Как оформить налоговый вычет через сайт ФНС: пошаговая инструкция

Вернуть часть перечисленных государству средств очень просто.

Что такое налоговый вычет

По закону россияне должны отдавать государству 13% от заработка в виде налога на доходы физических лиц. Однако иногда деньги можно вернуть, если оформить налоговый вычет.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Это можно сделать через работодателя. В таком случае не придётся какое‑то время платить налог на доходы физических лиц. Но многие предпочитают сначала исправно перечислять НДФЛ, а затем обратиться в налоговую службу и вернуть всю сумму вычета целиком.

Если раньше для этого требовалось ходить в ФНС лично, то сейчас можно быстро и достаточно просто подать декларацию 3‑НДФЛ через личный кабинет на сайте налоговой.

С 2021 года также появился упрощённый режим оформления налогового вычета. Благодаря ему больше не нужно собирать документы и доказывать ФНС право на возврат части денег. Служба сама получит данные о том, что вам положено, а потом известит вас.

Разберёмся с обоими вариантами.

Как подать декларацию и оформить налоговый вычет на сайте ФНС

1. Зайдите в личный кабинет

Авторизоваться на сайте налоговой можно тремя способами:

  • С помощью логина и пароля от личного кабинета. Чтобы их получить, нужно лично обратиться в налоговую инспекцию с паспортом.
  • С помощью квалифицированной электронной подписи (ЭП), если она у вас уже есть. Если нет, это самый сложный и не обоснованный для рядового налогоплательщика вариант. Квалифицированную ЭП выдают в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России, и она хранится на жёстком диске, USB‑ключе или смарт‑карте.
  • С помощью логина и пароля от «Госуслуг». Самый простой способ. Если у вас нет аккаунта, оптимальнее получить доступ к нему, а не к личному кабинету сайта ФНС, так как логин и пароль от платформы пригодятся во множестве ситуаций.

2. Оформите усиленную неквалифицированную электронную подпись, если её нет

Кликните по значку головы в правом верхнем углу, чтобы перейти на страницу профиля.

Нажмите «Настройки профиля».

Выберите вкладку «Электронная подпись».

Выберите, где будете хранить ключ электронной подписи: на своём компьютере или в защищённой системе ФНС России. Во втором случае вы сможете использовать ЭП на любом устройстве, в том числе на мобильном.

Затем придумайте пароль и отправьте заявку. Оформление ЭП обычно занимает несколько дней. Здесь же можно зарегистрировать квалифицированную ЭП, если она у вас есть. Тогда оформлять другую подпись вам не нужно.

Когда ЭП будет оформлена, на этой же странице появится такое поле:

Обратите внимание: у подписи есть срок действия. Затем процедуру придётся повторить.

3. Выберите «Подать декларацию»

Предложение будет ждать вас на главном экране личного кабинета.

Если нажать на кнопку, выпадет список. Если вас интересует какой‑то конкретный вычет, то стоит выбрать «Получить вычет», а затем указать вид.

Если ваш случай сложнее, например вы собираетесь оформить несколько разных вычетов, нажмите «Подать декларацию 3‑НДФЛ».

После этого откроется форма для заполнения. Мы пойдём более сложным путём и далее будем заполнять тот документ, что появляется по кнопке «Подать декларацию». Но все они имеют минимальные различия, так что просто действуйте по аналогии.

4. Введите общие данные

Определите, в какой налоговый орган вы направляете декларацию. Если графа не заполнилась автоматически, уточнить это можно на сайте ФНС. Выберите, за какой год вы хотите подать декларацию. Доступные появятся в выпадающем списке. Укажите, впервые ли подаёте декларацию за этот год. Если нет, напишите, какая это версия документа по счёту. Отметьте, являетесь ли вы налоговым резидентом. Для этого нужно находиться в России 183 дня в году, за который вы подаёте декларацию. Если вы нерезидент, вычет вам не положен.

5. Отчитайтесь о доходах

Работодатели обязаны до 1 марта направить в налоговую данные о ваших доходах. Если ваш наниматель уже успел это сделать, то соответствующие графы заполнятся автоматически. Если нет, нажмите на кнопку «Добавить источник дохода» и введите нужную информацию вручную. Данные есть на справке о доходах, которую вам придётся взять у работодателя (подробнее об этом — ниже).

6. Выберите вычет

О видах вычетов мы подробно писали в отдельном материале. Если вкратце, то есть такие варианты:

  • Имущественный — при покупке жилья, строительстве дома, погашении процентов по ипотечному кредиту, выкупе у вас имущества для муниципальных и госнужд.
  • Стандартный — для родителей и усыновителей, инвалидов, Героев России, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
  • Социальный — на обучение, лечение, благотворительность, занятия спортом, страхование, в том числе негосударственное пенсионное.
  • Инвестиционный — если вы зачисляли деньги на индивидуальный инвестиционный счёт.
  • При переносе убытков от операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, от участия в инвестиционном товариществе.

Одновременно можно выбрать несколько категорий. Но помните, что больше, чем вы заплатили в виде налога на доходы физических лиц, вам всё равно не вернут.

7. Добавьте подробности о том, что даёт вам право на возврат уплаченных налогов

Например, если оформляете имущественный вычет, введите данные о приобретённом объекте и договоре купли‑продажи.

Если стандартный — о себе и/или о детях.

Если социальный — введите в нужной графе потраченную сумму (её нужно подтвердить документами).

8. Укажите реквизиты, по которым вам вернут деньги

Впрочем, налоговая уже, как правило, знает о ваших счетах и сама заботливо предлагает из них выбрать. Также на этом этапе вы увидите, какую сумму вам готовы вернуть. Здесь это 6,5 тысячи, так как, по легенде, был заявлен вычет на обучение в размере 50 тысяч рублей.

9. Добавьте документы, обосновывающие право на вычет

Следите, чтобы бумаги были в формате JPG, JPEG, TIF, TIFF, PNG, PDF и весили не более 10 МБ каждая. Максимальный размер всех прикреплённых файлов не должен превышать 20 МБ.

Сейчас портал ФНС предлагает список документов, которые ведомство хотело бы получить. Раньше приходилось выяснять перечень самостоятельно.

Если ваши справки о доходах уже есть в базе налоговой (а это вы выяснили при заполнении информации о доходах), отдельно прикреплять их не нужно. Если данных ещё нет, в разделе «Дополнительные документы» прикрепите и эти документы — требования те же, что и для остальных.

10. Подготовьте декларацию к отправке

Проверьте декларацию и прикреплённые документы. Остаётся ввести пароль от электронной подписи и отправить пакет на проверку.

11. Следите за сообщениями от налоговой

Вас будут держать в курсе статуса вашей декларации.

Если с ней всё в порядке, то в течение месяца вам оформят налоговый вычет. Но у ведомства также есть право провести камеральную проверку, и тогда процесс займёт три месяца с момента приёма документов. Отсчёт ведётся не со дня отправки декларации, а именно с даты, когда её приняли.

Если что‑то пойдёт не так, вам пришлют сообщение или позвонят. В некоторых случаях будет достаточно отправить в налоговую недостающие документы. Если в декларации неточности, придётся подать её заново.

Как получить налоговый вычет в упрощённом порядке

Этот способ подходит только для оформления инвестиционного и имущественного вычетов, а с расходов 2024 года — и социального. По плану налоговой, банки и брокеры будут передавать в ФНС информацию о том, что клиенты покупали недвижимость и вкладывали деньги. Сведения о доходах работодатели пересылают в ведомство и так. На основании этих данных налоговая будет определять, кому положен возврат части средств, и извещать об этом.

Чтобы получить налоговый вычет упрощённо, делать ничего не нужно. Остаётся только ждать, когда в личном кабинете на сайте ФНС появится уведомление, что у вас есть соответствующее право. Вместе с этим сообщением придёт предзаполненное заявление. Его нужно будет подписать — вероятно, электронной подписью, с получением которой мы разобрались выше, — и отправить.

Найти уведомление можно прямо на главной странице личного кабинета.

Налоговая обещает рассмотреть заявление не более чем за месяц и перечислить деньги в течение 15 дней.

Правда, в этом плане есть важный нюанс. Чтобы налоговая могла прислать заявление, банки, брокеры и другие организации должны отчитаться службе о ваших расходах. Если они этого не сделают, придётся подавать декларацию.

Этот материал впервые был опубликован в октябре 2019 года. В феврале 2024‑го мы обновили текст.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Полина Пирогова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Natalya Igoshina
25.12.22 17:56
Добрый день !Ответ Ваш очевиден.Размер графических файлов формата JPG, JEPG (в отличие от BMP)при их сжатии существенно не уменьшается.При сканировании листов формата А4, даже при малом разрешении,размер файлов указанных форматов достигает 5Мб.Преодолеть указанное ограничение в 10 Мб, даже при небольшом кол-веприкрепляемых документов, практически нереально.Например, скан-копии многостраничных лицензий курортных организаций, договоров на лечение плюс копии справок.Без этих документов налоговая просто не будет рассматривать вашу декларацию. Из всего этого следует такой вывод:через описываемый Вами сервис подача документов практически невозможна и остается, как в прежние времена, идти самому пешкомв налоговую инспекцию
Наталья Копылова
26.12.22 08:24
А зачем вы в джипегах отправляете? Сканируйте сразу в PDF
Elena Kucherova
17.05.24 19:29
Подавала декларацию на возврат налога за покупку жилья и лечение два предыдущих года в налоговой. В этом решила попробовать серез личный кабинет налогоплатильщика. Возврат за проценты по ипотеке пока делать не планировала, но после выбора имущественного налога открывается таблица, где нужно указывать сумму уплаченных процентов. Как правильно подать декларацию на покупку жилья, пока не подавая информацию по процентам?
Наталья Копылова
19.05.24 18:50
Этот пункт можно просто проигнорировать, если ничего не изменилось
Читать все комментарии