28 января в российских кинотеатрах стартует фильм «Охотник на монстров» Пола У. С. Андерсона. Этого режиссёра больше всего знают по франшизе «Обитель зла». И автор решил снова использовать концепцию, когда-то принёсшую ему немалый успех: взял за основу серию игр, отдал главную роль своей жене Милле Йовович и сделал ставку на экшен.

Вот только не зря многие критиковали последние части «Обители зла» за невнятный сюжет и отсутствие логики. В «Охотнике на монстров» всё стало ещё хуже. В итоге новый фильм наверняка не понравится ни фанатам игр, ни неподготовленным зрителям.

Сюжет без смысла и диалогов

Группа военных под руководством лейтенанта Артемис (Милла Йовович) пытается разыскать своих бесследно исчезнувших коллег. Команда попадает в песчаную бурю и внезапно перемещается в другой мир, населённый жуткими монстрами. Выжить удаётся лишь Артемис. Чтобы вернуться домой, ей приходится объединиться с загадочным Охотником (Тони Джаа), который знает, как одолеть чудовищ.

Уже по описанию можно догадаться, что к сюжету игр картина имеет очень опосредованное отношение. Чтобы упростить подачу, Андерсон добавил в историю банальных «попаданцев». Конечно, подобным приёмом пользуются многие режиссёры и писатели: человек из нашего мира оказывается в необычной ситуации, и зрители или читатели вместе с ним будут разбираться в происходящем.

Вот только в случае с «Охотником на монстров» к финалу информации останется ровно столько же, сколько было и в начале сюжета. Причём нельзя сказать, что авторы упускают возможность рассказать о другом мире. Они попросту даже не пытаются этого сделать.

Вроде бы структура завязки чем-то напоминает первую (и самую удачную) часть «Обители зла»: есть отряд спецназовцев, которые гибнут, чтобы зритель ощутил опасность этого мира: здесь не спастись даже самым подготовленным. Но тогда Андерсон пытался прописать хоть какие-то характеры второстепенных героев, к которым можно привязаться. В «Охотнике на монстров» военные пару минут поют песню, говорят клишированными фразами из старых боевиков, потом немного бегают и стреляют — и тут же умирают. Вряд ли многие успеют хотя бы запомнить их имена.

Кадр из фильма «Охотник на монстров»
Кадр из фильма «Охотник на монстров»

Но когда появляется персонаж Тони Джаа, становится ещё хуже. Ведь около половины фильма Андерсон показывает всего двух героев, которые говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все их диалоги состоят из обрывочных фраз и хаотичных жестов.

Кое-как объясняясь, Артемис и Охотник решают уничтожить главного монстра. Благо для этого есть невесть откуда взявшееся оружие с непонятными силами. Это и позволит героям попасть в какое-то другое место, о котором тоже ровно ничего не говорят.

Будто вспомнив к финалу, что нужно дать зрителю хоть немного информации, из ниоткуда вводят ещё несколько героев. Один из них (в исполнении Рона Перлмана) и рассказывает о том, как Артемис попала в другой мир. Занимает это примерно столько же времени, сколько в начале военные пели песню.

Никакого раскрытия мира

Всё это выглядит максимально странно. Ведь у авторов уже изначально есть продуманный и проработанный мир игр Monster Hunter. Нужно было лишь адаптировать его к большому экрану, и тогда хотя бы фанаты оригинала полюбили фильм. Но Андерсон ограничился лишь короткими и максимально ненужными отсылками.

Кадр из фильма «Охотник на монстров»
Кадр из фильма «Охотник на монстров»

Большая часть действия происходит просто в пустыне. Бескрайние песчаные пейзажи, отснятые в Южной Африке, конечно, выглядят красиво. Но, в отличие от «Звёздных войн» или «Дюны», здесь они максимально неинформативны. Зачастую это буквально пустое открытое пространство, которое не даст зрителю ничего, кроме эстетического удовольствия.

