Как понять, что аккумулятор разряжается
Аккумуляторная батарея (АКБ) питает все электрические приборы в автомобиле: от мультимедийной системы и кондиционера до фар и бортового компьютера. Когда батарея высаживается полностью, машина не заводится. А чтобы вернуть её к жизни, придётся искать прикуриватель, который даст ток.
Но обычно аккумулятор не разряжается внезапно. Есть признаки, которые указывают, что скоро батарея высадится до нуля:
- фары, лампочки в салоне и приборная панель светят неравномерно, как будто немного моргая;
- двигатель запускается не с пол-оборота, а натужно;
- загорается значок о неисправности аккумулятора на приборной панели.
Как часто нужно проверять аккумулятор автомобиля
Среднестатистический аккумулятор служит от 3 до 7 лет. Затем его необходимо менять на новый. На срок службы влияют условия эксплуатации.
Проверять уровень заряда нужно:
- раз в несколько месяцев для профилактики;
- ежемесячно в зимний период, потому что в морозы АКБ разряжается быстрее;
- при появлении первых признаков разряда.
Аккумулятор необходимо проверять регулярно, особенно перед длительными поездками. Также не забудьте о дополнительной проверке после 3−4 лет эксплуатации, так как именно в этот период АКБ начинают терять свою эффективность.
Если автомобиль ездит на короткие расстояния при большой нагрузке на электросеть, то аккумулятор разряжается быстрее и не успевает зарядиться. Для подпитки необходимы длинные поездки, желательно по трассе.
Поэтому если вы редко преодолеваете большие расстояния, то аккумулятор лучше сменить через несколько лет, при появлении первых признаков его разряда или неисправности.
Как проверить аккумулятор автомобиля визуально
На крышках некоторых АКБ есть индикатор. Он показывает заряд батареи и состояние электролита.
Если цвет индикатора зелёный, значит с аккумулятором и электролитом всё в порядке. Если белый или серый — батарея сильно разряжена, электролита мало. Чёрный цвет говорит о полном разряде и необходимости долива электролита или замены устройства.
На работу устройства влияют и другие факторы.
- Грязь и пыль на контактах. Оба контакта должны быть чистыми, загрязнения мешают работе АКБ — она быстрее разряжается.
- Трещины на корпусе. Батарея обязательно должна быть целостной, без повреждений, вздутий или других геометрических искажений.
- Ржавчина на клеммах. Она может появиться из-за утечки электролита из самого аккумулятора. Если это произошло, значит, его пора менять.
Нужно проводить регулярную очистку клемм аккумулятора, чтобы избежать коррозии. Она может привести к плохому контакту, что, в свою очередь, затруднит запуск двигателя. Можно использовать ткань и чистящее средство — это поможет избавиться от грязи, пыли и окислов.
Ещё один способ простой проверки — завести мотор автомобиля. Особенно если до этого он долго простаивал. Если заработал легко — с аккумулятором всё в порядке. Если с трудом, фары, приборная панель и свет в салоне моргают — батарею пора заряжать или менять.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Для этого способа потребуется мультиметр, или тестер, — устройство для проверки напряжения бортовой сети. Он продаётся в строительных магазинах, в отделе электрики.
Не пренебрегайте техникой безопасности: при работе с аккумулятором используйте защитные очки и перчатки, чтобы избежать контакта с кислотой и электричеством.
Проверка проводится при выключенном двигателе. Вот что необходимо сделать:
- Открыть капот, найти аккумулятор, снять с него защитный кожух, если он есть.
- Переключить устройство в режим вольтметра и выставить напряжение 20 В.
- Приложить щупы мультиметра к клеммам аккумулятора: красный — на «плюс», а чёрный — на «минус». Если прибор показывает 12,6 В или больше, значит, аккумулятор заряжен на 100%. Если от 12,3 до 12,5, то заряд батареи составляет 50–75%. Показания 11,7−12,1 В и ниже означают, что заряд аккумулятора — 0−25% или он неисправен.
Как проверить аккумулятор автомобиля нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка — это тот же мультиметр, но с дополнительным щупом, который имитирует нагрузку на аккумулятор. Например, завод двигателя.
Для проверки этим способом необходимо помещение с температурой воздуха выше 20 ℃. Если она будет ниже, показания могут быть неправильными. Тестировать батарею можно спустя 5 часов после остановки двигателя, так результаты будут точными.
