ДО и ПОСЛЕ: Как книга помогла мне решиться сменить профессию и поехать учиться в Беркли

«Я читаю много бизнес-книг, каждая меняет меня хоть немного. Но есть книги, которые перевернули все — одним коротким абзацем. Одна из них заставила меня сменить профессию и поехать учиться в Беркли». На этот раз в рубрике «ДО и ПОСЛЕ» (предыдущие посты на тему читайте здесь и здесь) — история сотрудницы издательства «Манн, Иванов и Фербер» Натальи Бабаевой.

ДО

Почти три года назад (тогда мне было 28) я работала копирайтером в «Яндексе» и очень хотела стать маркетологом. Я много читала о маркетинге, но сложно сделать так, чтобы в старой компании тебя начали серьезно воспринимать в новой профессии.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Я подумывала пойти на второе высшее — по маркетингу, но не могла решиться. В заочку я не верю, учиться очно — слишком дорого в плане упущенной прибыли (неполученная зарплата). Оставалось вечернее отделение. Но у меня к тому моменту уже была семья и трехлетний ребенок — не хотелось отнимать у него вечера в течение многих лет.

Время шло — ничего не происходило.

КНИГА

Не помню, как я купила книгу Олега Тинькова «Я такой как все». Но помню, что я прочитала ее взахлеб в электронном виде за две трехчасовые поездки и потом очень удивлялась в магазине, когда увидела, какая она толстенная. :)

Сердце забилось на одном абзаце — я узнала, что Олег несколько месяцев учился маркетингу в Беркли. Интенсив по маркетингу у профессоров Калифорнийского университета — звучало очень круто:

Я два с половиной года отучился в Горном институте и шесть месяцев в Беркли — эти две модели обучения даже сравнивать нельзя. Я официально заявляю, что российские учебные заведения — это детский сад. Это списывания и шпаргалки. Ни о чем. В Америке же идет серьезная работа. Пахота. Говоря по-русски, я просто зае…лся. Там очень сложные экзамены, я их сдавал еле-еле, на троечки, и горд, что у меня висит в кабинете этот диплом. А главное, я как губка впитывал все и хорошо подготовился к своему следующему прорыву — пивному бизнесу. После Беркли уже точно знал, что, как и почему.

ПОСЛЕ

Мы ехали ночью по трассе, муж засыпал за рулем, я читала на заднем сиденье. Под ложечкой засосало, когда я разрешила себе допустить эту идею в принципе — поехать учиться маркетингу в Штаты. Поначалу это кажется слишком смелой идеей, когда у тебя трехлетний ребенок, вы снимаете квартиру, а сбережений едва хватило бы на минимальный взнос для ипотеки в Подмосковье. Но история Тинькова как раз про «таких как все» — она заразила меня чувством безграничных возможностей, и я тут же высказала свою идею мужу, который сразу перестал клевать носом и, кажется, был не против, чтобы я навела справки.

Сначала я нашла рейтинги Университета Калифорнии в Беркли по специальностям. Помогла еще одна отличная нон-фикшн книга, правда старого издания.

Университет в Беркли соответствовал моим параметрам — быстро, у лучших профессоров и красивый логотип на дипломе. )

Калифорнийский университет в Беркли

К тому же рядом Сан-Франциско, Силиконовая долина и знаменитые калифорнийские пляжи.

Далее встал вопрос цены — поначалу $19 500 казались огромной суммой. По мере того как я узнавала цены на обучение в лучших ВУЗах Москвы и умножала на три года, cумма уже не казалась такой огромной. Точнее, эти две суммы оказывались идентичными. Разница в том, что в московском ВУЗе от диплома меня отделяло бы три года учебы по вечерам, а в Беркли — несколько месяцев «пахоты» днем и ночью.

Я выбрала четырехмесячный курс, который включал такие предметы:

Дальше был долгий процесс поступления, TOEFL и несколько FedEx(ов). И вот через восемь месяцев я учусь маркетингу в Калифорнии.

