Фильмы-кроссоверы: что это такое и зачем их снимают

В честь выхода картины «Стекло» — кроссовера фильмов «Неуязвимый» и «Сплит» — Лайфхакер решил разобраться, почему подобные истории все смотрят, но часто ругают.

С каждым годом на больших и малых экранах появляется всё больше сюжетов, где встречаются сразу несколько персонажей из отдельных историй. Сам жанр зародился уже очень давно, но за годы существования кино и телевидения он разросся и дополнился новыми элементами. Например, в последние годы все студии стараются не просто сталкивать разных героев, но и строить целые киновселенные.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Что такое фильмы-кроссоверы

Суть кроссовера проста: несколько самостоятельных персонажей, уже знакомых публике, встречаются и как-то взаимодействуют в рамках одной истории. Причём зародилась подобная идея ещё до эпохи кинематографа. Первым кроссовером в популярной литературе принято считать роман «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, где появился известный читателям Том Сойер.

А дальше подобный приём стали использовать в других книгах, комиксах и, конечно, в кино. Первый в истории фильм-кроссовер — «Франкенштейн встречает Человека-волка» 1943 года. Он продолжил истории сразу двух картин: «Франкенштейн» (1931 год) и «Человек-волк» (1941 год).

Со временем кроссоверы стали появляться на экранах всё чаще. Широко известны истории о столкновении различных монстров, например «Кинг-Конг против Годзиллы» или «Дракула против Франкенштейна», либо же комедийные вроде «Эбботт и Костелло встречают доктора Джекилла и мистера Хайда». Основные сюжеты всех этих фильмов понятны из самих названий.

Чем привлекательны кроссоверы

«Фредди против Джейсона»

Киностудии быстро поняли, что зрителей привлекает идея подобных фильмов. И это вполне ожидаемо.

Во многом кроссоверы словно воплощают детскую мечту: когда ребёнок играет в игрушки, он может познакомить Барби с Терминатором и усадить их в машину Бэтмена. То же самое происходит и в кино.

Студиям это приносит большую прибыль. Всё логично, ведь интерес к кроссоверам проявляют поклонники сразу нескольких персонажей. Например, «Фредди против Джейсона» посмотрели и те, кто любит «Кошмар на улице Вязов», и почитатели «Пятницы, 13-е». И ровно по тому же принципу снят фильм «Чужой против Хищника» — он также привлёк внимание поклонников обеих франшиз.

Не отстаёт и телевидение: регулярно каналы устраивают встречи персонажей разных сериалов, иногда довольно причудливые. Так, например, герои «Частного детектива Магнума» и «Она написала убийство» однажды вместе расследовали дело. А иногда кроссоверы устраивают, чтобы за счёт более популярного шоу привлечь зрителей к просмотру нового сериала. Так поступили авторы перезапуска «Полиции Гавайев», сняв совместный эпизод с провальным ремейком «МакГайвера».

Как удаётся объединить героев различных произведений

Иногда персонажи, которые должны встретиться в фильме, сериале или даже комиксе, не принадлежат одному автору или студии. И тогда возникает вопрос прав на героев. Традиционно это решается одним из трёх способов.

1. Покупка прав на персонажей или договорённости между правообладателями

«Кто подставил кролика Роджера»

Наиболее яркий пример — знаменитый фильм «Кто подставил кролика Роджера». В нём впервые вместе показали персонажей конкурирующих анимационных студий Walt Disney, Universal Pictures, MGM, Warner Bros. и прочих. Мультипликация в те годы находилась в глубоком кризисе, и все студии решили, что будет полезно выпустить крупный проект, который напомнит об их персонажах. По договору компании получили долю в фильме, а их героям было уделено приблизительно одинаковое количество времени.

Это и позволило зрителям увидеть в одной картине Микки Мауса вместе с Багсом Банни, дятлом Вуди, Друпи и другими мультяшными героями.

