Как «Форсаж-10» намекает, что франшизу нужно было закончить пару лет назад
18 мая состоялась мировая премьера фильма «Форсаж-10». Предпоследняя часть одной из самых популярных франшиз современности объясняет, почему её нужно как можно быстрее закончить.
Десятую часть срежиссировал Луи Летерье. В первую очередь он известен как автор двух частей из трилогии «Перевозчик» и «Невероятного Халка». Сценарий написали Джастин Лин (режиссёр пяти и сценарист одной части), Зак Дин («Война будущего») и Дэн Мазо («Гнев Титанов»).
В главных ролях всё те же Вин Дизель, Мишель Родригес, Лудакрис, Шарлиз Терон, Сон Кан и другие члены «Семьи». Главное новое лицо — Джейсон Момоа, играющий злодея.
Сюжет десятой части является продолжением событий пятого «Форсажа». Тогда Доминик Торетто и его команда ограбили бразильского коррупционера Рейса. Однако спустя годы выяснилось, что у Рейса был психически нездоровый сын Данте. На протяжении десяти лет Данте следил за Торрето и ждал момента, чтобы ему отомстить. Данте заманивает команду в ловушку, вынуждая членов семьи на время разделиться. Торетто понимает, что если он не уничтожит злодея, то потеряет сына.
Странная структура злит
Примерно с двадцатой минуты «Форсаж-10» делится на несколько отдельных фильмов. Доминик Торетто пытается добраться до Данте, часть его команды путешествует по Европе непонятно для чего, Летти хочет сбежать из тюрьмы, а Джейкоб охраняет сына Доминика. Подобное расслоение позволяет выкручивать хронометраж на максимум. Герои вроде бы двигаются к одной точке, однако каждая отдельная сюжетная линия настолько медленная, что иногда забываешь, что они вообще делают.
Самый большой провал — это линия команды Торетто. Несколько людей постоянно ругаются и собираются что‑то сделать. В середине пути уже не помнишь, что они вообще хотели, а к концу обнаруживается, что это и неважно.
Лучший способ смотреть «Форсаж» — забывать, что происходило 10 минут назад, тогда будет меньше вопросов.
Но по‑настоящему структура фильма раздражает уже к финалу. Становится понятно, зачем нужен был настолько медленный темп повествования, — просто для того, чтобы было о чём снимать одиннадцатую часть.
Сценаристы наплевали на логику
Прошлые части «Форсажа» приучили к тому, что некоторые элементы будут необъяснимыми (особенно выделялись суперхакеры и суперсекретные службы). При этом сохранялась внутренняя логика — было понятно, что к каким последствиям приведёт. Но теперь и она испарилась. «Форсаж-10» — это набор сцен, которые не всегда связаны между собой. Если вам показывают гараж с автомобилями и предлагают взять любой, а вы выбираете самолёт (которого в гараже нет) — то вы герой «Форсажа».
Нечто схожее происходит с перемещениями. Вы в США, но нужно оказаться в Италии, поскольку прямо сейчас на ваших друзей нападут? Без проблем, успеете к началу погони.
В одной из сцен Джон Сина говорит, что для того, чтобы оторваться от преследователей, нужно сначала дать им выйти на ваш след. Никто не знал, где он находится, поэтому он посмотрел в камеру в аэропорту. Зачем? Чтобы была эффектная сцена в самолёте. Сина ведь не дурак, поэтому сдал в багаж маленький летательный аппарат, с помощью которого можно эвакуироваться в случае нападения. В итоге зритель получает пять минут абсурда, граничащего с шизофренией.
Смешные шутки придумать забыли
Кажется, десятый «Форсаж» — самый несмешной за всю историю франшизы. Во время просмотра был всего один момент, когда пара зрителей в кинозале издали лёгкий смешок. При этом забавная шутка была взята из сцены после титров девятой части. Единственный смешной момент — повтор.
Зато фильм объясняет, что, по мнению сценаристов, смешно: дурацкая косичка у Джейсона Момоа, старая поп‑музыка в машине у Джона Сины и тупой Тедж. Очень тупой. Совсем недавно вышел «Стражи Галактики: Часть 3», где есть очень похожий герой Дракс — он тоже очень глупый, но его реплики хоть немного смешные. А Тедж не понимает, как работают деньги, ведёт себя как ребёнок и считает себя лидером команды.
Даже удивительно, что «Форсаж» напрочь лишён самоиронии. Прошлогодний «Серый человек» ежеминутно подмигивал зрителю, как бы сообщая, что такой масштабный и глупый боевик не нужно воспринимать всерьёз. Тут же всё по‑старому: «семья», дети, любовь, страдания. А в паузах между грустными репликами можно пинать машиной круглую бомбу, которая катится в сторону Ватикана, или бить автомобили вертолётом, привязанным к боковой двери. Конечно, тут не до шуток.
