Как «Форсаж-10» намекает, что франшизу нужно было закончить пару лет назад

Дряхлый Вин Дизель и злой Джейсон Момоа бьются за семью.

18 мая состоялась мировая премьера фильма «Форсаж-10». Предпоследняя часть одной из самых популярных франшиз современности объясняет, почему её нужно как можно быстрее закончить.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Десятую часть срежиссировал Луи Летерье. В первую очередь он известен как автор двух частей из трилогии «Перевозчик» и «Невероятного Халка». Сценарий написали Джастин Лин (режиссёр пяти и сценарист одной части), Зак Дин («Война будущего») и Дэн Мазо («Гнев Титанов»).

В главных ролях всё те же Вин Дизель, Мишель Родригес, Лудакрис, Шарлиз Терон, Сон Кан и другие члены «Семьи». Главное новое лицо — Джейсон Момоа, играющий злодея.

Сюжет десятой части является продолжением событий пятого «Форсажа». Тогда Доминик Торетто и его команда ограбили бразильского коррупционера Рейса. Однако спустя годы выяснилось, что у Рейса был психически нездоровый сын Данте. На протяжении десяти лет Данте следил за Торрето и ждал момента, чтобы ему отомстить. Данте заманивает команду в ловушку, вынуждая членов семьи на время разделиться. Торетто понимает, что если он не уничтожит злодея, то потеряет сына.

Странная структура злит

Примерно с двадцатой минуты «Форсаж-10» делится на несколько отдельных фильмов. Доминик Торетто пытается добраться до Данте, часть его команды путешествует по Европе непонятно для чего, Летти хочет сбежать из тюрьмы, а Джейкоб охраняет сына Доминика. Подобное расслоение позволяет выкручивать хронометраж на максимум. Герои вроде бы двигаются к одной точке, однако каждая отдельная сюжетная линия настолько медленная, что иногда забываешь, что они вообще делают.

Самый большой провал — это линия команды Торетто. Несколько людей постоянно ругаются и собираются что‑то сделать. В середине пути уже не помнишь, что они вообще хотели, а к концу обнаруживается, что это и неважно.

Лучший способ смотреть «Форсаж» — забывать, что происходило 10 минут назад, тогда будет меньше вопросов.

Но по‑настоящему структура фильма раздражает уже к финалу. Становится понятно, зачем нужен был настолько медленный темп повествования, — просто для того, чтобы было о чём снимать одиннадцатую часть.

Сценаристы наплевали на логику

Прошлые части «Форсажа» приучили к тому, что некоторые элементы будут необъяснимыми (особенно выделялись суперхакеры и суперсекретные службы). При этом сохранялась внутренняя логика — было понятно, что к каким последствиям приведёт. Но теперь и она испарилась. «Форсаж-10» — это набор сцен, которые не всегда связаны между собой. Если вам показывают гараж с автомобилями и предлагают взять любой, а вы выбираете самолёт (которого в гараже нет) — то вы герой «Форсажа».

Нечто схожее происходит с перемещениями. Вы в США, но нужно оказаться в Италии, поскольку прямо сейчас на ваших друзей нападут? Без проблем, успеете к началу погони.

Кадр из фильма «Форсаж 10»

В одной из сцен Джон Сина говорит, что для того, чтобы оторваться от преследователей, нужно сначала дать им выйти на ваш след. Никто не знал, где он находится, поэтому он посмотрел в камеру в аэропорту. Зачем? Чтобы была эффектная сцена в самолёте. Сина ведь не дурак, поэтому сдал в багаж маленький летательный аппарат, с помощью которого можно эвакуироваться в случае нападения. В итоге зритель получает пять минут абсурда, граничащего с шизофренией.

Смешные шутки придумать забыли

Кажется, десятый «Форсаж» — самый несмешной за всю историю франшизы. Во время просмотра был всего один момент, когда пара зрителей в кинозале издали лёгкий смешок. При этом забавная шутка была взята из сцены после титров девятой части. Единственный смешной момент — повтор.

Зато фильм объясняет, что, по мнению сценаристов, смешно: дурацкая косичка у Джейсона Момоа, старая поп‑музыка в машине у Джона Сины и тупой Тедж. Очень тупой. Совсем недавно вышел «Стражи Галактики: Часть 3», где есть очень похожий герой Дракс — он тоже очень глупый, но его реплики хоть немного смешные. А Тедж не понимает, как работают деньги, ведёт себя как ребёнок и считает себя лидером команды.

Кадр из фильма «Форсаж 10»

Даже удивительно, что «Форсаж» напрочь лишён самоиронии. Прошлогодний «Серый человек» ежеминутно подмигивал зрителю, как бы сообщая, что такой масштабный и глупый боевик не нужно воспринимать всерьёз. Тут же всё по‑старому: «семья», дети, любовь, страдания. А в паузах между грустными репликами можно пинать машиной круглую бомбу, которая катится в сторону Ватикана, или бить автомобили вертолётом, привязанным к боковой двери. Конечно, тут не до шуток.

Эффектного зрелища можно не ждать

За предыдущие 10 фильмов (9 частей «Форсажа» плюс спин‑офф) сценаристы приучили, что герои не умирают. В каждой части есть драматический момент, когда важный персонаж гибнет, все грустят, но спустя фильм (или пару) он неожиданно воскресает. Вряд ли стоит говорить, что это дешёвый ход («Форсаж» — энциклопедия дешёвых ходов), просто он выглядит невыносимым, если его повторять постоянно. На экране и так нет никакой драмы, но авторы уничтожают и её зачатки. Новый «Форсаж» опять заигрывается с воскрешениями и возвращениями героев (обойдёмся без спойлеров).

Из‑за этого страдают погони. Бесконечные воскрешения героев рушат всю драматичность и опасность экшен‑сцен. Просто невозможно поверить, что кто‑то может погибнуть. Зрелищные погони в фильме есть, но ни одна из них не выглядит оригинальной, что вполне логично — уже одиннадцатая часть, тут не до изобретений.

Кадр из фильма «Форсаж 10»

Что‑то сломалось не только в зрелищности. Когда «Форсаж» переформатировали в фантастический боевик (четвёртая‑пятая части), дикие моменты выглядели забавно. Сценаристы выбрасывали логику, здравый смысл и законы гравитации, чтобы Вин Дизель и команда взрывали врагов по всему миру, в том числе и в космосе (девятая часть), и эта наглость выглядела здорово. Получался концентрированный дурацкий боевик с нелепым сюжетом, над которым можно было иронизировать, а пара неплохих героев добавляли фильмам юмора и немножко жизни.

А «Форсаж-10» делает вид, что происходящее на экране действительно должно трогать зрителя. Вы в прошлой части в космос летали (на машине), какая драма?

Конечно, в новом «Форсаже» плохая музыка. Это не открытие, с саундтреками у франшизы всё плохо уже много лет, начиная части с седьмой (если не шестой). В десятой лучше не стало. Кажется, авторы саундтрека пытаются собрать современную музыку, звучащую в стиле нулевых, и у них не получается. Выходит набор совершенно безликих треков — не в пример первым частям, которые превращали песни в хиты. Неудивительно, что лучшая композиция фильма — старая и безотказно работающая Gasolina Дэдди Янки.

Вин Дизель и команда состарились

Вину Дизелю 55 лет, но в новом «Форсаже» кажется, что он значительно старше. Актёр напоминает нудного дедушку, который бесконечно говорит о семье, вспоминает былые времена и кряхтит. Возможно, если бы не появления злодея, то Доминик Торетто пошёл бы играть в бинго с пенсионерами. Очевидно, что его давно не было в уличных гонках.

Если в прошлых частях Дизель давал фильму маскулинность и хоть какой‑то драйв, то теперь точно перестал. Лучше всего это заметно в момент, когда на экране появляется Джейсон Стейтем. Даже не верится, что они одного возраста — Стейтем даже на пару дней старше.

Бросается в глаза усталость не только Вина Дизеля, но и других актёров. Лудакрис и Тайриз Гибсон снялись в семи частях, Сон Кан — в шести. Сценаристы не принесли им хорошие шутки, яркие драки или драматичные геройства, поэтому они слоняются по фильму с лицом человека, ожидающего свою очередь на приёме в поликлинику.

Зато есть Джон Сина и Джейсон Момоа. Кажется, что это единственные люди, получившие удовольствие от съёмок. Они танцуют, кривляются, веселятся — пытаются расшевелить фильм с отвратительным сценарием. Да, у них не получается, но им нравится быть частью этой истории. Все остальные просто отбывают номер.

Кадр из фильма «Форсаж 10»

«Форсаж» неоднократно менялся на протяжении всех частей. Когда‑то главным героем был персонаж Пола Уокера, а фильмы заканчивались уличными гонками. Затем наступила эра мирового господства и безрассудства, и «Форсаж» стал глупым, но приятным развлечением. Надвигающийся кризис франшизы удавалось отодвинуть с помощью выдумывания невероятных проблем и новых звёздных актёров. В десятой части нет Дуэйна Скалы Джонсона, очень мало Шарлиз Терон и Джейсона Стэйтема, зато много Вина Дизеля, который решает проблему из пятой части. Без шуток, без лёгкости, но с огромной усталостью.

Если фильм провалится в прокате, то всё закончится на «Форсаже‑11». Но если зрители оценят картину, то, может быть, эту дойную корову и дальше будут пинать — даже несмотря на то, что она перестала подавать признаки жизни.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Форсаж 10»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Эколенд Эколендов
30.05.23 09:42
Ух. День открытых форточек на Лайфхакере. Ребят, кому нравились "Форсажи" начиная с 5-го - идите спокойно! Там всё так же замечательно. Кому не нравились - не идите. Вот настолько всё просто. Создатели стремятся подстроиться под ваши ожидания, и у них получается