7 ноября на стриминговом сервисе Netflix вышел новый фильм живого классика хоррора и фэнтези Гильермо дель Торо. Автор уже не первый год сотрудничает с платформой: здесь выходил его «Пиноккио», сериал «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», а до этого — анимационная антология «Истории Аркадии».
Именно Netflix позволил режиссёру воплотить в жизнь его «проекты мечты». Например, таким было мрачное переосмысление «Пиноккио». И точно так же «Франкенштейна» дель Торо задумал уже годы назад. Хотя в данном случае создатели пошли на компромисс: в некоторых странах новинку показывали и в кинотеатрах, даже в формате IMAX. Зрителям, которые попали на такие сеансы, можно только позавидовать: фильм получился невероятно красивым.
Но и дома его смотреть приятно и интересно. «Франкенштейн» 2025 года привлекает не только постановкой и яркими актёрами, но и неожиданным переосмыслением всем известного сюжета.
О фильме «Франкенштейн» 2025 года
- Оригинальное название: Frankenstein.
- Страна производства: Мексика, США.
- Жанр: ужасы, фантастика, драма.
- Дата выхода: 7 ноября.
- Длительность: 2 часа 29 минут.
- Режиссёр: Гильермо дель Торо.
- В главных ролях: Оскар Айзек, Джейкоб Элорди, Кристоф Вальц, Миа Гот, Феликс Каммерер, Чарльз Дэнс, Дэвид Брэдли, Ларс Миккельсен, Кристиан Конвери, Николай Ли Каас.
В 1857 году команда застрявшего во льдах корабля подбирает раненого учёного Виктора Франкенштейна. Оказывается, что того пытается настигнуть некое чудовище невероятной физической силы, которое нападает на моряков. Мало того, монстра невозможно убить. Вроде бы справившись с преследователем, капитан корабля расспрашивает Франкенштейна о его жизни.
После кончины матери тот решил победить саму смерть и научился оживлять мёртвую плоть. Так и родилось Создание, которое Виктор сначала считал своим величайшим успехом. Но потом герой решил, что это чудовище, не способное к обучению, и захотел избавиться от него. Однако всё это — история самого Франкенштейна. У Создания есть своя версия событий.
Режиссёр возвращается к готическим сказкам
Для всех, кто когда-то полюбил Гильермо дель Торо за «Багровый пик», «Лабиринт Фавна» или ранний «Хронос», новый «Франкенштейн» окажется настоящим подарком. Достаточно взглянуть на кадры из этого фильма — настолько они красивы.
Режиссёр в последние 10 лет выпускал немного другие проекты: то «Форму воды», то «Аллею кошмаров», то кукольного «Пиноккио» — все они по-своему прекрасны. Но готическое хоррор-фэнтези — тот жанр, в котором дель Торо просто нет равных. Он намеренно превращает действие почти в театрализованное представление.
Фактурные актёры ходят на фоне удивительных декораций чуть ли не в духе ретрофутуризма, плащ Создания развевается как тень или крылья ворона. А Миа Гот, сыгравшая Элизабет, уже одной своей неземной внешностью раскрывает ощущения героини, чувствующей себя чужой в этом мире.
Визуальный ряд и распределение цветов в кадре в очередной раз показывают эталонный вкус режиссёра. Одна моя подруга, которой я присылал кадры, даже сказала, что они похожи на генерации ИИ — уж слишком чётко всё выстроено, так, чтобы неизменно радовать глаз.
Во времена «Багрового пика» актёрам, игравшим призраков, делали пластический грим, а потом поверх него ещё и добавляли компьютерную графику. После этого появились шутки вроде такой: «Странно, что не вызвали реальных демонов для правдоподобия». В этот раз режиссёр построил не только красивейшую лабораторию Франкенштейна, но и корабль в натуральную величину. И насыпал вокруг него искусственного снега.
При этом Гильермо дель Торо пошёл дальше и вписал в действие элементы боди-хоррора. Эксперименты Франкенштейна выглядят максимально жестоко: на поле боя собирают тела солдат, из которых буквально выдирают отдельные части. А сам Виктор с упоением пилит конечности, которые издают жуткий хруст. Режиссёр даже это делает по-своему красивым — намеренный гротеск вызывает скорее не отвращение, а интерес.
Но только лишь ярким театром фильм не ограничивается. Здесь есть и масштабные сцены. Да, к нарисованным компьютерной графикой животным можно относиться скептически. Но вот ледяные пейзажи севера просто завораживают. Особенно когда на фоне бесконечной белизны появляется Существо в чёрной одежде.
Фильм «Франкенштейн» необычно переосмысляет классику
Мэри Шелли написала книгу «Франкенштейн, или Современный Прометей» ещё в начале XIX века, и произведение стало одной из основ будущей научной фантастики. Примерно век спустя историю начали переносить на экраны. Виктор Франкенштейн и его творение были неотъемлемой частью киновселенной ужасов от Universal, а потом — и хорроров студии Hammer.
За годы существования кинематографа Существо (или просто «Монстр Франкенштейна») появлялось более чем в 400 фильмах — вряд ли кто-то возьмётся это точно пересчитывать, но похоже на правду. Конечно, большинство из них неизвестные, плохие и выглядят как полный бред, вроде вестерна «Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна» или фантастики «Франкенштейн встречает космического монстра».
Гильермо дель Торо долгие годы хотел снять свою версию произведения и показать собственный взгляд на сюжет. «Франкенштейн» 2025 года — своеобразная компиляция оригинальной книги, откуда пришла встреча на корабле, фильма 1931 года и даже его сиквела «Невеста Франкенштейна».
Необычно, что режиссёр дробит повествование на главы. Сначала своей историей делится учёный, который руководствовался благими намерениями, но потом разочаровался в опыте. Потом в кадр входит Существо и продолжает рассказ уже со своей точки зрения.
Это отлично вписывается в творчество Гильермо дель Торо, который всегда любил странных изгоев, но умел создавать на экране и чудовищ. В данном случае режиссёр заставляет в чём-то сочувствовать каждому из героев. Поэтому и финал «Франкенштейна» эмоционально отличается от большинства пересказов классики — здесь у всех своя трагедия.
В сюжете есть и будничная драма
Одним из главных достоинств Гильермо дель Торо всегда было умение совмещать готические фэнтезийные сюжеты с совершенно понятными драматическими темами — он даже «Лабиринт Фавна» и «Пиноккио» превратил в переосмысление травм войны. «Франкенштейн» продолжает эти идеи, превращая почти сказочных персонажей в несчастных людей.
Виктору Франкенштейну дают вполне понятную мотивацию. Это не только учёный, движимый гордыней, но и мальчик, когда-то лишившийся матери. Его роман с Элизабет — запретная страсть людей, которые видят мир иначе, чем окружающие. Спонсирующий исследования Харландер в исполнении Кристофа Вальца — тот, кто боится смерти.
Отдельно стоит отметить взаимоотношения Виктора и его творения. Если предыдущие авторы строили историю исключительно на идее человека, который решил сравняться с богом, то дель Торо показывает более приземлённую версию. В фильме легко увидеть отражение несостоявшегося отцовства.
Герой искренне радуется, когда Существо только появляется на свет, считает своим главным достижением. Но потом быстро разочаровывается — оказывается, оно не может быстро учиться и знает всего одно слово. И только спустя годы, пройдя через много испытаний и лишений и уже встретив своё творение взрослым и разумным, Франкенштейн осознаёт ошибку.
Ещё ярче это заметно на контрасте с Элизабет, которая сразу видит в Существе красоту и всячески его защищает. А главным наставником развивающегося создания становится слепой и мудрый старик. Так в мистическую и философскую историю вплетается актуальная на все времена вполне будничная тема.
Если воспринимать нового «Франкенштейна» исключительно с точки зрения сюжета, то Гильермо дель Торо добавил мало новых элементов. Это всё ещё знакомая история творца, который испугался собственного создания. Но главные достоинства фильма кроются в другом.
Во-первых, это просто невероятное визуальное наслаждение: кадры похожи на настоящие картины. А во-вторых, каждый из главных героев рассказывает свою версию, наполненную трагедией и сомнениями. Удивительно, что сюжет, придуманный два века назад, может выглядеть таким живым и понятным.