Как написать заявление правильно

Общие требования и образцы заполнения документов.

Зачем нужны заявления

Чтобы устроиться на работу или уволиться с неё, получить загранпаспорт и справку из налоговой, оформить развод и взять кредит, необходим официальный документ. Таким документом чаще всего становится заявление — простой способ письменно подтвердить своё намерение.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Форма некоторых заявлений унифицирована. Но большинство можно писать произвольно. Правда, и здесь есть определённые требования к оформлению — так сложилась традиция. Как раз о таких правилах и пойдёт речь.

В какой форме подавать заявление

Заявление можно написать от руки или распечатать на листе А4. В некоторых случаях нужно заполнять специальный бланк. Например, при подаче документов на загранпаспорт либо на регистрацию ИП.

Даже если вы набираете заявление на компьютере, после распечатки обязательно поставьте собственноручную подпись. Без неё документ считается недействительным.

Каковы общие правила оформления

Общие требования к письменным обращениям изложены в «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Исходя из него, а также из деловой практики, заявление состоит из пяти реквизитов:

  1. Сведения об адресате и заявителе.
  2. Наименование документа.
  3. Формулировка просьбы или предложения.
  4. Дата подачи.
  5. Подпись.

Разберём каждый элемент подробнее.

Сведения об адресате и заявителе

В правом верхнем углу надо указать, кому это заявление предназначается и, собственно, от кого оно.

Информация об адресате

Так как заявление — это официальный документ, то и пишется оно не просто человеку с улицы, а официальному лицу. Поэтому обязательно укажите:

  1. Должность адресата.
  2. Название организации.
  3. Его имя, отчество и фамилию.

Имя и должность адресата нужно писать в дательном падеже (задайте себе вопрос «Кому?»). Например, директору Петрову или ректору Ивановой.

Информация о заявителе

В сведениях о заявителе чаще всего достаточно просто ваших фамилии и имени. Когда это необходимо, можете дополнить указанием должности или статуса. Эти данные пишутся в родительном падеже (задайте себе вопрос «От кого?»).

Часто возникают споры о том, нужно ли ставить в строке о заявителе предлог «от». То есть как правильно: «Ивановой Марии» или «от Ивановой Марии»? Оба варианта допустимы.

Традиционной формой считается написание без предлога. Но попробуйте прочитать предложение целиком — ряд из имён и фамилий звучит довольно запутанно. С предлогом такой проблемы не возникает: сразу понятно, кому и от кого.

Наименование документа

Казалось бы, что сложного в том, чтобы просто написать «заявление». Однако и тут есть свои нюансы. Самый частый вопрос: с большой или маленькой буквы писать это слово? Здесь есть три допустимых варианта.

1. Со строчной буквы и с точкой после слова

Традиционный способ оформления. В этом случае сведения об адресате и заявителе и наименование документа считаются одним предложением.

2. С прописной буквы без точки в конце

Когда вы пишете слово «заявление» в центре листа, оно становится заголовком всего документа. И к нему применяется то же правило, что и к остальным заголовкам: первая буква — большая, а в конце нет точки.

3. Прописными буквами без точки в конце

Здесь действуют те же факторы, что и в предыдущем пункте. По центру — заголовок документа, значит, точка в конце не нужна. Такой вариант написания обычно встречается, если текст набран на компьютере, а не написан от руки.

Формулировка просьбы, жалобы или предложения

Эта часть начинается с красной строки. Заявление вы подаёте с конкретной целью и должны здесь объяснить, чего именно хотите от адресата. Опишите причину обращения, свою просьбу, аргументы.

Формулировка не ограничивается никакими правилами, но просторечия здесь будут смотреться неуместно.

Старайтесь придерживаться официально‑делового стиля. Выражайте свои мысли просто и лаконично.

Чтобы обосновать справедливость своей просьбы, можно приложить к заявлению дополнительные документы и сослаться на них в этой части.

Дата подачи заявления

Обычно дата подачи ставится после формулировки сути заявления и выравнивается по левому краю.

Также дату можно указать сразу после наименования документа.

Подпись

Подпись на заявлении, которое подаётся в распечатанном виде на листе бумаги, всегда ставится вручную и выравнивается по правому краю.

Если у вас есть договорённость об электронном документообороте, то подтверждать заявление можно в соответствии с нею. Например, некоторые документы можно подписывать простой электронной подписью, которой иногда считается код из СМС или даже тот факт, что вы отправили письмо с конкретного адреса.

Как выглядят образцы популярных заявлений

От теории к практике: рассмотрим особенности подачи самых распространённых документов.

