Никто не сомневался, что на церемонии «Оскар-2020» лента «Паразиты» возьмёт статуэтку в категории «Лучший международный фильм». Также не удивил и приз за лучший оригинальный сценарий. Но совершенно внезапно Пон Чжун Хо выиграл в номинации «Лучший режиссёр».
А затем картина взяла «Лучший фильм». Эта победа самобытного корейского режиссёра выглядит ещё более фантастической, если вспомнить, что конкурентами ленты были «1917» Сэма Мендеса, «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, «Джокер» Тодда Филлипса и «Ирландец» Мартина Скорсезе.
Пон Чжун Хо — это Стивен Спилберг в свои лучшие годы.
Квентин Тарантино
режиссёр
Всё это неслучайно, ведь фильм южнокорейского режиссёра оказался близок и понятен любому думающему зрителю. Рассказываем, как «Паразиты» иносказательно, но очень понятно разбирают важные социальные вопросы.
Малоимущее семейство Ки живёт в замызганном полуподвале и перебивается нестабильными заработками. В частности, они складывают коробки для пиццы, но даже это делают из рук вон плохо.
Шанс выбраться из нищеты пришёл откуда не ждали: приятель старшего сына просит подменить его в качестве репетитора английского языка для симпатичной дочери местного IT-магната. Сменив имя Ки Ву на звучное Кевин и продемонстрировав подделанный сестрой фальшивый диплом, молодой человек устраивается на желанную работу в роскошный дом семейства Пак.
Окрылённые удачей Ки решают провернуть рискованную авантюру: хитростью выгнать из дома богачей всю прислугу и самим занять вакантные места. Сначала план идёт как по маслу. Но однажды происходит нечто, чего никто не ждал. Про этот сбивающий с ног сюжетный твист режиссёр просит умолчать каждого, чтобы не раскрывать интригу и не портить удовольствие тем, кто ещё не ходил в кинотеатр.
Жанровые подмены и мощный социальный подтекст
Создатель «Паразитов» Пон Чжун Хо не ограничивает себя рамками одного жанра. Фильмография режиссёра включает и абсурдный детектив «Воспоминания об убийстве», и постапокалиптический триллер «Сквозь снег», и спродюсированную Netflix приключенческую сказку «Окча».
Но в «Паразитах» Чжун Хо пошёл ещё дальше. Картина начинается как эксцентрическая комедия, превращается в психологический детектив, а ближе к третьему акту перерождается в сюрреалистичный триллер. При этом оторваться от экрана невозможно: несмотря на то что жанровая подмена каждый раз действует как пинок, следить за происходящим всё равно страшно интересно.
И всё это жанровое разнообразие приправлено мощнейшей социальной драмой. Классовое неравенство уже давно волнует Пон Чжун Хо: антиутопия «Сквозь снег» рассказывала о противостоянии бедных и богатых пассажиров поезда, несущегося в никуда сквозь погибельный мороз. В «Паразитах» на суть происходящего намекает уже само название.
Но вот вопрос: а кто настоящие паразиты? Оборванцы, пытающиеся подняться за счёт состоятельных людей, или богачи, ничего не умеющие делать? Старший Пак считает себя слишком важной персоной, чтобы самому сидеть за рулём, а его жена понятия не имеет, как содержать в порядке собственный дом.
Так Пон Чжун Хо подсказывает зрителю, что миллионеры получили привилегии не по причине избранности или исключительности, а благодаря банальному везению: они оказались в нужное время в нужном месте. Бедняки же прозябают на дне жизни не из-за глупости или невежественности. Наоборот, смекалки семейству Ки не занимать. Им просто не так повезло, как Пакам.
Образ «лишних людей» и атмосфера бессилия
Современное южнокорейское общество полно противоречий. С одной стороны, Корея тянется к западной культуре. С другой, в стране, как и в соседних Японии и Китае, очень сильны традиции. В результате заданная обществом планка непомерно высока: чтобы везде принимали, ты должен быть богатым, успешным, красивым, ухоженным — и при этом скромным, трудолюбивым и уважительным ко всем.
Понятны опасения старшего сына семейства Ки, который, глядя на беззаботных гостей Паков, неуверенно спрашивает свою богатую ученицу: «Как думаешь, я соответствую?» В какой-то мере эта реплика отражает страхи любого, живущего в корейском — да и в любом — развитом обществе.
Другой остросоциальный лейтмотив фильма — невозможность изменить свою жизнь. Даже обладая талантами, неимущий не способен направить их в позитивное русло (например, Ки-старший пытался открыть кондитерскую, но разорился) и становится преступником.
Художественные приёмы и символизм
Режиссёр использует выразительные визуальные средства, чтобы раскрыть глубокое содержание. Самим построением кадра Пон Чжун Хо разделяет бедных и богатых людей. А лестницы олицетворяют ступени общественной иерархии, которые приходится преодолевать героям.
Зная главную сюжетную интригу, пересматривать картину даже интереснее. Этим «Паразиты» напоминают триллер Джордана Пила «Прочь», в котором намёки на сущность происходящего были искусно спрятаны по всему фильму, но зритель до поры до времени их не замечал.
Пон Чжун Хо неоднократно сравнивает бедняков с тараканами — живучими и практически неистребимыми насекомыми. А социальная пропасть между состоятельными и малоимущими людьми выражается ещё и в запахе нищеты, который последние при всём желании не могут скрыть.
Даже если «Паразиты» станут вашим первым южнокорейским фильмом, ничего не бойтесь. Эта картина заставляет смеяться, грустить, плакать — одним словом, сопереживать нескладным героям Пон Чжун Хо. Ведь остроумные «Паразиты» доступны для понимания не только посвящённым, но и всем, кто любит хорошее и с любовью сделанное кино.