РЕЦЕНЗИЯ: «Гениальность на заказ» — разбудите своего «спящего писателя»

Книга, о которой сегодня пойдет речь в постоянной рубрике Лайфхакера, посвящена одной из самых непростых и увлекательных задач для тех, кто — по воле случая или по рабочей необходимости — занимается созданием текстов и поиском идей. Мы с вами поговорим об одной из новинок лета 2013 года: настольном руководстве по фрирайтингу от Марка Леви под названием «Гениальность на заказ». 

Марк Леви
Президент Levy Innovation LLC — консалтинговой компании, которая разрабатывает уникальные маркетинговые стратегии «под клиента». Колумнист New York Times. Увлекается фокусами. Соразработчик внебродвейского шоу «Chamber Magic».

Бывает у вас такое: нужно срочно подготовить большую статью по важному и обсуждаемому вопросу — а ни единой строчки вы написать не в состоянии? Или начальник отдела требует составить в течение часа список идей для продвижения нового продукта — а у вас в голове пусто и тихо, как на кухонном столе после генеральной уборки? А еще хуже — если ваш собственный проект требует вашего внимания и ваших новых предложений, а вы уже измучились в поисках чего-то нового и думаете, что окончательно застряли «в тупике». И что же делать?!

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Фрирайтинг — свободное письмо — автор рассматривает не как обычный поток сознания, а в качестве нового способа генерировать идеи и упорядочивать мысли в собственной голове.

Как это выглядит? Берете ручку, бумагу — или открываете ноутбук, если к бумаге у вас со школьной скамьи выработалось стойкое неприятие — и пишете. Пишете всё, что приходит в голову. «Вот так просто?!» — недоверчиво спросите вы. Да, вот так. Но только вовсе не просто: у фрирайтинга есть свои правила и нюансы; кроме того, освоение техники фрирайтинга учит нас кое-чему, о чем предлагаю поговорить отдельно.

Уроки книги Марка Леви

1. Фрирайтинг — как уже было сказано — это способ генерировать идеи. От стандартного мозгового штурма он отличается тем, что здесь в роли и генератора, и комментатора идей — вы сами.

2. Не прилагайте сверхусилий — и результаты начнут появляться один за другим. Воспринимайте фрирайтинг как «спортивное соревнование наоборот».

3. Фрирайтинг, помимо потока слов, перенесенный на бумагу или экран, представляет собой способ ассоциативного поиска для вашего вдохновения. Чтобы выделить и зафиксировать ценные идеи в этом потоке, придется сгенерировать большое количество «словесного мусора». Если ваш разум будет действовать интуитивно, часто не поспевая за скоростью письма, вы – как ни странно – будете получать больше результатов, чем если вы станете обдумывать каждую фразу и тщательно выводить каждую букву.

4. Фрирайтинг чем-то сродни спринту в беге; а потому нуждается в таймере, четких сроках времени (от 10 до 20 минут, в некоторых случаях — пару часов). Контроль за временем даст вам определенную цель, до которой вы должны «дописать». При это таймер лучше всего брать бесшумный: тиканье часов не должно подгонять вас.

5. Не воспринимайте фрирайтинг как писательство в чистом виде. Это по сути не творчество, а способ реструктуризации мыслительных процессов и создания почвы для поиска новых идей. Так что не стоит украшать полученный текст: используйте кухонный сленг, сокращения и рваные предложения. Главное – чтобы вам было удобно излагать свои мысли.

6. Развивая мысль на бумаге, старайтесь не оставаться в рамках определенного выбранного сценария (условной или реальной ситуации, которая проговаривается в создаваемом вами тексте), а просто сохраняйте логику. Множество финальных вариантов, к которым вы в итоге приходите, если не держитесь за сценарий (ведь вы пишете не рассказ, а просто поток своих мыслей) — так вот, множество этих итоговых вариантов могут с лихвой вознаградить вас за потраченное на фрирайтинг время.

7. Используйте в качестве генератора идей вопросы к самому себе. Они – эффективные переключатели вашего внимания. Каждый раз, когда внимание переключается таким вопросом, вы начинаете искать новый ответ на старый вопрос.

8. Еще один ценный компонент фрирайтинга — это наводки нашему мышлению. Этот прием знаком всем нам еще со школы: помните сочинения на тему, начинавшиеся заголовками «Если бы я мог изменить в мире одну вещь, я бы…», «Если бы я получил состояние», «Каким я вижу себя через 10 лет», «Что такое счастье?» и прочие подобные открытые темы для уроков литературы, обществоведения или истории. Этот прием отлично работает во взрослой жизни, за пределами школьных и университетских аудиторий; но вот мы почему-то редко им пользуемся.

На самом деле, советов и уроков в книге Марка Леви намного больше. И если следовать им, то таким себе гением можно стать едва ли не на круглосуточной основе: вопрос лишь в одном – не надоест ли вам всё записывать? :)

Кому советую прочесть

Копирайтеры — первые, кого касается напрямую эта книга. Когда в разделе “Вакансии” какой-нибудь компании или на рекрутинговом сайте я вижу строчку «Требуется копирайтер с воображением» – то понимаю, что по сути ведь воображение есть у каждого взрослого человека без психических аномалий; просто копирайтеры со временем исписываются и начинают думать, что у них больше нет никаких новых идей, хотя это далеко не так.

Маркетологи и менеджеры по продажам в крупных компаниях и проектах — вторые на очереди для прочтения. «Возьми всех в переговорку и будет делать штурм» — знакомо? Теперь для эффективного штурма в переговорку можете брать только себя, бумагу, ручку и полчаса времени (если конечно, воспользуетесь наводками и подсказками от Марка Леви). Думаю, ваше начальство оценит рост вашей личной эффективности в поиске новых идей и предложений.

Студенты и молодежь, работающая в гражданских объединениях и неприбыльных организациях, — третья группа людей, которым я бы рекомендовал прочесть «Гениальность на заказ». Считается, что «изобретать велосипед» незачем, и потому лучше даже в рамках благотворительной, общественной или организационной деятельности пользоваться накатанными сценариями и проверенными темами. Как насчет того, чтобы создавать очередную (никому не нужную, честно говоря) организацию по защите животных, создать… орагнизацию по озеленению города, развитию велосипедной инфраструктуры или организации активных игр на природе (от петанка до городков и лапты)? Сколько идей и маленьких, но важных проблем лежат у вас под носом и требуют не так уж много усилий и внимания для их решения? Если вы еще сомневаетесь – попробуйте записывать свои идеи и наблюдения вслед за книгой Марка Леви. А вдруг именно вы сможете изменить жизнь своего города, района или университета радикальным образом?

«Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей», Марк Леви

Купить на litres.ru Купить на amazon

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ангелина Савиных
11.07.13 15:25
Надо будет посоветовать другу-копирайтеру.