О происхождении и силах монстров, возможно, должен бы рассказать Охотник. Но, как уже сказано выше, героиня не понимает его язык, поэтому чудовища так и остаются просто опасностью, которая может появиться в любой момент. Нужно отдать должное, некоторые из них проработаны очень неплохо. Видимо, 60-миллионный бюджет ушёл исключительно на графику.

А вот попытка сохранить каноничное оружие из игр кажется совершенно лишней. Для фэнтезийных проектов слишком громоздкие и странные луки и мечи вполне допустимы. Но рядом с реалистичным оружием из обычного мира они кажутся нелепой бутафорией.

Кадр из фильма «Охотник на монстров»
Кадр из фильма «Охотник на монстров»

Создатели «Охотника на монстров» просто отказались от масштабного мира оригинальных игр, а взамен не предложили ничего. Пара красивых локаций, жуткие чудовища и странное оружие вряд ли позволят поверить в правдоподобность происходящего.

Хаотичный экшен

Но, конечно же, у создателей подобных картин всегда есть последний шанс исправить весь хаос и нелогичность сюжета. Фильм можно просто превратить в адреналиновый боевик, набив его до отказа экшеном. Вот только странным образом «Охотник на монстров» и здесь умудряется выглядеть бледно.

Кадр из фильма «Охотник на монстров»
Кадр из фильма «Охотник на монстров»

Часть сцен прячут в неадекватной темноте. Понятно, что такой подход упрощает работу над графикой. Но иногда буквально трудно разобрать, что происходит на экране. А к этому ещё и добавляется слишком быстрый и хаотичный монтаж, от которого может просто закружиться голова, и ненужный slow motion.

Удивительно, что даже талант Тони Джаа не раскрывают должным образом. Чтобы понять, насколько этот актёр хорош в боевых искусствах, достаточно вспомнить хоть 15-минутную драку в бойцовском клубе в «Онг Баке», хоть 8 минут экшена в «Чести дракона», снятые одним длинным кадром без монтажа.

Здесь же ему слишком редко дают проявить своё мастерство, больше полагаясь на графику. Хотя первые драки его героя с персонажем Миллы Йовович выглядят захватывающе.

И если есть в «Охотнике на монстров» плюсы, то только благодаря исполнителям главных ролей. Йовович в экшене всё так же эмоциональна и обворожительна. А с героем Джаа они иногда выдают отличную химию даже без слов.

Жаль, к этому забыли дописать нормальный сценарий. Ведь каждая динамичная сцена перемежается со слишком долгими и почти бессмысленными походами, невнятными попытками диалогов и плоскими шутками.

Кадр из фильма «Охотник на монстров»
Кадр из фильма «Охотник на монстров»

Причём длится фильм слишком мало для высокобюджетного блокбастера, не дотягивая даже до 2 часов (это обычно означает, что неудачный материал сильно порезали при монтаже). Но из-за неровного темпа и огромного количества пустых сцен он кажется слишком уж долгим. А для экшен-боевика с монстрами это губительно.


Совершенно непонятно, кому, по задумке авторов, должен понравиться этот фильм. Для поклонников игр в нём слишком мало связи с оригиналом. Для тех, кто не знаком с миром Monster Hunter, нет никаких объяснений. Действительно насладиться масштабными эффектами можно только на большом экране и желательно в хорошем кинотеатре. Но фильм настолько скучен, что тратиться на него просто жаль.

Единственное спасение для «Охотника на монстров» — постоянные переносы других блокбастеров. Те, кто соскучился по спецэффектам и экшену, наверняка его посмотрят. Но, увы, саму картину это лучше не делает. Она не оставляет после просмотра ни воспоминаний, ни эмоций, будто все 2 часа зритель рассматривал стену.

Финал «Охотника на монстров» явно намекает на сиквел, а то и целую франшизу. Но вряд ли многие захотят увидеть продолжение. Для этого надо хоть как-то привязаться к истории и героям.