Как эффективно использовать электронную подпись, чтобы победить бюрократию

Электронная подпись избавит от хождения по инстанциям, но важно всё сделать правильно. Разбираемся в нюансах — вместе с удостоверяющим центром «Контура».

1. Выберите нужный вид подписи

Электронная подпись (ЭП) — это то же самое, что и подпись от руки вместе с печатью на бумаге. Она придаёт документам юридическую значимость и показывает, кто их подписал. Технически это уникальный цифровой и буквенный код, который не считает человек, но поймут системы и сервисы. Но не все подписи равнозначные. Существует три вида:

  • Простая электронная подпись (ПЭП). Это уникальная последовательность символов, которую используют во время онлайн‑шопинга или отправки запросов через «Госуслуги». Чтобы её создать, достаточно ввести в нужное поле код, который придёт в СМС.
  • Неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Она представляет собой файл с зашифрованными данными. Его создают программы для криптографической защиты. Использовать такую подпись можно по согласованию с другой стороной и только в рамках оговорённых операций. Например, если получить в налоговой НЭП на подачу декларации, применять её получится исключительно в этом случае.
  • Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Это самая надёжная разновидность, которая приравнивается к собственноручной подписи. Она подходит для совершения любых юридически значимых действий — например, при оформлении ипотеки или регистрации компании. Её сертификат выдают в аккредитованных государством организациях. Как правило, он действует год. Затем нужно будет получить новый.

2. Разберитесь в особенностях использования

Изображение: Liana Nagieva / Shutterstock

Универсальная КЭП поможет взять кредит в банке, подать документы в суд и подписывать договоры от имени компании. Но есть нюансы. Заверить документы от лица организации КЭП, сертификат которой выдан с реквизитами физлица, получится только при наличии машиночитаемой доверенности — цифровой версии бумажного документа, подписанной КЭП человека, который его выдал. Такая бумага не нужна только директору организации. Но он, в свою очередь, не может решать личные вопросы при помощи сертификата ЭП, который получил как представитель юрлица.

3. Получите квалифицированный сертификат в аккредитованном удостоверяющем центре

КЭП по юридической значимости равна собственноручной подписи без дополнительных условий. Поэтому получить её сертификат можно только в специальных удостоверяющих центрах. К примеру, руководители юрлиц и ИП могут обратиться в удостоверяющий центр ФНС России.

Заказать сертификат КЭП физического лица можно в коммерческих удостоверяющих центрах. Но перед обращением проверьте их аккредитацию на сайте Минцифры.

4. Измените пин‑код от носителя сертификата ЭП сразу после получения

Носитель сертификата ЭП и ключей ЭП — это флешка, её ещё называют токеном. У самого распространённого вида есть стандартный код — *12345678*. Его нужно ввести, чтобы установить сертификат подписи на компьютер и использовать ЭП. Поэтому всегда меняйте «заводской» код на более сложный. Иначе, если вы потеряете носитель или его украдут, подписать документы от вашего имени смогут мошенники.

5. Установите нужные программы

Изображение: Liana Nagieva / Shutterstock

Это актуально для НЭП и КЭП. В удостоверяющем центре вам выдадут на токене сертификат подписи, открытый и закрытый ключи. На вашем компьютере должны быть установлены специальные программы, способные создать ЭП. В общем виде процедура выглядит так:

  • Нужно установить специальную криптографическую программу. Она поможет создать ключи электронной подписи. Получить программу можно в аккредитованных удостоверяющих центрах или на официальном сайте компании — для этого потребуется приобрести лицензию.
  • Скачать плагин для браузера. Он нужен для корректной работы криптографической программы на конкретном устройстве пользователя.

Конкретные программы и плагины подскажут в удостоверяющем центре. Там же проконсультируют, как самостоятельно настроить компьютер, и помогут автоматизировать процесс.

Реклама. 16+. ООО «Сертум‑Про», ОГРН 1116673008539. Юридический адрес: 620036, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малопрудная, стр. 5, офис 715.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Liana Nagieva / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter