7 ноября в мировой прокат вышел фильм «Хищник: Планета смерти» — седьмая часть франшизы, стартовавшей в далёком 1987 году. Или девятая, если считать кроссоверы с «Чужим». Поставил новую картину Дэн Трахтенберг, ранее снявший «Добычу» и мультфильм «Хищник: Убийца убийц». Это единственный режиссёр, работавший над несколькими частями серии.
«Планета смерти» получилась действительно необычной для франшизы. Здесь представитель расы хищников впервые становится главным героем. Это может смутить поклонников классических картин. Но в отрыве от основы такой ход делает новинку ярким бадди-муви с отличным экшеном и, что неожиданно, юмором.
О фильме «Хищник: Планета смерти»
- Оригинальное название: Predator: Badlands.
- Страна производства: США.
- Жанр: фантастика, боевик.
- Дата выхода: 7 ноября.
- Длительность: 1 час 55 минут.
- Режиссёр: Дэн Трахтенберг.
- В главных ролях: Эль Фаннинг, Димитриус Коломатанги, Рубен Де Йонг, Майкл Хомик, Рохинал Наяран.
Дэк — молодой представитель расы яутжа (реальное название хищников). Он самый слабый в роду, за что его презирает собственный отец. Чтобы получить место в клане, Дэк отправляется на планету Генна, где буквально все животные и растения пытаются тебя убить. Но цель яутжа ещё страшнее — он решил добыть Калиску, полумифическое непобедимое существо.
На месте герой встречает не в меру жизнерадостную Тиа — разорванного пополам синтетика компании «Вейланд-Ютани». Героиня обещает помочь новому знакомому. Но теперь напарникам угрожает не только местная флора и фауна, но и другие синтетики.
«Хищник: Планета смерти» — самый необычный фильм серии
Дэн Трахтенберг — не первый, кто пытается оживить многострадальную франшизу. Но проблема «Хищника» всегда сохранялась: первая часть была неожиданным боевиком, который переворачивал идеи кино про брутальных героев. Дальше авторы либо пытались повторить этот сюжет — как во второй части или в «Хищниках», либо добавляли какой-то иронии — как в «Хищнике» 2018 года.
Вот только последнюю ленту не зря считают чуть ли не худшим фильмом франшизы (не считая невыносимо тупого второго кроссовера с «Чужим»). Шейн Блэк снял кино в своём стиле — с забавными диалогами и смешными героями, прямо как в «Смертельном оружии» или «Поцелуе навылет». Но это никак не клеилось с историей инопланетных охотников. Ведь единственные сквозные персонажи оставались почти безликими.
Строго говоря, в «Добыче» Трахтенберг тоже осторожничал: это снова был боевик про джунгли и спасение от хищника, просто в другом времени. Но к 2025-му режиссёр наконец осмелел. Для тех, кто соскучился по классике, он выпустил «Убийцу убийц» — мультфильм, состоящий из беспрерывных сражений. А в «Планете смерти» автор полностью перевернул историю.
Зритель впервые видит яутжа не функцией, а полноценным героем. Для этого Трахтенберг вообще убирает людей из сюжета. У расы даже появился свой язык: его придумал лингвист Бриттон Уоткинс, которого привёл Пол Фроммер — создатель речи на’ви из «Аватара».
Противостояние представителей этой расы уже показывали в «Хищниках» и «Хищнике» 2018 года. Но теперь здесь есть настоящая драма, причём она вполне обоснована. Раз яутжа считаются идеальными охотниками, значит, у них должен быть очень жёсткий отбор даже внутри семьи.
Впервые на экранах (комиксы не в счёт) зрителю рассказывают хоть что-то об этой расе. Делает ли это яутжа менее загадочными? Да. Поэтому тех, кто любил в «Хищнике» ощущение неуловимости и опасности охотника, фильм может разозлить. Но изначальная идея давно себя исчерпала, так что смелость режиссёра — единственный шанс интересно продолжить историю.
При этом Дэн Трахтенберг вписывает фильм во франшизу и даже объединяет с «Чужим» — и не так топорно, как это делали кроссоверы. Уже в начале картины есть отличная шутка про неизменную наплечную пушку яутжа с самонаведением — сразу можно вспомнить, как погиб охотник в «Добыче». А ещё имеется вопрос про странные челюсти расы.
А синтетики «Вейланд-Ютани» будто отвечают на вечную претензию к «Чужим» Джеймса Кэмерона: в этот раз компания действительно отправила изучать опасную планету не людей, а андроидов. Разорванная пополам Тиа будто напоминает о судьбе своих собратьев из старых фильмов. Даже финальная битва очень похожа на «Чужих», разве что в роботе-погрузчике теперь сидит злодей. Правда, это уже было в «Аватаре» того же Кэмерона.
