Сегодня в российский прокат вышел фильм «Паразиты», заслуживший в этом году высшую награду авторитетного Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». Лайфхакер уже посмотрел «Паразитов» и разбирается, почему каждому думающему зрителю стоит сходить на премьеру, несмотря на то что южнокорейские картины — нечастые и непривычные гости в отечественных кинотеатрах.

Малоимущее семейство Ки живёт в замызганном полуподвале и перебивается нестабильными заработками. В частности, они складывают коробки для пиццы, но даже это делают из рук вон плохо.

Шанс выбраться из нищеты пришёл откуда не ждали: приятель старшего сына просит подменить его в качестве репетитора английского языка для симпатичной дочери местного IT-магната. Сменив имя Ки Ву на звучное Кевин и продемонстрировав подделанный сестрой фальшивый диплом, молодой человек устраивается на желанную работу в роскошный дом семейства Пак.

Окрылённые удачей Ки решают провернуть рискованную авантюру: хитростью выгнать из дома богачей всю прислугу и самим занять вакантные места. Сначала план идёт как по маслу. Но однажды происходит нечто, чего никто не ждал. Про этот сбивающий с ног сюжетный твист режиссёр просит умолчать каждого, чтобы не раскрывать интригу и не портить удовольствие тем, кто ещё не ходил в кинотеатр.

Жанровые подмены и мощный социальный подтекст

Фильм «Паразиты» 2019

Создатель «Паразитов» Пон Чжун Хо не ограничивает себя рамками одного жанра. Фильмография режиссёра включает и абсурдный детектив «Воспоминания об убийстве», и постапокалиптический триллер «Сквозь снег», и спродюсированную Netflix приключенческую сказку «Окча».

Но в «Паразитах» Чжун Хо пошёл ещё дальше. Картина начинается как эксцентрическая комедия, превращается в психологический детектив, а ближе к третьему акту перерождается в сюрреалистичный триллер. При этом оторваться от экрана невозможно: несмотря на то что жанровая подмена каждый раз действует как пинок, следить за происходящим всё равно страшно интересно.

И всё это жанровое разнообразие приправлено мощнейшей социальной драмой. Классовое неравенство уже давно волнует Пона Чжун Хо: антиутопия «Сквозь снег» рассказывала о противостоянии бедных и богатых пассажиров поезда, несущегося в никуда сквозь погибельный мороз. В «Паразитах» на суть происходящего намекает уже само название.

Фильм «Паразиты», 2019

Но вот вопрос: а кто настоящие паразиты? Оборванцы, пытающиеся подняться за счёт состоятельных людей, или богачи, ничего не умеющие делать. Старший Пак считает себя слишком важной персоной, чтобы самому сидеть за рулём, а его жена понятия не имеет, как содержать в порядке собственный дом.

Так Пон Чжун Хо подсказывает зрителю, что миллионеры получили привилегии не по причине избранности или исключительности, а благодаря банальному везению: они оказались в нужное время в нужном месте. Бедняки же прозябают на дне жизни не из-за глупости или невежественности. Наоборот, смекалки семейству Ки не занимать. Им просто не так повезло, как Пакам.

Образ «лишних людей» и атмосфера бессилия

Современное южнокорейское общество полно противоречий. С одной стороны, Корея тянется к западной культуре. С другой, в стране, как и в соседних Японии и Китае, очень сильны традиции. В результате заданная обществом планка непомерно высока: чтобы везде принимали, ты должен быть богатым, успешным, красивым, ухоженным — и при этом скромным, трудолюбивым и уважительным ко всем.

Понятны опасения старшего сына семейства Ки, который, глядя на беззаботных гостей Паков, неуверенно спрашивает свою богатую ученицу: «Как думаешь, я соответствую?» В какой-то мере эта реплика отражает страхи любого, живущего в корейском — да и в любом — развитом обществе.

Фильм «Паразиты», 2019

Другой остросоциальный лейтмотив фильма — невозможность изменить свою жизнь. Даже обладая талантами, неимущий не способен направить их в позитивное русло (например, Ки-старший пытался открыть кондитерскую, но разорился) и становится преступником.

Художественные приёмы и символизм

Режиссёр использует выразительные визуальные средства, чтобы раскрыть глубокое содержание. Самим построением кадра Пон Чжун Хо разделяет бедных и богатых людей. А лестницы олицетворяют ступени общественной иерархии, которые приходится преодолевать героям.

Фильм «Паразиты» 2019 года

Зная главную сюжетную интригу, пересматривать картину даже интереснее. Этим «Паразиты» напоминают триллер Джордана Пила «Прочь», в котором намёки на сущность происходящего были искусно спрятаны по всему фильму, но зритель до поры до времени их не замечал.

Пон Чжун Хо неоднократно сравнивает бедняков с тараканами — живучими и практически неистребимыми насекомыми. А социальная пропасть между состоятельными и малоимущими людьми выражается ещё и в запахе нищеты, который последние при всём желании не могут скрыть.

Признание в Каннах

Триумф самобытного корейского режиссёра на престижном кинофестивале удивил всех. Эта победа выглядит ещё более фантастической, если вспомнить, каковы были конкуренты Пона Чжун Хо: «Боль и слава» Педро Альмодовара, «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, «Скрытая жизнь» Терренса Малика, «Мёртвые не умирают» Джима Джармуша.

Но все, кто видел «Паразитов», даже не сомневаются: фильм наградили более чем заслуженно. Не в обиде и признанные мастодонты киноиндустрии. «Пон Чжун Хо — это Стивен Спилберг в свои лучшие годы», — так говорит Quentin Tarantino: ‘Korea’s Bong Joon Ho Is Like Spielberg in His Prime’ о южнокорейском коллеге сам Тарантино.

Даже если «Паразиты» станут вашим первым южнокорейским фильмом, ничего не бойтесь. Идите смеяться, грустить, плакать — одним словом, сопереживать нескладным героям Пона Чжун Хо. Ведь остроумные «Паразиты» доступны для понимания не только посвящённым, но и всем, кто любит хорошее и с любовью сделанное кино.