причём агрессивно настроенным политикам удаётся понять друг друга благодаря неформальной обстановке: в свободное время они обсуждают личные дела, шутят, едят десерты.
И тем удивительнее, что всё это произошло в реальности. Сценарист Дж. Т. Роджерс через общего друга познакомился с Терье Руд-Ларсеном и его женой, которые и рассказали эту историю.
Конечно, за 2 часа фильм освещает основные события слишком быстро и поверхностно. Но он раскрывает саму основу, показывая, как начались переговоры и кто в них участвовал. Конечно, доподлинно узнать о правдивости диалогов и поступков отдельных героев невозможно, остаётся лишь полагаться на честность авторов.
Но после просмотра у многих зрителей наверняка возникнет желание поискать больше информации о многих участниках событий. И это уже большое достижение: фильм даёт отправную точку для дальнейшего изучения темы.
Камерная драма о человечности
Даже если предположить, что значительная часть картины — художественный вымысел, «Осло» не теряет своей важности. Ведь само действие максимально отстраняется от плакатности и политических высказываний.
Авторы фильма не занимают ни одну из сторон, здесь нет типичных злодеев. Это картина о людях и их переживаниях.
Даже основной мотив, подтолкнувший Мону на столь смелый поступок, исключительно личный. Её флешбэки максимально ярко отражают ситуацию, в которой люди становятся заложниками системы и вынуждены воевать.
Представители Израиля и Палестины поначалу видят в оппонентах лишь функции, врагов из телевизора. Однако, познакомившись ближе за ужином, герои намного легче решают сложные вопросы. Поэтому сцены личных разговоров выглядят максимально трогательно: герои превращаются из министров и дипломатов в простых людей со своими слабостями и страхами.
Они могут ненавидеть правительство оппонентов, но уважают собеседников за профессиональные качества. Обязательно раскрываются какие-то семейные мелочи, вплоть до банального совпадения имён у дочерей. А уж сладкое и вовсе любит каждый, независимо от политики и мировоззрения.
Эти простые моменты помогают героям понять друг друга, а зрителям — привязаться к экранным персонажам и полюбить их.
А ещё в этой серьёзной картине очень много живых и понятных каждому шуток. Но в этом нет ничего удивительного: нервничая, человек пытается разрядить обстановку, а иногда и попросту ведёт себя нелепо.
Большой плюс «Осло» в том, что фильм не показывает совсем уж идеалистичную картинку. В напряжённой обстановке любая неудачная фраза или даже подчёркнуто деловое поведение кажутся проявлением агрессии.
Лёгкость и взаимопонимание моментально исчезают: все спорят, кричат, рвут документы и готовы отказаться от своих решений. Терье и Моне приходится каждый раз прикладывать максимум усилий, чтобы начать всё сначала.
Следуя форме театральной постановки, почти всё действие проходит в одних и тех же локациях. Но именно это делает фильм универсальным. Даже не зная о причинах и тонкостях политических споров, интересно наблюдать за жизнью на экране. За 2 часа большинство героев начнут казаться знакомыми.
И в конце концов история заставит задуматься: раз уж представители настолько ненавидящих друг друга государств могут разговаривать о жизни и приходить к договорённостям, то и любой другой конфликт можно решить при помощи диалога. Нужно лишь перестать видеть в людях функции и найти в них знакомые и близкие черты.
Эстетика и отличные актёры
Подход авторов фильма к найму актёров может показаться странным. Большинство из них подобрали в соответствии с национальностью их героев, но на главные роли норвежцев пригласили британцев Эндрю Скотта и Рут Уилсон.
Однако в этом отчасти есть элемент узнаваемости: первый играл в легендарном «Шерлоке» и «Дряни», вторая — в «Любовниках», а сейчас пара снимается в «Тёмных началах» от того же HBO.
И в итоге оба актёра идеально вживаются в свои образы. Скотт уже давно отошёл от гротескного образа Мориарти. Он отлично умеет сочетать в своих персонажах напористость и черты простого растерянного человека. Актёр отлично отыгрывает моменты, когда его герою очень хочется что-то посоветовать своим подопечным, но он буквально заставляет себя молчать.
Рут Уилсон умудряется быть одновременно важной и незаметной в каждом кадре — так и должна выглядеть её героиня. Мона кажется второстепенным персонажем, но именно благодаря её воспоминаниям и эмоциям зритель понимает всю значимость и тревожность происходящего. Уилсон, будучи опытной в драматических ролях, передаёт это состояние трогательно, но без лишнего гротеска.
Об остальных актёрах тоже можно сказать много хорошего. Но достаточно просто упомянуть, что каждый из героев находится ровно на своём месте. И если поначалу кто-то из них выглядит неестественным и одномерным, то дальше зрителя обязательно ждёт сюрприз: персонаж раскроется.
Акцент на актёрский игре, а не антураже характерен для театральных режиссёров. Но при этом «Осло» умудряется быть ещё и красивым эстетичным фильмом.
И хотя жёлтый и серый цветофильтры на сценах в Израиле и секторе Газа могут показаться грубоватыми, даже здесь можно увидеть художественную составляющую. Только когда персонажи встречаются и разговаривают, краски становятся более естественными. Как будто вместо залитого одним цветом мира они начинают видеть всю его палитру.
А в самых тревожных моментах, когда герои не знают, как себя вести, камера начинает кружить на месте под саундтрек виолончелистки Зои Китинг и опытного сериального композитора Джеффа Руссо, заставляя зрителя точно так же путаться и беспокоиться. Приём несложный, но идеально подходящий к ситуации.
По роковому совпадению фильм выходит во время очередной эскалации конфликта между Израилем и Палестиной. Но, учитывая, что картина основана на постановке пятилетней давности, в этом нет никакой попытки заигрывать с актуальными темами. Да и важность ленты заключается не в каких-то политических лозунгах или обращении к истории.
«Осло» — трогательный камерный фильм. Он рассказывает о необходимости диалога и свежего взгляда в любой сложной ситуации. А ещё объясняет, что даже в самых трудных ситуациях в оппоненте можно увидеть не абстрактного врага, а живого человека с такими же страхами и слабостями. И иногда стоит засомневаться в своей безоговорочной правоте и услышать другое мнение.