Деменция и великий Энтони Хопкинс. Почему фильм «Отец» одновременно завораживает и пугает

Картина, принёсшая актёру второй «Оскар», трогает жизненной историей, но иногда превращается в настоящий хоррор.

Британо‑французский фильм «Отец» сразу привлекает внимание звёздным составом: главные роли исполняют оскароносные Энтони Хопкинс и Оливия Колман. Компанию им также составляют Оливия Уильямс, Марк Гэттис и Имоджен Путс.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но громкие имена не единственное достоинство этой работы. Экранизация одноимённой пьесы затрагивает очень важную тему — старческую деменцию и взаимоотношения взрослых детей с родителями.

Причём фильм позволяет не просто взглянуть на историю со стороны. Он словно делает зрителя участником событий, позволяя ему пропустить сквозь себя чувства главного героя и его близких. Из‑за этого фильм выглядит то трогательной драмой, то запутанной историей, где правду трудно отличить от вымысла. А иногда картина пугает, как настоящий хоррор.

Драма, которую нужно прожить

Пожилой Энтони (Энтони Хопкинс) живёт в Лондоне. Его дочь Энн (Оливия Колман) планирует переехать со своим женихом в Париж. Но для этого она должна найти отцу постоянную сиделку. Вот только у Энтони несносный характер, который не может вынести ни одна из наёмных работниц. Старик убеждён, что ему не нужна опека. В реальности же он всё чаще путается, не узнаёт собственное жильё и даже дочь.

Странность этого фильма заключается в том, что даже к синопсису в конце каждого предложения было бы правильным добавить слово «кажется». Ни в одном событии, показанном на экране, нельзя быть уверенным до конца. Но это не игра с внимательностью зрителя, как, например, в картине «Думаю, как всё закончить» Чарли Кауфмана, а необходимый ход.

О старческой деменции в кино говорят регулярно. Но большая часть подобных картин разбирает историю со стороны: вот человек, у которого проблемы с памятью, вот его близкие, которые стараются помочь (или попросту бросают бессильного). Однако в этом часто ощущается некая манипулятивность: зрителя заставляют со стороны наблюдать за тем, как человек теряет себя.

Энтони Хопкинс и Оливия Колман. Кадр из фильма «Отец»

Но дебютант в режиссуре большого кино Флориан Зеллер, взяв за основу свою же пьесу, взвалил на себя невероятную ответственность. Он ставит зрителя на место самого Энтони, заставляя его не смотреть, а проживать эту историю. В первой сцене картина выдаёт чёткую экспозицию: главный герой, его дочь, ситуация, которую придётся решать. Но уже через 15 минут зритель чувствует растерянность вместе с пожилым персонажем.

Подобные сюрпризы сюжет будет подкидывать без остановки, заставляя гадать, злиться, пытаться как‑то рационализировать происходящее. Но это неизбежно приводит к провалу. Ведь цель автора — передать ощущения. И если в самом начале сюжета поведения героя Хопкинса кажется раздражающими выходками вредного старика, то в финале его почти истерические попытки изобразить, что он держит ситуацию под контролем, вызовут лишь сочувствие.

Энтони Хопкинс, Оливия Колман и Имоджен Путс. Кадр из фильма «Отец»

При этом Зеллер не даёт оценки действиям героев. «Отец» вовсе не о какой‑то морали. Невозможно судить дочь за желание жить своей жизнью. Да и кто знает, что из показанного происходит в реальном времени, а что — лишь обрывки воспоминаний.

Детектив, которого не было

Сложность построения картины при кажущейся камерности повествования наверняка вызовет у части зрителей ассоциации с классическим замкнутым детективом. Добавляет атмосферы и частично британское происхождение фильма. Ведь именно жители Туманного Альбиона так любят запутанные истории, что беспрерывно ставили на сцене «Мышеловку» Агаты Кристи больше 27 тысяч раз.

