Если в настольной версии Sim City мэр виртуального города много занимается общим планированием и макроэкономикой, то с «яблочным» гаджетом в руках вас придется в большой мере проявить свой талант микроменеджера. Впрочем, от фермоподобных симуляторов Sim City BuildIt все же отличается, и если выработать правильную стратегию развития, ваш маленький городок будет расти, как на дрожжах.
Я заранее прошу прощения у тех читателей, кому этот обзор покажется излишне длинным. Основательно вжившись в роль виртуального градоначальника, я собрал столько впечатлений, что они физически не поместились бы в краткую заметку на тему «Клевая игра, качайте все!» Хотя, в конечном счете, после недели игры примерно такой вывод и напрашивается. Все изложенное ниже — для любителей подробностей. :)
Хакуна матата, господин мэр
Тем, кому в настольной версии Sim City никогда не хватало терпения разбить город-миллионник, BuildIt определенно должна понравиться. В сравнении с «большой симкой», здесь все намного проще, и многие процессы жизнедеятельности города происходят сами собой.
Скажем, в игре напрочь отсутствует терраформирование. Не нужно морочиться с разметкой территории, указывая, где должны располагаться жилые дома, бизнес-объекты и предприятия — вместо этого вы просто расставляете новые здания по мере их доступности и следите за уровнем потребления основных ресурсов. О прокладке коммуникаций и уходе за ними тоже можно не вспоминать — главное проложить дороги, по которым и вода потечет, и электричество, и канализация. Система налогообложения тоже упрощена до минимума: никаких инструментов для ручного управления, равно как возможности введения разнообразных дополнительных налогов. Главное, чтобы население росло и было счастливо — вот два фактора, которые влияют на размер налоговых отчислений в бюджет города.
Стрижка купонов
А сделать жителей счастливыми и многочисленными при правильном подходе тоже довольно просто: никаких фабрик и станций аэрации рядом с жилыми кварталами, вдоволь воды и электричества, круглосуточный присмотр за общественным порядком и пожарной безопасностью… А если ваше мэрское величество еще не пожадничает на парки, системы транспорта и образования, увеселительные заведения и достопримечательности — только успевайте добавлять новые жилые дома: отбоя от желающих обосноваться в ваших Нью-Васюках не будет.
Если новых поселенцев все устраивает, вскоре они запросят у вас определенные стройматериалы для увеличения своего жилища. Каждая перестройка принесет в бюджет солидное пополнение и увеличит общее население вашего города, что опять-таки положительно скажется на размере налоговых отчислений.
Но кроме налогов, заработать для города наличку можно и другими способами. Во-первых, выпускаемую городом продукцию можно продавать через товарный склад. Причем я не советую скромничать с ценой: ломите по максимуму — рано или поздно у вас купят даже стулья по 300 симолеонов за штуку. :) Во-вторых, сами горожане периодически рассказывают про своих знакомых, которым нужно всяко-разно, причем нередко по цене, более выгодной, чем можно наварить через товарный склад. Предоставьте запрашиваемый товар — и деньги ваши. В-третьих, когда у вас заработает морской порт, туда можно свозить все те же ништяки, и получать за них не только деньги (опять-таки товарный склад отдыхает), но и золотые ключи, необходимые для постройки зданий, формирующих дальнейшую специализацию города.
Дебет с кредитом
Впрочем тратить заработанные средства, как всегда, намного легче, поэтому планировать расходы нужно тщательно. Даже с тем, что дается бесплатно, нужно быть аккуратным. Например, не спешите расставлять жилые дома, если ваша энергосистема, водопровод и канализация работают на пределе, а денег на покупку нового ветряка, водонапорной башни или станции водоочистки пока не хватает. Та же петрушка с полицией и пожарными: не обеспечите горожан необходимым комфортом и безопасностью — и те массово ринутся паковать чемоданы. Мне, например, пару раз пришлось смириться с покинутыми небоскребами, пока я смог «наколядовать» монет на пожарный участок.
