Что за форматы Dolby Atmos и DTS:X и чем они различаются

Прокачают звук в домашнем кинотеатре и погрузят в любимую видеоигру — но не с любым оборудованием.

Что такое Dolby Atmos и DTS:X

За обоими названиями скрываются кодеки — то есть технологии сжатия сигнала, для работы с объёмным звуком. Идея та же, что в аудиосистемах для кинотеатров, но внедрённая в потребительские телевизоры, игровые приставки, саундбары и аудиосистемы для домашних кинотеатров.

Звук в форматах Dolby Atmos и DTS:X многоканальный и привязывается к объектам на экране. То есть закодированный в правильном формате звук содержит не дорожки аудио для отдельных колонок, а информацию о расстоянии до объекта.

Если предыдущие поколения кодеков объёмного звука позволяли передавать информацию как «Звук из передней правой колонки на 80% громкости», то актуальные передают что-то вроде «Объект над головой зрителя спереди, между центральным и правым динамиками». Используя информацию об аудиосистеме, декодер преобразует эти данные в команды для ваших колонок или саундбара.

Благодаря этому можно масштабировать звучание на помещения любого размера с разным составом аудиосистемы.

Изображение: Sony

В результате зритель будет слышать, как самолёт из фильма пролетает прямо над его головой, а не где-то там в экране. В видеоиграх это тоже отлично раскрывается и дополнительно работает на погружение: вы не только знаете, что союзник бежит за вами, но и слышите, как он даёт советы из-за спины.

Чтобы всё работало, соответствующую технологию должны поддерживать: источник звука, например телевизор, аудиосистема, AV-ресивер или процессор, и, конечно, сам контент. Под контентом обычно имеются в виду фильмы, сериалы и игры, реже — музыка в стримингах.

Создатели «Дома дракона» и «Теда Лассо» учитывали актуальные форматы при работе, так что сериалы доступны в Dolby Atmos и DTS:X. В то же время условный «Твин Пикс» вышел задолго до обоих форматов и работать с ними не будет — по крайней мере, пока не выйдет ремастер сериала, смикшированный с новыми технологиями.

Какие особенности у Dolby Atmos

Это одна из технологий, используемых в Dolby Cinema — варианте оснащения кинотеатров, конкурирующем с IMAX. Из полноценных кинотеатров она постепенно перешла и в домашние.

Dolby Atmos использует дополнительные каналы высоты и потолочные динамики, чтобы создать вокруг зрителя купол звука. Из-за этого для работы с форматом нужна расширенная аудиосистема. Как правило, в её названии сразу упоминают Dolby Atmos.

В схемах совместимых систем появляется третье число: не 5.1 и 7.1, а 5.1.2 и 7.1.2. Бывают даже 5.1.4 и 7.1.4. Первое число означает количество полнодиапазонных каналов — звук одного канала могут выводить несколько динамиков, но в домашних системах обычно сколько каналов, столько и колонок. Второе значение — это количество сабвуферов, то есть низкочастотных излучателей, третье — число потолочных динамиков.

Ещё существуют саундбары Dolby Atmos, в которых пара динамиков направлена вверх, имитируя потолочные. К ним ничего добавлять не нужно, но эффект погружения может быть менее реалистичным.

Технология имеет широкое распространение. Версию Dolby Atmos, хоть и со сжатием, поддерживают многие фильмы и сериалы на Netflix, Max (бывший HBO Max), Amazon Prime Video, Apple TV и Paramount+. Слушать музыку с Dolby Atmos можно в Apple Music, Amazon Music и Tidal HiFi.

Dolby Atmos не стоит путать с другими вариантами аудиотехнологий Dolby:

  • Dolby Digital — ранее назывался Dolby AC-3. Семейство кодеков со сжатием, до сих пор остаётся популярным, несмотря на внедрение Atmos. Используется для кодирования звука практически повсеместно: в цифровом видео и телевещании, видеоиграх, а на заре формирования — даже в кинотеатрах, например в «Бэтмен возвращается» 1992 года.
  • Dolby Surround — изначально так назывался кодек для объёмного звука в кинотеатрах, позднее это название вернулось, но уже в качестве технологии повышения микширования под Dolby Atmos. Он преобразует аудио для стерео- и мультиканальных систем для работы с Dolby Atmos.
  • Dolby Atmos for Headphones — стандарт объёмного аудио для наушников, позволяющий создавать виртуальную сцену вокруг пользователя. В экосистеме Apple его называют Spatial Audio.

Главное преимущество Dolby Atmos — это большое количество совместимого контента онлайн и на Bluray-дисках. Есть у технологии и свои недостатки:

  • Обычная система 5.1 или 7.1 не подойдёт: придётся либо докупать потолочные колонки, либо смотреть в сторону совместимых саундбаров.
  • Более низкий битрейт по сравнению с DTS:X.

Чем отличается DTS:X

Этот формат может работать с системами 5.1 и 7.1: ему не нужны дополнительные динамики для создания 3D-звука. Благодаря этому воспроизводить звук в DTS:X можно на большинстве аудиосистем при условии, что они умеют его декодировать.

Если продолжать сравнение с Dolby Atmos, DTS:X обеспечивает более высокий битрейт и меньшее сжатие, что на практике должно обеспечивать более реалистичное звучание. Также этот формат даёт ручную настройку объектов: если вам не принципиально получить тот опыт, что задумывали режиссёры, можно сделать диалоги погромче.

Логотип DTS:X долгое время можно было найти только на Bluray-дисках, но в мае 2024 года в сервисе Disney+ вышел концерт Queen с поддержкой DTS:X — первый совместимый контент в стриминге. Параллельно поддержку стандарта добавили в 18 ранее выпущенных фильмов Marvel в том же онлайн-кинотеатре, но на этом пока всё.

