Имя Жан-Марка Валле стало известно широкой публике относительно недавно. Пять лет назад он шокировал всех фильмом «Далласский клуб покупателей», принёсшим Мэттью МакКонахи и Джареду Лето по заслуженному «Оскару» и «Золотому глобусу». Именно тогда многие узнали, что Валле и раньше снимал прекрасные фильмы. За дальнейшими работами режиссёра наблюдал уже весь мир. Следующая картина «Дикая» снова дважды номинировалась на «Оскар» и множество других премий. А после эмоционального фильма «Разрушение» Валле обратился к телевидению.
Сериал «Большая маленькая ложь», снятый им же, стал одним из лучших проектов 2017 года. А сейчас заканчивается мини-сериал «Острые предметы» с Эми Адамс в главной роли, который, несомненно, тоже завоюет не только любовь зрителей, но и множество телевизионных премий. Работы Жан-Марка Валле уникальны, буквально каждый его проект заслуживает внимания по нескольким причинам.
1. Он любит реальные истории
Валле практически не обращается к фантастическим сюжетам. Он любит рассказывать о том, что происходит в реальной жизни. Даже в немного фантасмагоричном фильме C.R.A.Z.Y., где главный герой обладал даром исцеления, действие больше концентрировалось на поисках подростком себя в консервативном мире. По признанию режиссёра, многое в этом сюжете он взял из собственного детства.
Позже Валле неоднократно обращался к реалистичным темам. Сначала вышел исторический фильм «Молодая Виктория» о взрослении английской королевы. А потом режиссёр снял знаменитый «Далласский клуб покупателей», где художественно пересказал реальную историю простого техасца, который лечился от СПИДа и пытался помочь другим. Сюжет этой картины взят из статьи в газете The Dallas Morning News. Да и у многих героев других его фильмов были реальные прототипы.
2. Его картины очень музыкальны
Жан-Марк Валле часто сам подбирает музыку к своим фильмам. При этом он старается избегать типичных саундтреков — неярких композиций, написанных исключительно для фона. Режиссёр берёт любимые и хорошо знакомые песни, подходящие под сюжет. А в фильме «Дикая» Валле пошёл даже дальше. Он составил саундтрек ещё до того, как начал снимать картину. И во время съёмок уже сама музыка формировала атмосферу некоторых сцен, а не создавалась во время монтажа в качестве дополнения к картинке.
Герои Валле часто носят наушники, слушают мелодии дома или в машине. Например, музыка в плеере одной из героинь «Большой маленькой лжи» во время пробежек — в таких сценах режиссёр просто убирает все остальные звуки. То же происходит и в «Острых предметах»: один персонаж буквально в каждой серии ставит пластинки и в наушниках отключается от происходящего вокруг. А героиня Эми Адамс постоянно слушает в своей машине старый рок.
Кстати, музыкальный вкус у Жан-Марка Валле отличный. Например, он очень любит Pink Floyd — композиции этой группы звучат в фильмах «Кафе де Флор» и C.R.A.Z.Y. Нередко можно услышать и такие группы, как Cure и T.Rex.
3. Его работы нелинейны и необычно смонтированы
Даже рассказывая одну историю, Валле подаёт её очень нестандартным образом. Его фильмы часто наполнены флешбэками или, наоборот, отрывками из того, что будет дальше. В сериале «Большая маленькая ложь» он представил новый вид детективной истории: в первом же эпизоде говорится об убийстве, а далее, на протяжении всего сезона, отрывочно показываются допросы свидетелей. Но зрители не знают ни убийцу, ни жертву.
В фильме «Кафе де флор» рассказываются две параллельные истории, да ещё и сильно разбросанные по времени. Часть действия происходит в современности, где героиня пытается пережить расставание со своим любимым. И тут же зрителя переносят в Париж конца шестидесятых, где мать посвящает всю себя заботе о ребёнке с синдромом Дауна. Однако эти отдельные истории всегда оказываются связаны. Причём догадаться о том, что произойдёт в финале, практически невозможно. Но как только наступает развязка, становится ясно — подсказки были даны с самого начала.
4. Он рассказывает о сильных женщинах и историях преодоления
Режиссёру нередко говорят, что у него хорошо развита феминная сторона. Поэтому он много снимает о женщинах, но не превращает их в супергероинь, которые с лёгкостью преодолевают трудности. Его персонажи всегда живые и настоящие, со своими страхами и недостатками.
Валле обратился к этой теме ещё во время работы над «Молодой Викторией». Канадский режиссёр сознательно взялся за экранизацию очень далёкой от него темы — истории английской королевы. Но он смог показать её, как никто другой, — затравленной девушкой, которую ограничивают во всём. Позже он рассказывал о сильной женщине в фильме «Дикая», где героиня Риз Уизерспун в одиночку решила пройти огромный участок тихоокеанской туристической тропы.
Валле вспоминает, что работать над «Острыми предметами» его позвала исполнительница главной роли Эми Адамс ещё несколько лет назад. Но поскольку проект долгое время не двигался с места, он согласился снять сериал «Большая маленькая ложь», куда его пригласила как раз Риз Уизерспун, довольная результатом предыдущего сотрудничества. И здесь ему представилась возможность поработать сразу с пятью отличными актрисами: помимо Уизерспун в сериале снялись Николь Кидман, Лора Дерн, Шейлин Вудли и Зои Кравиц.
5. Его сериалы — это фильмы
Жан-Марк Валле остаётся кинорежиссёром, даже когда работает для телевидения. Оба его сериала выглядят как настоящие фильмы, только более длинные и подробные. Подобно Дэвиду Линчу, он не снимает сериалы по эпизодам, а берёт в работу сразу весь проект. При этом каждую серию Валле режиссирует лично, а не передаёт другим авторам, как это делают многие другие.
Сам режиссёр рассказывает, что «Большую маленькую ложь» снимали в два этапа: сначала первые три серии, потом сделали небольшой перерыв, а после — оставшиеся четыре. Валле считает, что формат сериала позволяет рассказать историю более подробно, не останавливаясь только на одном главном герое и паре второстепенных. Восемь серий «Острых предметов» позволили ему раскрыть всех многочисленных персонажей и даже окунуться в их прошлое.
При этом Жан-Марк Валле не любит затягивать сюжеты. Его сериалы всегда имеют чёткий финал. Именно поэтому он отказался продолжать работу в «Большой маленькой лжи» после первого сезона. Продолжения «Острых предметов» также не будет.
6. Он показывает скрытые эмоции и тайные стороны жизни
Ценитель творчества Мартина Скорсезе, Стивена Содерберга и Клинта Иствуда, Валле очень любит разбирать скрытые эмоции и переживания человека, а также тайны отношений. То, что обычно остаётся за закрытыми дверями, в его фильмах показано в виде ярких аллегорий.
В картине «Разрушение» главный герой, которого играет Джейк Джилленхол, вроде бы почти не способен на сильные эмоции. Но он очень любит всё разбирать и ломать, что является отражением его внутреннего мира.
В сериале «Большая маленькая ложь» немаловажную роль играет место, где живёт каждая из героинь. Агрессивный персонаж Лоры Дерн обитает на вершине горы, словно королева или ведьма. А героиня Николь Кидман живёт на утёсе, и грохот волн будто говорит о скрытом насилии семье. На первый взгляд, у этой женщины идеальный муж: красивый, страстный, обожающий своих детей. Но окружающие и не догадываются, что в любой спорной ситуации он просто избивает свою жену.
Такие же скрытые переживания проявляются и в «Острых предметах»: героиня Эми Адамс страдает от детских комплексов, которые проявляются всё сильнее, когда она возвращается в родной город. Насилие, саморазрушение, эмоциональные срывы — все эти темы режиссёр показывает одновременно натуралистично и художественно. Так, чтобы каждый смог почувствовать переживания героев и, возможно, узнать себя в трудные моменты жизни.
Жан-Марк Валле снимает ярко и стильно. Его сюжеты захватывают. И при этом талантливый режиссёр рассказывает об очень сложных и неоднозначных темах, говорить о которых не принято. Поэтому все его фильмы просто обязательны к просмотру.