Эффектного зрелища можно не ждать
За предыдущие 10 фильмов (9 частей «Форсажа» плюс спин‑офф) сценаристы приучили, что герои не умирают. В каждой части есть драматический момент, когда важный персонаж гибнет, все грустят, но спустя фильм (или пару) он неожиданно воскресает. Вряд ли стоит говорить, что это дешёвый ход («Форсаж» — энциклопедия дешёвых ходов), просто он выглядит невыносимым, если его повторять постоянно. На экране и так нет никакой драмы, но авторы уничтожают и её зачатки. Новый «Форсаж» опять заигрывается с воскрешениями и возвращениями героев (обойдёмся без спойлеров).
Из‑за этого страдают погони. Бесконечные воскрешения героев рушат всю драматичность и опасность экшен‑сцен. Просто невозможно поверить, что кто‑то может погибнуть. Зрелищные погони в фильме есть, но ни одна из них не выглядит оригинальной, что вполне логично — уже одиннадцатая часть, тут не до изобретений.
Что‑то сломалось не только в зрелищности. Когда «Форсаж» переформатировали в фантастический боевик (четвёртая‑пятая части), дикие моменты выглядели забавно. Сценаристы выбрасывали логику, здравый смысл и законы гравитации, чтобы Вин Дизель и команда взрывали врагов по всему миру, в том числе и в космосе (девятая часть), и эта наглость выглядела здорово. Получался концентрированный дурацкий боевик с нелепым сюжетом, над которым можно было иронизировать, а пара неплохих героев добавляли фильмам юмора и немножко жизни.
А «Форсаж-10» делает вид, что происходящее на экране действительно должно трогать зрителя. Вы в прошлой части в космос летали (на машине), какая драма?
Конечно, в новом «Форсаже» плохая музыка. Это не открытие, с саундтреками у франшизы всё плохо уже много лет, начиная части с седьмой (если не шестой). В десятой лучше не стало. Кажется, авторы саундтрека пытаются собрать современную музыку, звучащую в стиле нулевых, и у них не получается. Выходит набор совершенно безликих треков — не в пример первым частям, которые превращали песни в хиты. Неудивительно, что лучшая композиция фильма — старая и безотказно работающая Gasolina Дэдди Янки.
Вин Дизель и команда состарились
Вину Дизелю 55 лет, но в новом «Форсаже» кажется, что он значительно старше. Актёр напоминает нудного дедушку, который бесконечно говорит о семье, вспоминает былые времена и кряхтит. Возможно, если бы не появления злодея, то Доминик Торетто пошёл бы играть в бинго с пенсионерами. Очевидно, что его давно не было в уличных гонках.
Если в прошлых частях Дизель давал фильму маскулинность и хоть какой‑то драйв, то теперь точно перестал. Лучше всего это заметно в момент, когда на экране появляется Джейсон Стейтем. Даже не верится, что они одного возраста — Стейтем даже на пару дней старше.
Бросается в глаза усталость не только Вина Дизеля, но и других актёров. Лудакрис и Тайриз Гибсон снялись в семи частях, Сон Кан — в шести. Сценаристы не принесли им хорошие шутки, яркие драки или драматичные геройства, поэтому они слоняются по фильму с лицом человека, ожидающего свою очередь на приёме в поликлинику.
Зато есть Джон Сина и Джейсон Момоа. Кажется, что это единственные люди, получившие удовольствие от съёмок. Они танцуют, кривляются, веселятся — пытаются расшевелить фильм с отвратительным сценарием. Да, у них не получается, но им нравится быть частью этой истории. Все остальные просто отбывают номер.
«Форсаж» неоднократно менялся на протяжении всех частей. Когда‑то главным героем был персонаж Пола Уокера, а фильмы заканчивались уличными гонками. Затем наступила эра мирового господства и безрассудства, и «Форсаж» стал глупым, но приятным развлечением. Надвигающийся кризис франшизы удавалось отодвинуть с помощью выдумывания невероятных проблем и новых звёздных актёров. В десятой части нет Дуэйна Скалы Джонсона, очень мало Шарлиз Терон и Джейсона Стэйтема, зато много Вина Дизеля, который решает проблему из пятой части. Без шуток, без лёгкости, но с огромной усталостью.
Если фильм провалится в прокате, то всё закончится на «Форсаже‑11». Но если зрители оценят картину, то, может быть, эту дойную корову и дальше будут пинать — даже несмотря на то, что она перестала подавать признаки жизни.
Лучшие предложения
Бомберы, косухи и ветровки: выбираем весеннюю куртку не дороже 5 000 рублей
Как подписка Газпром Бонус поможет отметить любой праздник и не разориться
Это нам надо: оригинальная картина по номерам от DelArt
Выгодно: смарт-часы Amazfit Cheetah Square за 19 031 рубль
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
10 сумок для смартфонов, с которыми гаджет всегда будет под рукой
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, Aim Clo, Redmond и других магазинов
Как привить детям любовь к здоровому образу жизни: 6 советов родителям
Социальная рекламаКак защитить близких от угроз в Сети: 7 шагов, которые можете предпринять лично вы
РекламаЗатопленные корабли и не только: 6 проблем экологии, которые влияют на вашу жизнь больше, чем кажется
Социальная рекламаУвидеть Китай и не умереть! 4 причины посмотреть реалити «Сокровища императора»
Реклама