Зачем рассказывать ребёнку о ВИЧ
ВИЧ‑инфекция относится к так называемым «болезням поведения». Ей невозможно заразиться из‑за того, что кто‑то просто чихнул рядом. Основная причина распространения инфекции — нарушение норм социально‑ответственного поведения. Соблюдать их важно не только людям с ВИЧ, но и тем, у кого вируса нет. Поэтому рассказывать о мерах профилактики и прививать адекватное отношение к болезни нужно с детства. Это позволит не только защитить ребёнка, но и оградить его от многочисленных мифов и стереотипов.
Сейчас в России стали больше говорить о ВИЧ, появились эффективная диагностика и поддерживающая терапия — их можно бесплатно получить от государства. О необходимости профилактики регулярно напоминает Минздрав России. Это отразилось на статистике: в 2021 году доля лиц молодого возраста среди общего числа новых случаев заражения ВИЧ в России была всего 1,3%.
Но также информационная открытость приводит к тому, что прочитать о ВИЧ в интернете или услышать мифы от друзей могут даже маленькие дети. Чтобы они могли ориентироваться в фактах, понимать, где правда, а где вымысел, им нужна помощь. В том числе родителей.
Родители могут защитить ребёнка от недостоверных историй и дозировать информацию с учётом психологических особенностей и возраста. Это оградит его от возможного шока, который может нести такая тема.
К тому же семья — это главное место, которое обеспечивает безопасность для детей. А разговоры на условно табуированные темы позволяют укрепить доверие. Ребёнок будет знать, что его поймут и не осудят, и сможет поделиться с родителем чем‑то сокровенным или же обратиться за помощью.
Если ребёнок сам подходит к вам с неудобными вопросами — скорее всего, он вам доверяет. Иначе бы он пошёл к друзьям, залез в интернет или попытался найти информацию где‑то ещё. Поэтому важно оправдать это доверие и постараться ответить. Но сначала нужно убедиться, что вы сами полно и точно информированы.
Как подготовиться к разговору
Главное — самому владеть достоверными фактами о болезни. Вы должны знать, что ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, который вызывает соответствующее заболевание. СПИД — не синоним ВИЧ‑инфекции, а запущенная стадия заболевания, которая развивается, если человек поздно приступил к лечению.
При правильно подобранной антиретровирусной терапии люди с ВИЧ могут жить долго и полноценно. Обходить их стороной не нужно. Воздушно‑капельным и контактно‑бытовым способами ВИЧ не передаётся. Плавание в бассейне, общая посуда, объятья — безопасны. А заразиться вирусом можно через три вида биологических жидкостей:
- Половые выделения. ВИЧ‑инфекция передается через контакт выделений со слизистыми. Риск инфицирования повышается, если на них есть ранки или трещины. Особенно высок он во время первого полового контакта, когда слизистая влагалища может травмироваться. Презерватив способен снизить риск заражения ВИЧ‑инфекцией, но он даёт защиту максимум 80–85%. Поэтому важно ответственно подходить к своему сексуальному поведению.
- Кровь. Риски есть при инъекциях, пирсинге и нанесении тату, в случае, если игла или инструмент использовались повторно и без правильной стерилизации. Также существует вероятность при переливании крови, но она небольшая — по стандартам безопасности всю донорскую кровь проверяют на наличие ВИЧ.
- Грудное молоко. ВИЧ‑инфицированная женщина может родить здорового ребёнка, если она находится под наблюдением специалиста по инфекционным болезням. При соблюдении всех рекомендуемых мер профилактики вероятность рождения здорового ребёнка в России — 99%. Дальнейшая стратегия поведения, в том числе в отношении грудного вскармливания, должна определяться только врачом.
Заметить ВИЧ‑инфекцию самостоятельно нереально. Она может не проявлять себя годами или вызывать симптомы, подобные гриппу и простуде. Поэтому сдавать анализ периодически, раз в год, рекомендуют всем людям, ведущим половую жизнь. Эту информацию, как и другие правила профилактики, нужно донести до подростка.
Важно, чтобы родитель не стеснялся ни разговоров про секс, ни разговоров про ВИЧ. Если с этим есть сложности (по содержанию или эмоциям), вооружитесь проверенной информацией из открытых источников, но официальных, а не форумов.
Также можно обратиться за помощью к инфекционисту, психологу или специалисту по профилактике, которые непосредственно консультируют по вопросам ВИЧ. Там получится не только послушать экспертов, но и выразить свои чувства.
Какой информацией стоит поделиться с ребёнком
Прежде удостоверьтесь, что вы сами обладаете правильной информацией. Её нужно брать из достоверных источников. К таким относятся:
- Публикации профильных учёных и медиков. К примеру, тематические открытые лекции, экспертные комментарии для СМИ или видео.
- Материалы Минздрава России. В том числе публикации на официальном интернет‑портале о профилактике ВИЧ / СПИДа O‑spide.ru. Там есть информация о превентивных мерах, лечении и жизни с ВИЧ‑инфекцией, а ещё словарь основных терминов, советы о том, как рассказать ребёнку о ВИЧ и правилах безопасности в отношении инфицирования с учётом его возраста. На портале также можно найти список адресов центров, в которых проводят бесплатное, в том числе анонимное тестирование.