Как и в случае с Dolby Atmos, у DTS есть другие технологии, которые не стоит путать с DTS:X. В их числе:

  • DTS-HD High Resolution Audio — формат с поддержкой HD Audio, можно найти в Bluray-дисках и HD DVD. Поддерживает 7.1-канальный звук с битрейтом до 8 Мбит/с.
  • DTS-HD Master Audio или DTS++ — улучшенный вариант High Resolution Audio, который использует сжатие без потерь и битрейт до 24,5 Мбит/с.
  • DTS Headphone X — он же DTS for headphones, иногда производители вообще сокращают до DTS:X. Вариант объёмного звука для наушников. Как и полноценная версия, имеет более высокий битрейт, чем Dolby Atmos for Headphones, но в случае с наушниками и сжатием звука разница в качестве будет ещё менее заметна.
  • DTS Neural:X — это вообще не кодек, а технология повышения микширования в ресиверах и процессорах аудиосистем. Она преобразует звук, смикшированный для 5.1 или 7.1, под имеющуюся конфигурацию колонок.

Из недостатков DTS:X выделяют то, что совместимого контента почти не найти в стримингах. Преимуществ у технологии больше:

  • Можно использовать с существующими аудиосистемами, не докупая новые колонки.
  • Более высокий битрейт и меньше сжатия, чем у Dolby Atmos.

На каких устройствах работают технологии Dolby Atmos и DTS:X

Речь о «железе» — приборах, на которых вы можете включить фильм или игру.

Телевизоры

Большинство современных телевизоров поддерживают оба формата, причём речь даже о моделях за условные 20 тысяч рублей. Как правило, информация об этом указывается в карточке товара, а соответствующие логотипы присутствуют на коробке.

Правда, речь идёт о так называемом «проходящем» Dolby Atmos / DTS:X. То есть сам телевизор не делает ничего, кроме передачи звукового сигнала устройству, которое этот сигнал декодирует — ресиверу, саундбару и так далее. Без внешней аудиосистемы звук объёмным не будет.

Некоторые флагманские телевизоры Samsung, Sony, Panasonic, Philips и модели других брендов оснащают встроенной аудиосистемой, совместимой с Dolby Atmos и DTS:X — можно встретить 2.1.2, 4.2.2, 5.1.2 и другие конфигурации.

Изображение: Samsung

В моделях среднего уровня такие аудиосистемы тоже начинают появляться. Они воспроизводят объёмный звук самостоятельно, используя направленные вверх и в стороны излучатели. Но ощущение объёма в таких решениях не идеальное, для полного погружения всё равно придётся добавлять больше колонок.

Если у вас уже есть неплохой телевизор с программной поддержкой объёмного звука, разумнее будет потратиться на совместимую аудиосистему, чем на новый TV: звук на выходе будет лучше.

Если же вы всё равно планируете менять телевизор и хотите получить объёмный звук пусть не в идеальном варианте, зато без установки лишней аппаратуры, есть смысл выбрать модель с аудиосистемой Dolby Atmos:

С 2024 года в игру вступает Dolby Atmos FlexConnect — функция, которая синхронизирует звук динамиков телевизора и внешних колонок для создания объёма с учётом особенностей помещения. В итоге можно будет не собирать аудиосистему по обычным схемам вроде 5.1.2, а выжимать максимум из аппаратуры, которая уже есть под рукой.

Изображение: Dolby

На самом деле популярные производители делали так и раньше. Например, у Samsung есть опция Q-Symphony, которая связывает аудиосистему телевизора и саундбара для подстройки объёмного звука под помещение.

В теории функция Dolby лучше, потому что должна подружить технику разных брендов: прочие решения замкнуты на одной экосистеме. На практике же об успехе говорить пока рано: в мае 2024 года TCL выпустила первую линейку телевизоров с поддержкой FlexConnect, TCL QM7, но пока только в США. Если инициативу не поддержит большинство крупных производителей, толку от этого будет мало. В случае успеха аналог от DTS вряд ли заставит себя долго ждать.

Проекторы

С проекторами ситуация почти та же, что и с телевизорами: программно Dolby Atmos и DTS:X поддерживают практически все модели, за исключением совсем бюджетных. А вот на встроенную аудиосистему с объёмным звуком надеяться не стоит. Даже топовый проектор Leica Cine 1 стоимостью около миллиона рублей предлагает скромную систему 2.1 с урезанной Dolby Atmos.

Лучшим решением будет либо дополнить проектор нормальной аудиосистемой, либо довольствоваться обычным звуком и не пугаться цен на топовые модели.

TV-приставки

Все варианты приставки Apple TV 4K поддерживают Dolby Atmos, но не DTS:X. С приставками на Android история почти идентичная: как правило, даже недорогие модели поддерживают Dolby Atmos и максимум DTS HD.

Игровые приставки

Оба формата можно найти в игровых консолях Sony и Microsoft, но есть нюансы. На PlayStation 4 и Xbox One S/X объёмный звук будет только при просмотре контента на Bluray: в играх поддержка не реализована. PlayStation 5 и Xbox Series S/X тоже могут работать как Bluray-плеер с поддержкой Dolby Atmos и DTS:X, плюс в их библиотеках также есть десятки совместимых игр. Nintendo Switch пока в стороне, как и Steam Deck.

Для игры с объёмным звуком варианты такие:

Но учитывайте, что сама приставка, как и большинство телевизоров, лишь передаёт сигнал: без подходящей аудиосистемы объёма не будет.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию