Как и почему плоский дизайн победил скевоморфизм

В июне прошлого года Apple представила iOS 7, в которой Джонатан Айв и компания радикально обновили дизайн пользовательского интерфейса. Вместо царствовашего долгие 6 лет скевоморфизма, новая «яблочная» мобильная операционная система получила плоский дизайн со всеми присущими ему атрибутами. Прошел почти год с того знакового анонса и сейчас можно с уверенностью говорить — плоский дизайн победил. В этой заметке мы попытаемся разобраться, как и почему плоскость победила «объем» и реализм.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Элизабет Кюблер-Росс — одна из известнейших американских психологов швейцарского происхождения, которая получила признание благодаря своей концепции психологической помощи умирающим больным. Это довольно сложная задача, согласитесь, ведь помочь человеку, которому, казалось, помочь уже нечем, практически невозможно. В своей концепции Кюблер-Росс выделила пять стадий принятия смерти, которые сопровождают любого смертельно больного: отрицание, гнев, торговля, депрессия и принятие. И кажется, многомилионная армия пользователей iOS за этот пережили то же самое.

Вспомните. Первые комментарии после презентации. «Этого просто не может быть!», «Это же погубит Apple!», «Джобс перевернулся в гробу», «Все пропало!». Чем не отрицание свершившейся реальности?

Не могу не привести здесь выдержку из своей же статьи, которую написал спустя сутки после презентации iOS 7:

«Лучший дизайн — это как можно меньше дизайна», — говорил известный промышленный дизайнер Дитер Рамс. И он был прав. Потому что в iOS 7 этого самого дизайна слишком многоОн навязчив. Зачем была нужна вся эта анимация а-ля «сопля» при открытии приложений? Зачем были нужны эти обои? Зачем эта белесость и прозрачность? Почему поменяли шрифт Helvetica на Helvetica Neue?

Нас — пользователей, можно было понять. За 6 лет мы настолько привыкли к скевоморфизму, что такой дизайн считался эталонным. Приводились десятки аргументов, как со стороны обычных пользователей, так и со стороны дизайнеров, по которым скевоморфизм позиционировался как «идеальный» дизайн. Не забывайте и про магию Джобса, его слова про «иконки, которые хочется лизнуть» и многое другое. Все это настолько въелось в наши головы, что мы просто не могли спокойно смотреть на то что происходит.

Отрицание сменилось гневом. И гнев этот был не менее аргументированным — многие даже решились сменить мобильную платформу и в комментариях оставляли свои язвительные «оставайтесь со своей убогой «семеркой», а я вот перешел на лучезарный Android и радуюсь каждому дню».

Те, кто остались на iOS, стали заключать с собой некую сделку. Да, эта иконка настроек просто ужасна, да этот эффект параллакса настолько бесполезен, а полупрозрачность — никчемна. Но взамен я получаю набор лучших приложений из App Store, «яблочную» экосистему. Тогда это казалось сделкой со «смертью», мол, это неизбежная ужасная реальность, но лучшей реальности мне никто не предложил. Подливала масла в огонь и откровенно сырая финальная версия iOS 7 с огромным количеством багов и недочетов.

Естественно, такие «сделки» и рассуждения не могли не привести к той самой депрессии. Внимательные читатели, я уверен, уже увидели прямую аналогию между выходом iOS 7 и концепции «пяти стадий принятий смерти». И после депрессии приходит… принятие. И оно произошло.

И произошло не просто принятие. А осознание того, что такая кардинальная смена облика пошла только на пользу. Сейчас абсолютное большинство пользователей iOS 7 рады тому, что произошло. Ведь плоский дизайн не только освежил внешний вид, но и привнес в iOS порядок.

Вместо той разношерстной солянки, которая была раньше, в iOS 2-6, когда часть приложений была со старым «скеовормфичным» дизайном, вторая —  уже с плоским, а третья — с каким-то своим, мы получили единый визуальный стиль для всех приложений, как системных, так и сторонних.