Бесплатными в Sim City BuildIt также являются базовые дороги (их расширение уже будет стоить внушительных денег), и небольшие заводы, у которых при малом объеме производства весьма нехилый радиус экологического загрязнения. Но когда вам предложат купить завод побольше и почище — не спешите. Шести бесплатных заводиков вам надого хватит и для удовлетворения внутреннего спроса, и для экспорта.
Расширение владений
Создание для сим-жителей комфортных условий, чтобы те превращали свои утлые жилища в шикарные небоскребы, — это, так сказать, расширение вверх. Но можно также увеличить и занимаемую городом площадь.
Вам с самого начала видна разметка территории: основная граница города (толстый пунктир) и участки, которые можно занять, собрав достаточное количество запчастей для бульдозеров. Такие штуки в SimCity BuildIt не продаются и не производятся — их откуда-то достают благодарные жители.
А поделиться ценным «железом» они могут при одном условии: если их любимый мэр обратит на них свое личное внимание. Просто жмите на облачка, всплывающие над домами и читайте, что говорят сим-горожане о городе и о вас. Касаясь высказанных мыслей, вы будете собирать колеса, выхлопные трубы или бульдозерные ковши. Собрав конкретное число таких деталей, можно разблокировать тот или иной земельный участок.
Аналогичным образом собираются камеры наблюдения, амбарные замки и решетки, необходимые для увеличения городского склада, куда отправляются все производимые и закупаемые товары и сырье. Тоже не забывайте прокачивать, иначе вы попросту не сможете продолжать производить нужные вам штуки.
Делайте паузу
Кстати, весьма эффективным решением в нужный момент становится временное прекращение развития города. Допустим, сейчас я дошел до 13-го уровня, у меня сплошь небоскребы с общим числом счастливых жителей чуть больше 48 тыс. человек. Этого вполне хватает, чтобы в сутки одних только налогов капало почти 9,5 тыс. симолеонов. Плюс удачные предложения от знакомых барыг, плюс активность в порту — я даже с товарным складом пока не заморачиваюсь.
Пока город находится в этаком состоянии гомеостаза, у меня есть куча времени, чтобы расширить территорию под будущие жилые массивы и разметить ее базовыми дорогами, а также неспешно наполнить казну: деньги же мне точно понадобятся на электростанцию, завод водоочистки, полицейский участок, пожарную часть и несколько парков, чтобы новые поселенцы сразу чувствовали себя комфортно и очень хотели расширять свои обиталища вширь и ввысь.
Техническая сторона истории
Разумеется, нельзя обойти вниманием саму игру как программный продукт. Ясное дело, что Sim City BuildIt полностью трехмерная и очень похожа на свою настольную сестру. Но как же она летает! На мой взгляд, оптимизация бомбезная. Не знаю, как с ай-гаджетами конца 2012 года выпуска (iPad 3 уже в пролете), но на прошлогоднем iPhone 5s и уж тем более на новом iPhone 6 игрушка работает без каких-либо нареканий.
Яркая, немного мультяшная, с приятными звуками и фоновой музычкой… Удивительно, как разработчики ухитрились создать привлекательную картинку, используя довольно простые визуальные приемы и эффекты. Управление в игре весьма удобно. Интерфейс тоже неплохо проработан, да еще и русифицирован вплоть до розовых стен в полицейском участке (фирменный сим-ситишный юморок). Правда, типографика в русской версии игры кривовата, в отличие от оригинальной английской версии, но это мелочь.
Естественно, при своей трехмерности BuildIt батарейку жрет нещадно — если втянетесь в процесс, зарядный шнур далеко не прячьте. ;)
https://www.youtube.com/watch?v=pZTS47Z81pE
Донат? Не, не слышал
В своих отзывах некоторые игроки очень сетуют на лютый донат, который попросту губит всю игру. Честно говоря, дойдя до 13 уровня, я не заметил ни малейшего намека на принуждение купить за реальные деньги симолеоны или VIP-валюту SimCash, необходимую для постройки специальных зданий. Может, донат начнется позже, но пока мне нравится сбалансированность финансовой системы игры: если не хочешь платить за быстрое решение вопросов — просто подожди несколько часов, и все будет на мази.