Как превратить увлечение в профессию: 11 реальных историй

Вместе с телеканалом History рассказываем о людях, которые не только сохраняют нашу общую историю, но и каждый день пишут свою — уникальную и захватывающую.

«Сейчас мы понимаем, что во многом кочевники были правы» (Алима Бисенова, антрополог)

Кадр из фильма «Кочевая культура казахов»

Чтобы решить современные проблемы, иногда нужно обратиться к опыту прошлого, считает преподаватель культурной антропологии Алима Бисенова. Она изучает традиционную казахскую культуру и кочевой образ жизни. В самом Казахстане кочевников уже не найти, поэтому «Кочевую культуру казахов» из цикла «Истории о нас» снимали в Монголии.

В период коллективизации и индустриализации кочевая культура оказалась под угрозой, её считали безнадёжно устаревшей и отсталой. Время показало, что у индустриального способа производства тоже много недостатков. Взять хотя бы трагедию Аральского моря: четвёртое по величине озеро в мире практически пересохло, когда воду из питающих его рек перенаправили на орошение рисовых и хлопковых плантаций. Кочевники, живущие в тесной связи с природой, понимают, что у неё есть лимит, за который не стоит выходить. Кажется, нам надо этому у них научиться.

История — это не только даты и факты, но и люди. Цикл документальных фильмов «Истории о нас» телеканала History рассказывает о наших современниках, которые сохраняют наследие прежних поколений. Вместе с ведущим — актёром Юрием Колокольниковым — вы познакомитесь с людьми, превратившими исследование прошлого в дело своей жизни. И не верьте, что один человек ничего не решает: если он занимается любимым делом, это и есть его вклад в историю.

«Способность делать искусство — врождённая, как и способность любить» (Елизавета Плавинская, художник, преподаватель современного искусства)

Кадр из фильма «Искусство вне закона»

Должно ли искусство служить целям государства? А главное, способно ли вообще государство взять под контроль художников? Эксперт в области советского нонконформизма Елизавета Плавинская уверена, что пути творца и системы неизбежно расходятся, даже если и пересеклись на какое‑то время. В фильме «Искусство вне закона» приёмная дочь одного из основателей движения московских нонконформистов Дмитрия Плавинского рассказывает, как в СССР появились свободные художники.

О них писали в зарубежных газетах, их картины покупали лучшие музеи мира, но у себя на родине художники были вынуждены подрабатывать грузчиками и сторожами или соглашаться на «халтуру» вроде создания киноплакатов, чтобы не угодить под закон о тунеядстве. Всё это становилось своеобразным выкупом за возможность заниматься любимым делом и творить наперекор государственной идеологии.

«Не существует хайвеев ко Всевышнему» (Антон Беликов, художник-монументалист)

Кадр из фильма «Актуальное христианское»

Когда Антон Беликов защищал кандидатскую по философии, его спросили: «Вы же умный человек, как вы можете верить в Бога?» На самом деле религия пронизывает всю нашу жизнь. Так, современные идеи о правах личности, да и само понятие личности — это продукты христианского учения.

Антон писал диссертацию по эстетике иконы. В процессе он понял, что неплохо бы применить эти знания на практике, ведь религиозные традиции влияют и на искусство. Например, Малевич заимствовал из иконописи приёмы работы с пространством и объёмом. Так появился проект «После иконы». Фильм «Актуальное христианское» — это история о том, как Антон и его единомышленники пытаются не только сохранить традиции иконописи, но и переложить евангельские истины на современный и понятный каждому язык.

«У меня чёткое предназначение: я охраняю свой авиационный род» (Сергей Минигулов, президент Федерации авиации общего назначения России)

Кадр из фильма «В тени облаков»

У России есть все возможности для развития малой авиации. Одни расстояния чего стоят — там, где на машине ехать сутки, самолёт по прямой доберётся за пару часов. При этом частных самолётов у нас всего около 5 000 — против 400 000 в США. Сейчас малая авиация живёт во многом благодаря усилиям энтузиастов — таких, как Сергей Минигулов.

Сергей с детства мечтал о небе и не представлял жизни без полётов. Сейчас пилот и основатель аэродромного комплекса Первушино помогает десяткам других мальчишек (да и взрослых тоже) воплотить эту мечту. Фильм «В тени облаков» не просто экскурсия в мир некоммерческой авиации, а настоящее руководство к действию. Летать может практический каждый, главное — желание и упорство.

«Вместо того чтобы обманывать глаз, нам достаточно подключиться к мозгу» (Бронислав Свигло, руководитель команды графических инженеров World of Tanks)

Кадр из фильма «Программирование и видеоигры»

В начале 90‑х по уровню доступности информационных технологий Россия серьёзно отставала от Запада. «Когда весь мир переживал бум развития интернета, у нас произошёл развал Советского Союза. Всем просто было не до этого», — вспоминает Бронислав. Впервые он познакомился с компьютером на школьных уроках информатики и даже не представлял тогда, что это устройство можно использовать ещё для чего‑то, кроме игр.

С тех пор гейминг серьёзно изменился: если раньше игры распространялись на физических носителях, то теперь диски не нужны — всё уходит в онлайн. Сейчас Бронислав занимается графической разработкой в Wargaming и изнутри видит, как развивается индустрия. В фильме «Программирование и видеоигры» он поделился своим взглядом на эволюцию игр. Спойлер: возможно, VR и AR — это просто дань моде, а вскоре мы научимся подключаться напрямую к мозгу.