Да, потребовались месяцы на то, чтобы самые популярные iOS-приложения получили обновления. Но я уверен, что ни на одной другой платформе, эта задача просто не решилась бы в такие сжатые сроки.

За прошедший год «плоский» дизайн не просто внес порядок — он стал стандартом. Посмотрите на цифровой дизайн сегодняшнего дня — он плоский до мозга костей (или просто не успел им стать). И этот стандарт принят абсолютно всеми.

Интересно наблюдать, как Google понемного видоизменяла свой Android 4.x, в итоге в 4.4 KitKat интерфейс де-факто уже не тот, что был в 4.0. И, само собой, он стал более плоским

Да, первой была Microsoft со своим Metro UI, но к Microsoft относятся недоверчиво. Причем, как пользователи, так и разработчики. Посмотрите на львиную долю Windows-приложений — ничего кардинального в них не изменилось. Веб-сайты не стали «плиточными» или плоскими из-за Microsoft. Редмондовцы не задали стандарт, хоть и были первыми. Хотя прошло уже немало времени, намного больше, чем с момента выхода iOS 7 по сегодняшний день.

Очевидно, что следующее поле битвы для Apple — это OS X. Теперь купертиновцы должны привнести порядок на настольные компьютеры и судя по тому, как они решили эту задачу на мобильных устройствах, у них получится что-то действительно крутое.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Руслан Аббасов
27.12.14 19:10
Что за бред ты несёшь. Плоский дизайн начался именно с windows 8. Именно с момента выхода windows 8, design community начало двигаться в сторону material design и закончилось это движение с выходом нового стандарта material design представленного Google. Мы можем любить или не любить Google, но это именно они закончили идею и довели этот тренд до апогея. То что сделали купертиновцы - это просто изнасилование всей идеи, они сделали какой-то выкидыш, который рябит в глазах, всему дизайнерскому отделу просто нужно надавать по голове за такую работу. Если бы такой дизайн предложила любая другая компания её бы помидорами закидали, а Apple просто впарили это своим фанатам. Я не говорю что я сделал бы лучше, у меня опыта не хватит сделать лучше, но сдавать такую работу просто нельзя. Я хотел сказать только одно, они могли сделать намного лучше и закончить тренд Flat design вместо этого они создали у.г. и отдали эту возможность Google чем те успешно воспользовались. P.S. К хорошему дизайну не надо привыкать, он может нравиться или не нравиться, но он удобен и не рябит в глазах. Можно привыкнуть читать и сиреневый на красном от этого более удобным это не станет.
Дмитрий Белушевич
25.04.17 02:16
Гадость этот плоский дизайн. Прошло много лет, и я поставил на гораздо более новую модель макбука чем OS Mavericks, я наслаждаюсь классическим дизайном. А вся эта плоскота, шестые лопатоайфоны и выше, макбуки с цветомузыкой это все пидорская месть от зависти таланту Джобса
Алмаз Данилов
20.10.17 16:38
Как тяжело мне давалось рисовать эти реалистичные иконки, вы даже представить себе не можете! Тени, отражения, свечения - всё должно было соответствовать законам физики. На создание одной такой иконки уходило очень много времени! Теперь нарисовать иконку в стиле флат я могу даже ребенку своему поручить. Колоссальная экономия времени - нарисовал круг, натыкал полосок - и готово! А цена конечного продукта то не меняется от этого. В итоге профит + профит!
Денис Перепелкин (Denis Perepelkin)
18.04.20 18:06
До сих пор руки чешутся перерезать глотку Айву! Такая класснючая была читалка, из-за нее айпад и купил в 12-м году. Производительностью лучше не стала. Время работы не увеличилось. Приложение полегчало на несколько мегов, может быть. И что? А еще главное, не дали возможности остаться на старых версиях, принудительно стали обновлять как приложение, так и всю систему. Это при выключенных-то автообновлениях! Козлы самые натуральные, что сказать...
Читать все комментарии