Заявление о приёме на работу

По закону заявление при трудоустройстве необязательно. Но иногда вас могут попросить написать его для отчётности или сбора данных, чтобы на основе этого документа составить приказ о приёме на работу.

Адресатом может быть руководитель организации или начальник отдела кадров. В тексте заявления укажите предполагаемую должность и дату приёма на работу.

Дополнительно можно перечислить документы, которые вы подаёте вместе с заявлением: ИНН, трудовую книжку, свидетельство обязательного пенсионного страхования, диплом, документы воинского учёта.

Заявление на очередной оплачиваемый отпуск

Это просьба предоставить ежегодный оплачиваемый период отдыха. Заявление надо писать в том случае, если в вашей организации не предусмотрен график отпусков или если ваш в нём запланирован на неподходящее время.

Заявление на отпуск нужно подать за две недели до предполагаемой даты ухода.

Заявление на декретный отпуск

Его пишут перед уходом в отпуск по беременности и родам. В тексте обязательно указывается продолжительность этого периода, согласно срокам из больничного листа женской консультации. Последний, кстати, нужно приложить к заявлению.

Заявление на отпуск за свой счёт

В этом случае работник просит предоставить ему несколько дней отдыха без сохранения заработной платы. К заявлению могут прилагаться дополнительные документы, подтверждающие то, что административный отпуск действительно необходим.

Когда вы собираетесь взять несколько отгулов, например по семейным обстоятельствам, вам также нужно написать заявление на отпуск за свой счёт. Второй вариант — подать заявление о предоставлении выходного дня в счёт оплачиваемого отпуска.

Заявление на увольнение

Сотрудник просит о расторжении трудового договора между ним и работодателем. В причинах можно указать, что это увольнение по собственному желанию, по соглашению сторон или по собственному желанию без отработки. О нюансах грамотного составления заявления на увольнение у нас есть отдельная статья.

Заявление на академический отпуск

Академический отпуск предоставляют в исключительных случаях: по состоянию здоровья, сложным семейным обстоятельствам или другим причинам. Поэтому в заявлении нужно не только попросить предоставить отпуск, но и объяснить, зачем он вам.

Укажите факт наличия дополнительных документов. Например, справки из больницы.

Заявление о переводе на другой факультет

Когда студент переводится с одного факультета на другой, как правило, появляется академическая задолженность из‑за расхождений в учебных программах. Поэтому, кроме просьбы о переводе, ваше заявление должно содержать обещание сдать все недостающие зачёты и экзамены.

Заявление в полицию

Если вы стали свидетелем или жертвой преступления, нужно немедленно сообщить об этом в полицию. И лучше не откладывать дело в долгий ящик: с течением времени разыскать виновника и доказать его вину становится сложнее.

Заявление в полицию можно подавать и в устной, и в письменной форме.

Это значит, что самому заполнять документ необязательно. Достаточно просто отправиться в ближайшее отделение полиции и рассказать о происшествии дежурному сотруднику. Он составит протокол, который вам останется только подписать.

Но если по каким‑то причинам вы не можете посетить отделение, составьте обращение самостоятельно. В этом случае важно учесть следующие моменты:

  1. В качестве адресата заявления укажите имя, отчество и фамилию руководителя подразделения полиции (по возможности напишите также его должность и звание).
  2. Анонимные заявления не принимаются к рассмотрению. Придётся указать не только своё имя, но и адрес проживания, и контактный телефон.
  3. В основной части нужно точно и максимально подробно описать детали случившегося: время, место, обстоятельства преступления (количество злоумышленников, последовательность их действий). Если вдруг вы стали жертвой ограбления, опишите, что у вас украли, и укажите стоимость похищенного имущества.
  4. В конце заявления сформулируйте суть своих требований. Например, разыскать преступников и привлечь их к уголовной ответственности.

Решение по заявлению принимается в течение трёх суток. Но в исключительных случаях срок могут продлить до 10 или 30 дней. По истечении этого времени полиция либо возбуждает дело, либо выносит постановление об отказе, который можно обжаловать в прокуратуре.

Этот материал впервые был опубликован в июле 2017 года. В феврале 2024‑го мы обновили текст.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Над текстом работали: Лера Мерзлякова, Наталья Копылова
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Aleyna Kraves
05.09.22 03:43
Что мне для этого нужно сделать
Mister Ix
15.10.23 12:22
спасибо помогли это домашнее задание по рускому получил пять спасибо еще раз благотварю
Mister Ix
15.10.23 12:25
да там не правильно про ооо Жилстой молодцы что заметили!
Mister Ix
15.10.23 12:26
!
Читать все комментарии