2. Использование героев, находящихся в общественном достоянии

«Лига выдающихся джентльменов»

Именно так когда-то поступил автор комиксов Алан Мур, создавая «Лигу выдающихся джентльменов», по которой позже сняли одноимённый фильм. В сюжете встречаются герои различных классических романов: Аллан Квотермэйн, капитан Немо, доктор Джекилл, Человек-невидимка и прочие. Исключительные авторские права на всех этих персонажей давно истекли, так что их можно свободно использовать в новых историях.

3. Изменение внешности и отсутствие имён

«Хижина в лесу»

Иногда сценаристы фильмов идут на хитрости, чтобы обойти вопрос авторского права. Можно оставить у героя некоторые узнаваемые черты, однако не называть его имени или слегка изменить, чтобы он не совпадал полностью с оригиналом. Например, в финале картины «Хижина в лесу» авторы показывают персонажей практически всех знаменитых хорроров. Но доказать, что зловещий клоун — это Пеннивайз из «Оно» Стивена Кинга, а монстр в шрамах — Пинхед из «Восставшего из ада», будет очень сложно.

В чём разница между кроссовером и киновселенной

«Мстители: война бесконечности»

В последние годы крупные студии предпочитают не просто выпускать кроссоверы, а строить целые киновселенные. Разница здесь не очень большая. Просто во втором случае герои разных фильмов изначально существуют в рамках одного мира и их постепенно сводят вместе.

Такой подход пришёл из комиксов, где, например, Супермен и Бэтмен живут в одном мире и иногда помогают друг другу. Да и на экранах наиболее известны вселенные супергероев. Наибольшего успеха добились Marvel и Disney, хоть изначально права на многих популярных персонажей оказались проданы другим студиям. Поэтому Человек-паук до недавнего времени на экранах существовал отдельно, а возвращение Людей Икс всё ещё под вопросом.

Но Marvel за 10 лет построила огромную киновселенную, снимая фильмы про отдельных героев, а потом создавая кроссоверы «Мстители». А в 2018 году представила самый масштабный проект «Мстители: война бесконечности», где встретились почти все главные персонажи 18 предыдущих картин.

Помимо Marvel есть киновселенная DC с кроссоверами «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости» и «Лига справедливости». А также сериальная вселенная Стрелы от канала The CW. Герои телевизионных проектов иногда переходят из одного сериала в другой, а каждый год устраивается глобальный кроссовер на 3–4 серии, где все персонажи встречаются, а также представляют новые проекты.

Помимо супергеройских киновселенных существует вселенная монстров. Пока что в её современном варианте есть только отдельные фильмы «Годзилла» (2014 год) и «Конг: остров Черепа» (2017 год). Но в обеих картинах фигурирует организация «Монарх», связывающая сюжеты. И в ближайших планах студии объединить чудовищ в новом кроссовере.

Пока неизвестна судьба тёмной вселенной, которая стартовала в 2017 году с фильма «Мумия». В картине появился доктор Джекилл (Рассел Кроу). Именно он по изначальной задумке должен был собрать команду из персонажей будущих фильмов: монстра Франкенштейна (Хавьер Бардем), Человека-невидимку (Джонни Депп) и других. Однако провал первой картины поставил под вопрос развитие будущей вселенной и возможный кроссовер всех героев.

Какие проблемы есть у фильмов-кроссоверов

Несмотря на то что подобные сюжеты выходят всё чаще и почти всегда собирают хорошую кассу, рейтинги этих фильмов часто оказываются не слишком хорошими. И чаще всего претензии примерно одни и те же.

1. Они не всегда интересны новым зрителям

«Чужие против Хищника: реквием»

Многие подобные фильмы сняты с расчётом на подготовленную публику. Авторы практически не уделяют времени предыстории персонажей, а сразу погружаются в действие. Это радует поклонников, но оставляет в недоумении новичков. Сюжет наверняка будет понятен и без предисловий, но вот проникнуться симпатией к героям или, наоборот, понять, почему они злые, вряд ли получится. Поэтому перед просмотром следует хотя бы поверхностно узнать, что это за персонажи и почему они встретились.