- Личные истории людей с ВИЧ. Их можно показывать ребёнку для иллюстрации реальных способов передачи вируса и пример того, что инфекция не ставит крест на жизни.
Если у вас несколько детей, поговорите с каждым отдельно. Тогда вы сможете подбирать слова с учётом их возраста, эмоциональной зрелости и вероятных индивидуальных реакций.
Важно, чтобы между ребёнком и родителем было доверие. Разговор не должен быть напрягающим. Ребёнок к этому моменту должен знать, что существуют вирусы и бактерии, которые в разной степени и с разными последствиями атакуют организм и способны вызывать болезни. После можно перейти к беседе о болезнях, которые нельзя вылечить: так получилось, что, несмотря на значительные научные открытия, человечество ещё не нашло таких способов. И вот здесь уже встроить в разговор тему ВИЧ.
Разговор с подростком должен быть более конкретным и сосредоточенным на способах передачи ВИЧ и мерах профилактики. Акцент стоит сделать на половом пути передачи. Объясните, что случайные половые связи повышают риск заражения не только ВИЧ‑инфекцией, но и другими ЗППП, которые в запущенных случаях могут приводить к бесплодию. Отметьте, что даже презерватив не гарантирует 100% защиты (его нужно правильно хранить, открывать и использовать), поэтому в первую очередь нужно разумно подходить к половым контактам и избегать случайных связей. «Меньше партнёров — меньше риск», — это базовый принцип инфектологии. Ещё одна важная тема — принцип согласия. Скажите, что секс должен быть добровольным, и если подросток ещё не хочет или не готов, то отказ — это норма.
Если в семье раньше было сексуальное просвещение, то просто продолжайте в том же духе. Если же прежде о сексе в семье не разговаривали, поговорить на эту тему нужно, как только заметите готовность подростка. Сейчас достаточно много случаев, когда первый половой опыт у подростков случается довольно рано — в 14–15 лет. Это стоит учесть и адекватно оценить ситуацию. Так вы сможете заранее предотвратить неприятные и даже трагические последствия. Объясните, что такое контрацепция, какой она может быть, почему нужны презервативы. Здорово, если в доме будет место, где они лежат в условно свободном доступе и откуда ребёнок сможет их взять. Возможно, родителям это тяжело принять, но лучше пусть ребёнок будет забирать презервативы у вас, чем будет экспериментировать без них.
Ещё одна крайне важная тема в контексте профилактики ВИЧ‑инфекции — наркотики. Чем больше информации об их опасности родитель сможет донести, тем лучше. Условно, из чего состоит вещество, как оно действует на организм, какие возможны последствия для здоровья и жизни. Сверяйтесь с ребёнком, узнавайте, что ему уже известно, интересуйтесь его мнением.
Желание включиться в опасные эксперименты у ребёнка может возникнуть из‑за нехватки внимания, чувства потерянности, неуверенности, нереализованности, которые подростковые гормональные «штормы» только подпитывают. Поэтому родителям важно не упустить моменты, которые требуют особого контроля, и вовремя в комфортном формате провести беседу.
Как выбрать подходящий тон для беседы
ВИЧ — это хроническое заболевание, поэтому важно не преуменьшать серьёзность проблемы, но и не демонизировать болезнь. Избегайте категоричного тона и не запугивайте подростка — так только утратите его доверие. К тому же у него может появиться предвзятое отношение к людям с ВИЧ‑инфекцией. Опирайтесь на факты и статистику, а не эмоции.
Старайтесь избегать в беседе штампов, которые могут создать неверное представление о болезни: ложное ощущение опасности — «комары могут передавать ВИЧ», или безопасности — «ВИЧ бывает только у наркопотребителей». Это как минимум неточно. Ещё одно заблуждение, что ВИЧ — смертельная болезнь. Если ему не противостоять, болезнь одолеет, но при регулярном приёме лекарств ВИЧ‑инфицированный может прожить столько же, сколько человек без вируса.
Запугивание в принципе не ведёт ни к чему хорошему. Важно давать полную картину того, что такое ВИЧ‑инфекция: как он работает, почему он опасный, как им можно заразиться, что делать, если кажется, что уже заразился. Обязательно скажите, что ВИЧ не лечится, но это не приговор и жить с ним можно. Это будет создавать максимально полное представление о мире, в котором есть ВИЧ и люди с ним, которых не нужно бояться.
В таких серьёзных разговорах желательно называть вещи своими именами. ВИЧ — это ВИЧ, секс — это секс, домогательства — это домогательства и так далее. Это важно, чтобы ребёнок всегда точно понимал, что с ним происходит в конкретный момент его жизни и мог адекватно отреагировать.
Если вам неловко и ребёнок уже взрослый, честно скажите о своих чувствах, но отметьте, что поговорить нужно.
Разговоры о ВИЧ и половом воспитании могут быть трудными, но лучше не игнорировать их, надеясь, что дети получат информацию из других источников. Откровенная беседа сформирует доверие между взрослым и подростком, а ещё поддержит привычку обращаться за помощью к родным, а не к посторонним людям.
Если чувствуете, что вам сложно вести такой разговор или вы не уверены в своей компетентности, обратитесь за помощью к медикам, педагогам или специалистам профильных некоммерческих организаций. Сходить к ним можно вместе с подростком. Поддержка и теоретическая подкованность экспертов позволят полноценно разобраться в теме и вам, и ребёнку.