Энтони Хопкинс. Кадр из фильма «Отец»

Наследственность пьесы в «Отце» совершенно явная. Буквально чувствуется, как за спиной главного героя меняются актёры и декорации, пока Энтони отвлекает на себя всё внимание. Из‑за этой обманчивой атмосферы у зрителя вскоре появится робкая надежда: а вдруг всё происходящее поддаётся логическому или хотя бы мистическому объяснению?

Сейчас главный герой прозреет и разберётся. Или вскроется какой‑то обман, ведь на злодея больше всех похож персонаж Гэттиса: уж слишком часто он играл неприятных личностей, да и лицо располагает.

Но каждый втайне будет понимать, что всё это лишь самообман — как для героя, так и для зрителя. Просто слишком не хочется признавать печальную правду.

Энтони Хопкинс. Кадр из фильма «Отец»

Однако некая детективная часть в сюжете сохранится, просто над ней нужно будет поработать самому — в жизни не придёт Эркюль Пуаро со стройным объяснением. Можно попытаться сложить головоломку из происходящих событий и уложить их в почти что связную историю. Это не изменит трагичности сюжета, но всё же создаст иллюзию контроля. Того, чего так не хватает Энтони.

Хоррор, который действительно пугает

И самое удивительное, что стопроцентно драматическое кино, посвящённое болезни и взаимоотношению отцов и детей, будто наследует приёмы совершенно не родственного жанра — фильмов ужасов.

Энтони Хопкинс и Оливия Колман. Кадр из фильма «Отец»

Нет, здесь из‑за спины героя не будут выпрыгивать демоны. Но, как и во многих хоррорах, картина заставляет всматриваться во множество деталей, создавая настоящий саспенс в духе Хичкока. Камера выхватывает отдельные элементы интерьера: капающий кран, посуду, картину — и тут же возвращается к лицу Энтони.

Крупных планов Хопкинса в этом фильме, возможно, больше, чем в любой другой его работе. Но этот актёр способен одними глазами и мимикой рассказать больше, чем любые сложные съёмки и многословные диалоги. Страх на его лице абсолютно натуральный.

Одержимость героя своими часами кажется маниакальной. Безумный танец, который старик исполняет, чтобы доказать свою силу, настолько неестественно весёлый, что даже пугает. И нет никаких сомнений, что Хопкинс заслужил свой второй «Оскар» за эту роль.

Энтони Хопкинс. Кадр из фильма «Отец»

Остальные, даже великолепная Оливия Колман, которая в других фильмах всегда перетягивает на себя внимание, лишь поддерживают его трогательный и одновременно жутковатый перформанс. Как ни крути, «Отец» — театр одного актёра.

Сочетание сложного для восприятия неоднозначного сюжета и образа Энтони Хопкинса превращают картину в пугающее зрелище. Но страшным оно кажется как раз из‑за своей реалистичности. Неизбежно возникают мысли, что с таким может столкнуться каждый. Вопрос только, в роли какого персонажа.


Не приходится сомневаться, что полнометражный дебют Флориана Зеллера вышел удачным. «Оскар» в категориях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший актёр», а также ещё четыре номинации уже говорят о всеобщем признании.

Но в первую очередь «Отец» остаётся маленькой, трогательной и очень важной историей. Он рассказывает о распространённой и очень знакомой проблеме. Причём превращает сюжет не в декларирование морали, а в личный опыт, который зрителю придётся пережить самостоятельно. Это сложно, но необходимо.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Отец»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Хромов
15.04.21 11:21
Нет и не надо)
Akbar Kholmuradov
20.04.21 03:39
Классный фильм, только что посмотрел.
Arno Omlette
26.04.21 12:25
А он уже доступен где-то для просмотра онлайн? Не могу найти в крупных стриминговых сервисах, находил кто?
Алексей Хромов
26.04.21 12:36
Пока в кинотеатрах.
Читать все комментарии