2. Сюжет чаще всего слишком прост

«Кинг-Конг против Годзиллы»

Когда на экране встречаются два самобытных героя, авторы ещё могут попытаться как-то раскрыть сюжет. Но если важных персонажей больше, то о сложном и закрученном сценарии за редким исключением следует забыть. Скорее всего, герои будут либо просто бороться друг с другом, либо противостоять одной общей проблеме.

3. Один герой всё-таки важнее остальных

«Космический джем»

Многие крупные кроссоверы продолжают историю одного персонажа, а другие становятся лишь его помощниками. Так авторам проще создать цельный сценарий, не тратя время на множество побочных сюжетных линий. В этом случае фанатам может не понравиться, что их любимчика отодвинули на задний план.

4. Зрители имеют завышенные ожидания

«Бэтмен против Супермена: на заре справедливости»

Когда зрители видят в рекламе сразу пять любимых героев, они наверняка ждут, что фильм окажется в пять раз интереснее, чем сольная история персонажей. Учитывая, что подобные проекты очень массово анонсируются и долго находятся в производстве, фанаты успевают построить в голове идеальную историю, и поэтому с выходом фильма с довольно простым сюжетом многие оказываются разочарованы.

Какие кроссоверы по-настоящему удивили

Кроссоверы обычно подразумевают встречу героев из одного жанра. Детективы помогают детективам, монстры сражаются с монстрами и так далее. Но бывают и более необычные и даже совсем странные примеры. На больших экранах мало кто решается на подобное: слишком велика вероятность, что зрители не оценят задумку. А вот авторы сериалов и мультфильмов иногда устраивали встречи самых неожиданных персонажей.

1. «Я люблю Люси» и «Супермен»

Классический ситком о домохозяйке, которая мечтает стать актрисой, неоднократно называли лучшим сериалом всех времён. За шесть сезонов с героиней происходило много необычного. И однажды она даже встретилась с настоящим Суперменом. Или почти настоящим.

2. «Сверхъестественное» и «Скуби-Ду»

Приключения братьев Винчестеров, побеждающих всевозможную нечисть и существ из других миров, длятся уже больше 10 лет. За это время они успели побывать в ситкоме и даже выйти в реальный мир на съёмочную площадку. А в одном эпизоде героям даже удалось стать мультяшными и встретиться с персонажами детского мультсериала «Скуби-Ду».

3. «Кости» и «Сонная лощина»

Отличный пример столкновения совершенно разных жанров. Сериал «Сонная лощина» посвящён герою, который переместился из прошлого и сражается с нечистью. При этом «Кости» — детективный сериал без какого-либо намёка на мистику. Но авторам удалось столкнуть главных героев в хеллоуинском эпизоде и сделать так, чтобы довольны остались поклонники обоих проектов.

4. «Мистер Робот» и «Альф»

Что может быть неожиданнее, чем увидеть в мрачном технотриллере героя классического ситкома? Однако в мир мистера Робота умудрился попасть неунывающий пришелец Альф. Потом авторы объяснили, как это произошло. Но всё же первое впечатление было очень неожиданным.

5. «Бэмби» и «Годзилла»

Но любые киновселенные и сериалы-кроссоверы меркнут по сравнению с полутораминутным мультфильмом 1969 года, который создал аниматор Марв Ньюленд ещё во времена учёбы в колледже. По опросам тысячи профессионалов в анимации, ролик попал на 38-е место в списке 50 величайших мультфильмов в истории. И однозначно это лучший кроссовер в мире. Итак, роковая встреча Бэмби и Годзиллы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Андрей Погожев
20.01.19 14:25
| изменено
Чебурашка против Халка....
Be Lucci
22.01.19 14:11
По-моему Disney с DC перепутали
Алексей Хромов
24.01.19 07:49
Нет. Под «Marvel и Disney» имеется ввиду, что Marvel сейчас им принадлежит.