«Раньше были мифы о богах, а теперь — об инопланетянах» (Александр Ветушинский, философ)

Кадр из фильма «Палеоконтакт. Признаки жизни»

А что, если наша история на самом деле вовсе не наша? Сторонники теории палеоконтакта уверены, что когда‑то Землю могли посещать гости из космоса, а память о таких визитах сохранилась в древних эпосах и наскальных рисунках. Ведь если сознание — это закономерный процесс развития материи, то кажется просто невероятным, что разумные существа появились только на Земле. К тому же наша планета вряд ли может быть единственным местом во Вселенной, где есть биологическая жизнь.

Теория палеоконтакта не имеет научного обоснования, но Юрий Колокольников вместе с исследователем популярной культуры Александром Ветушинским и астрофизиком Геннадием Валявиным обсудили, почему люди так сильно хотят верить в инопланетян. Другой герой фильма — историк Андрей Жуков. Он собирает свидетельства палеоконтакта и верит, что жизнь на Земле зародилась благодаря инопланетянам.

Фильм «Палеоконтакт. Признаки жизни» снимали в Специальной астрофизической обсерватории РАН в посёлке Нижний Архыз, где уже более полувека лучшие российские исследователи наблюдают за космическими объектами и оценивают их влияние на развитие человечества.

«Ты можешь рукой прикоснуться к древнему искусству» (Мария Мешалкина, искусствовед, археолог)

Кадр из фильма «Взгляд в древность»

В 1997 году участники экспедиции, организованной краеведческим музеем посёлка Ревда, обнаружили на одном из островов озера Канозеро необычные рисунки на камнях. Так началась (а точнее, продолжилась) история канозерских петроглифов — наскальных изображений, созданных в III–II тысячелетиях до нашей эры.

Мария Мешалкина изучает значения древних рисунков. Она верит, что на территории России открыты не все ареалы наскального искусства, и мечтает когда‑нибудь найти комплексы петроглифов, о которых наука ещё ничего не знает. В фильме «Взгляд в древность» Мария рассказывает, как разгадать смысл наскальных изображений и узнать больше об их создателях и мифах, которыми была наполнена жизнь этих людей.

«Ни один музей мира не обладает знаниями, которые есть у нас» (Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа)

Кадр из фильма «Игры со временем»

Искусство реставратора сродни мастерству хирурга. Часто у него просто нет права на ошибку, ведь работать приходится с уникальными объектами. Когда археолог и ювелир Игорь Малкиель увидел, как реставрируют экспонаты Эрмитажа, он понял, что может сделать это гораздо лучше.

Так в музее появилась лаборатория научной реставрации, где благодаря уникальным технологиям и лазерным машинам дарят вторую жизнь древним шедеврам. Это по‑настоящему штучная работа: Игорь вспоминает, что приходилось даже проектировать лазеры специально для одного конкретного экспоната. В фильме «Игры со временем» специалист объясняет, как редкие артефакты помогают прикоснуться к истории.

«Я не верю в высокую кухню — еда должна быть простой и доступной» (Артём Лосев, шеф-повар)

Кадр из фильма «Пища людей»

Иногда историю можно в прямом смысле слова попробовать на вкус. Например, понять характер народа проще всего через его национальные блюда. Артём Лосев уверен, что терпкий и брутальный вкус традиционной русской еды — это отражение суровых условий, в которых жили наши предки.

Настоящая русская кухня довольно разнообразна. Когда‑то даже искушённые французские повара любили приезжать в Россию, потому что здесь был широкий выбор продуктов. Всё изменилось после революции. Новой власти нужно было накормить голодающую страну, поэтому на смену разнообразию пришёл ограниченный набор ингредиентов, которые можно было выращивать в любых условиях. В фильме «Пища людей» Артём показывает, как совершить путешествие во времени с помощью традиционных русских блюд и продуктов, многие из которых мы почему‑то недооцениваем.

«Когда-то автомобили могли кардинально изменить мир» (Пётр Чекалёв-Демидовский, историк, реставратор автомобилей)

Кадр из фильма «Механизмы будущего»

Сегодня сложно представить, как выглядели бы городские улицы без машин, а ведь буквально 100 лет назад автомобиль был революционной диковинкой. Его даже считали ключом к созданию нового общества.

Для Петра Чекалёва‑Демидовского ретромашины не просто железяки, а источник эмоций и возможность увидеть, как история автомобилей меняла нашу собственную историю. Через мастерскую этого человека прошло более сотни советских и зарубежных машин. Реставрация — процесс долгий: только на поиск необходимых комплектующих может уйти до пяти лет. В фильме «Механизмы будущего» специалист рассказал, как дарит разрозненным запчастям новую жизнь.

«Каждый человек должен надеяться только на себя» (Александр Гневушев, живописец-отшельник)

Кадр из фильма «Сам по себе»

Ещё в 14 лет Александр понял, что хочет стать художником. Во время учёбы он приехал на живописную практику в Вологодскую область, влюбился в тихую красоту этих мест и решил построить здесь дом, чтобы жить ближе к природе. Кроме живописи, он увлекается строительством традиционных деревянных лодок, сохраняя почти забытое старинное искусство.

Александр признаётся, что никогда не стремился к славе. Творчество для него — это способ познания окружающего мира, процесс, ради которого можно поступиться и деньгами, и известностью. В сюжете «Сам по себе» современный отшельник объясняет, почему не стоит сопротивляться прогрессу и как одиночество помогает художнику.

Фильмы цикла эксклюзивно доступны на платформе цифрового видеосервиса Wink. Оформите подписку и получите доступ к «Историям о нас» и тысячам других фильмов и сериалов. Смотреть их удобно хоть дома, хоть в дороге — к одному аккаунту можно привязать до пяти устройств.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Сам по себе»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter