Что лучше влияет на продуктивность: кайдзен или творческий беспорядок

Любите ли вы беспорядок или же предпочитаете идеальную чистоту на рабочем месте — не важно. У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы.

Татьяна Шустова

Работает специалистом по маркетинговым коммуникациям в крупной фармацевтической компании. Также интересуется внутренними коммуникациями.

Представьте, что вы творческий человек, которому для комфортной работы нужен свой маленький, уютный, вдохновляющий кавардак. Чтобы важные записи перемежались красивыми открыточками из стран, где вы провели незабываемый отпуск, или флаерами из ближайшего кафе, а рядом с монитором обязательно стояла ваша любимая грязная кружка.

Что поделать, такой вы человек. Идеальный порядок наводит на вас скуку и убивает всё желание творить, а разбираться в бумагах вам элементарно некогда. А теперь представьте, что вас вдруг ставят в строгие рамки диковинной японской системы кайдзен.

Что такое кайдзен

Кайдзен — японская философия, направленная на постоянное совершенствование и изменение к лучшему. Кайдзен — это то, что простыми словами можно назвать бережливым производством. Нужный объект в нужном месте в нужном количестве. Порядок, сортировка, принятые стандарты, поддержание и чистота.

Документы, материалы, средства производства — всё это хранится, поддерживается в порядке и систематизируется таким образом, чтобы любой работник мог быстро найти всё необходимое. В больших компаниях кайдзен касается процессов производства, а для офисных работников отражается в окружающей их рабочей среде.

Это касается и рабочего пространства на системных дисках (стандартные названия файлов), и канцелярских принадлежностей (своё место для бумаги или картриджей для принтера), и хранения документов (подписанные стандартным образом папки).

Достоинства системы кайдзен

Если рассматривать кайдзен на уровне компании, то эта система оказывается полезной и продуктивной. Приведу простой пример. Мне посчастливилось работать на большой фабрике, где кайдзен использовался по максимуму. Например, предложение одного из работников грузить на паллеты на четыре коробки больше привело к тому, что грамотное распределение продукции позволило сэкономить ощутимую сумму за аренду склада.

Или пример использования кайдзена в офисе. Место для хранения бумаги отмечается шкалой. Если количество бумаги уменьшается до определённой засечки, то пора думать о заказе новой партии. Это помогает заранее предусмотреть ситуацию, когда чего-либо будет не хватать.

Что касается личного пространства офисного работника, то у вас должен быть всегда чистый стол. Все папки с документами должны быть подписаны и приведены к единообразию.

В этом случае вы будете знать, где и в каком количестве лежат офисные принадлежности. Это очень удобно.

Личный опыт использования кайдзена

Впервые я столкнулась с философией кайдзен, когда устроилась на работу в японскую компанию. В кабинете каждая вещь должна была стоять на своём месте, помеченном зелёной наклейкой. На моём столе стояла фотография, на которой были запечатлены стоящие на пустом столе монитор, клавиатура и мышка. И подпись: «Так выглядит мой рабочий стол в конце рабочего дня».

Всё бы ничего, но в этой «стерильности» мне вдруг стало не хватать себя. Будучи творческим человеком, я привыкла окружать себя любимыми вещами. Мне был нужен «порядок в беспорядке»: тот случай, когда со стороны ваш стол кажется захламлённым местом, но вы точно знаете, что и где лежит.

Как мне казалось, на то, чтобы разложить рабочие принадлежности по своим местам, уходило много времени. И однажды в душе обделённого художника проснулся протест. И вот уже любимая кружка, которую элементарно некогда помыть, спрятана в ящичек для личных вещей. И на душе радостно от такого бунта.

До этого я работала дизайнером в небольшом рекламном агентстве. На моём рабочем столе лежали и флаеры фильмов, и всевозможные забавные картинки, и плошка с орешками, и даже шарик-антистресс, на который каждую неделю надевался новый костюм, который мы делали из бумаги. И это было хорошо.

Но так ли хорошо? Чтобы отыскать действительно важную бумажку, уходило примерно столько же времени, сколько и на наведение идеального порядка. Отвлечься на валяющуюся без дела газету с гороскопом было привычным делом, и на это тоже тратилось время.

Что же всё-таки стоит выбрать?

Моё решение было простым: из двух подходов я выбрала всё самое лучшее. Систематизацию и порядок, которые предлагает кайдзен, совместила со своим видением и любимыми вещами.

Главное правило — не перебарщивать ни с кайдзеном, ни с беспорядком.

В моих шкафах, ящиках и документах всё разложено по чёткой системе. Но на моём рабочем столе всегда есть уголок, отведённый для вдохновляющих вещей: рисунков, цветка в горшке и слоника из Таиланда.

Не бойтесь сделать усилие над собой и разобрать важные вещи по полочкам. Как только вы чуть-чуть к этому привыкнете, то поймёте, что это очень удобно. А для своего кавардака отведите отдельный уголок.

Кайдзен хорош до той поры, пока форме не начинаешь уделять больше времени, чем содержанию. Творческий беспорядок хорош до той поры, пока не превращается просто в беспорядок.

На новое рабочее место я принесла три вещи. Во-первых, кружку. Во-вторых, блок со сменными клетчатыми листочками вместо ежедневника. В-третьих, цветок в горшке, который я про себя любовно называю Джорджем. В честь Джорджа Харрисона. Во всём остальном — полный кайдзен.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Дмитрий
16.01.17 11:16
Очень распространенная ошибка, психологов, тайм-менеджеров и тому подобных деятелей это рецепт превращения жизни в некое подобие "казармы" где все расписано, запланировано и любое отклонение "карается". Во-первых от такой жизни на стенку полезешь быстро. Во-вторых (и в главных) уровень задач который решает современный предприниматель (фрилансер, стартапер, я уж не говорю круче) "казарменным" методам не поддается. С помощью многократных тупых повторений можно научиться собирать автомат не более. Для этого онисобственно и созданы.
Юрий Недре
16.01.17 11:25
Когда уже тайм-менеджеры и прочие тренеры разберутся что такое Кайдзен? В Японии просто Кайдзен - это любое улучшение. Оптимизировали маршрут на работу - кайзден. Заменили лампочки на светодиодные дома и уменьшили счет за электричество - кайдзен. То что вы описываете - это принцип 5S (или 4S как в Тойоте). Рациональное расположение вещей и поддержание порядка.
Юрий Недре
16.01.17 11:26
Такое подходит (а вернее необходимо) производству и четким процесса. Там без этого никуда (если хотите эффективность). В повседневной жизни это тоже полезно, но надо знать меру.
Игорь Антышев
16.01.17 19:42
Умиляет, что японцы взяли и пролезли в мировые экономики с помощью непрерывного улучшения, порядка, но некто Татьяна Шустова, сомнительный специалист сомнительной компании решила, что все это фигня и решила давать советы что лучше развести бардак не на столе, а в углу стола.