Я училась у соавтора книг Дэвида Аакера по стратегии, у бывшей главы дальневосточного подразделения Colgate-Palmolive, у консультанта British Airways, бывшего профессора Стэнфорда и многих преподавателей с не менее крутым послужным списком. Некоторые учили весьма необычными методами. =)

Контингент учеников очень разнообразный, 90% — «такие как все» из разных стран. Некоторые продали квартиры, машины, чтобы быть здесь. За других платили компании, за третьих — родители.

К сожалению, русских среди нас было крайне мало. Мои знакомые, которые легко находили 20 тыс. долларов, чтобы обновить авто, очень удивлялись, как я могла найти те же деньги на образование. Официальная статистика участников моей программы по странам мира:

Проделав весь этот путь и потратив все сбережения, я не могла себе позволить учиться на тройки (я все же не Тиньков), хотя спать иногда хотелось. На фото — китайский студент спит на парте во время ланч-брейка, бедняга.

Я не считаю, что оценки — это важно. Гораздо важнее — общение со спецами, кейсы, ссылки и идеи, взятые на карандаш. Но для очистки совести я делала все, чтобы получить все «A». Тем более что это было захватывающе. Насколько мне известно, в моей группе нас было всего двое, кому это удалось, — я и японец Йохей. У него было на пару минусов меньше, поэтому на выпускном выступать с речью пришлось ему :)

Транскрипт моих оценок — столбик GRADE.

ИТОГО

Наверное, если бы не книга, я так и работала бы до сих пор копирайтером в Яндексе. Книга не просто дала мне идею, куда именно пойти учиться, но «вытолкнула» меня из состояния «мамаши», копящей на ипотеку, годами работая на насиженном теплом месте (в Яндексе действительно очень тепло — во всех смыслах слова).

Вот уже два года я — маркетолог в «Манн, Иванов и Фербер» и нереально счастлива, делая эту работу. Хотя, по недавним подсчетам, потраченные деньги все еще не отбила. Но это не важно. Я устроилась в издательство именно потому, что книги меняют жизни людей. Я не жду от книг бизнес-идей на миллион долларов, но знаю, что они точат мое сознание и каждый раз я становлюсь способна на большее. Важно, что с вами после книги произошло. Перемены бесценны. :)

Купить на litres.ru

Если у вас есть истории о полезных книгах, которые изменили вашу жизнь, отправляйте их в издательство на мейл by@m-i-f.ru. Не забудьте разбавить текст фотосвидетельствами ваших достижений. Самые интересные истории будут опубликованы на Лайфхакере в рубрике «ДО и ПОСЛЕ». В начале лета три истории, набравшие самое большое число просмотров, получат народную славу и по пять бизнес-книг от издательства «Манн, Иванов и Фербер» — на выбор победителей.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Natalia Babaeva
01.07.14 11:55
Вы правы. Очень скользкая профессия. Риски велики. Сейчас, я бы выбрала курс BA (Business Administration) в том же колледже. Но у меня лично в маркетинге все пока хорошо складывается, а вот другим не буду советовать.
Natalia Babaeva
01.07.14 11:55
Пожалуйста =)
Natalia Babaeva
01.07.14 12:04
Я ждала этого комментария. Вы правы. В статусе я совсем не выросла. Я когда работала в ЯНдексе копирайтером и видела, как девочку из копирайтера «повысили» в маркетологи, мне даже жалко ее стало.))) Мне казалось, что копирайтер — это гораздо круче скилл. Потом я увидела в маркетинге новые возможности, если вы управляете марктнгом, конечно. И мне просто жутко этого захотелось и я это сделала — вот в чем успех. Т.е. это история по любви, а не по расчету. ) А кругосветка на яхте у меня впереди.
Asia Savina
08.07.14 10:42
статья классная, очень "вдохновительно"! Спасибо. Но после такого не отбить за год 20 штук! Обидно...ну просто ИМХО у меня образование=зп, больше знаешь больше зарабатываешь
Читать все комментарии