Сюжет превращается в историю о напарниках
Сам фильм тоже построен необычно для франшизы. Это своеобразное бадди-муви, в котором два совершенно непохожих персонажа сближаются и решают помочь друг другу. Их характеры прописаны в классической манере: молчаливый и суровый одиночка и жизнерадостная болтливая спутница, которая отвечает за юмор.
Причём забавно, что в начале на это совершенно ничего не намекает: «Хищник: Планета смерти» кажется максимально мрачным и брутальным боевиком. Здесь даже весь текст долгое время подаётся субтитрами как расшифровка языка яутжа.
Из-за этого появление героини Эль Фаннинг сначала вызывает диссонанс — кажется, что режиссёр побоялся делать серьёзное кино. Но даже если и так, сюжет получился намного более стройным, чем у Шейна Блэка. Всё дело в удачном балансе экшена, событий и юмора.
Хотя стоит отметить главную условность: сближение Дэка и Тии происходит слишком быстро. С яутжа ситуация ещё понятна: он обретает кого-то близкого на фоне своего токсичного отца (хотя у него был заботливый брат), а в Калиске начинает видеть не просто безликого монстра, а существо со своей историей. Но синтетик, пусть и с повышенной эмпатией, отчасти удивляет.
Даже на «Аватара» Джеймса Кэмерона иногда ворчали, что главный герой резко переходит на сторону инопланетян. В «Планете смерти» смена мировоззрения происходит намного быстрее.
В фильме «Хищник: Планета смерти» великолепная природа и экшен
В этом тексте не случайно несколько раз упомянут «Аватар» — сходств между картинами больше, чем можно себе представить. Мало того, Дэн Трахтенберг даже советовался с Джеймсом Кэмероном по поводу своей идеи — опытный коллега её одобрил.
С прибытием на планету Генна зрителя сразу погружают в невероятно красивый мир, где на каждом шагу подстерегает опасность: это может быть не только огромный зверь, но и растение с бритвенно острыми листьями или мелкий плод, который норовит взорваться. Картину, кстати, снимали в Новой Зеландии, так что необычную графику и монстров добавляли к реальным потрясающим пейзажам.
В это буйство красок и разнообразие форм Трахтенберг вписывает беспрерывный экшен. Перед выходом фильма многие поклонники сомневались: у картины впервые за историю франшизы возрастной рейтинг PG-13, а не R, что подразумевает меньшее количество жестокости.
На самом деле это хитрость: как уже сказано выше, в действии нет людей, поэтому формально нет и человеческой крови и травм. Что не мешает персонажам ломать кости всевозможным животным, вырывать им позвоночники и разносить синтетиков на части.
Дэк использует всё фирменное оружие яутжа, от меча до бумерангов, что порадует знатоков серии. А учитывая, что значительную часть времени герой сражается не с людьми или ксеноморфами, а с необычными монстрами, у режиссёра почти безграничные возможности для хореографии экшена. Охотник бегает по спинам, рубит их надвое вдоль, сносит головы, бросается своим мечом и прочим снаряжением.
Но самое любопытное происходит дальше. Не секрет, что в фильме должен быть и злодей: главного отрицательного персонажа, злого синтетика Тесс, тоже играет Эль Фаннинг. И к финалу «Хищник: Планета смерти» буквально выворачивает свою же идею наизнанку. Если в начале Дэк с технологичным оружием дерётся с животными, то потом он не только сражается с андроидами, но и использует для этого силы природы. И снова в сюжет неожиданно проникают нотки «Аватара»: пришелец объединяется с миром планеты, чтобы победить захватчиков.
Когда «Добыча» только вышла, фильм мне не очень понравился. Но пересматривая все части перед премьерой «Планеты смерти», я стал относиться ко всем работам Трахтенберга лучше. Режиссёр аккуратно развивает франшизу: сначала показал, что яутжа во все времена можно победить только хитростью, потом в «Убийце убийц» добавил дикого экшена.
Теперь же автор позволил себе самый смелый эксперимент за все годы существования «Хищника». И вышло удачно, в отличие от фильма Шейна Блэка и кроссоверов с «Чужим». Сюжет превращает представителя инопланетной расы в полноценного персонажа и напоминает, что они живут в одном мире с синтетиками.
Но при этом в «Планете смерти» нашлось место и красивой картинке, и динамичному экшену, и даже юмору. Так что смотреть фильм как минимум интересно. И, кажется, у франшизы может быть хорошее будущее.