Вот в какой последовательности нужно действовать:
- Измерить заряд аккумулятора мультиметром так, как описано в предыдущем пункте.
- После этого вместе с вольтметром подключить нагрузочное сопротивление. Положительный зажим нагрузочной вилки — к плюсовой клемме на аккумуляторе, а металлический штырь — к минусовой.
Как отмечает Алексей Кожухов, нагрузка должна составлять примерно половину от величины ёмкости в ампер-часах. Например, для аккумулятора 60 А∙ч — нагрузка 30 А. Информацию о ёмкости можно найти на крышке АКБ либо в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Если устройство выдаёт 10,2 В или больше, значит, аккумулятор полностью заряжен. Если от 9,0 до 9,6 В, то заряд составляет от 50 до 75%. Если показания находятся в пределах 7,8−8,4 В — АКБ разряжена или неисправна.
После отключения нагрузочной вилки напряжение должно вернуться к своему изначальному показателю (как при проверке мультиметром). Если этого не происходит в течение 15 секунд, то батарее не хватает заряда или её пора менять.
Если во время теста уровень напряжения постоянно падает, АКБ не выдерживает нагрузку, то стоит обратиться в автосервис для восстановления или замены.
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
Проверить получится только обслуживаемые аккумуляторы. То есть те, в которые можно доливать воду.
Для проверки понадобятся отвёртки, чтобы открутить болты или ослабить другие крепления, которые удерживают аккумулятор, фонарик, линейка и прозрачная трубка типа шариковой ручки.
Прежде всего отключите АКБ от питания для безопасности, поскольку при работе существует риск короткого замыкания. Сначала нужно отсоединить отрицательную клемму, затем положительную, после чего аккуратно извлечь аккумулятор из отсека.
Вот что нужно делать для проверки и долива электролита, если это необходимо:
- Вытащить АКБ из посадочного места. Обычно она крепится болтами, скобой или металлическими шпильками. Всё зависит от модели автомобиля.
- Открыть пробки заливных отверстий на аккумуляторе. Если на них крестообразная прорезь, это можно сделать отвёрткой или монетой. Если прорезей нет, то поддеть пробки можно плоской отвёрткой, а затем просто открутить.
- Уровень электролита можно проверить на глаз в каждом из отверстий. То есть заглянуть внутрь заливных пробок, подсвечивая фонариком. Второй вариант — взять прозрачную стеклянную или пластиковую трубку. Один конец погрузить в электролит до дна. Заткнуть другой конец пальцем. Достать трубку и замерить линейкой уровень электролита в ней. Количество жидкости должно быть одинаковым внутри каждого отверстия.
Если в каком-то из отверстий электролит не покрывает пластину, туда нужно добавить дистиллированной воды. Нормальным считается уровень выше пластины примерно на 1−2 см.
Если электролита будет больше, то он будет выплёскиваться из аккумулятора. А если меньше, то снизится ёмкость батареи.
Также Ирина Франк рекомендует обратить внимание на цвет и консистенцию электролита. Он должен быть прозрачным, не содержащим посторонних включений. Не используйте обычную воду, которая может привести к образованию солей. Они негативно повлияют на работу аккумулятора. Добавляйте жидкость медленно, следя за уровнем, чтобы не переполнить ячейку.
Проверять нужно не только количество, но и плотность электролита. Если жидкость будет слишком вязкой, то она начнёт разрушать батарею. Если слишком жидкой — в холода двигатель будет заводиться с трудом.
Для замера плотности электролита существуют специальные приборы — денсиметры или ареометры. Они представляют собой прозрачный корпус, внутри которого находятся несколько поплавков, а над ними — резиновая груша. Для замера необходимо опустить носик ареометра в банку АКБ и набрать жидкость в прибор. На каждом поплавке нанесено своё значение плотности (обычно с шагом 0,01 г/см³) — реальное значение определяется по самому «тяжёлому» из всплывших.
Как сообщает Валерий Арутин, плотность электролита зависит от заряда аккумулятора и климатических условий. Для замеров при комнатной температуре и на заряженном аккумуляторе нормой для средней полосы России считается плотность 1,25–1,27 г/см³. В южных регионах она может быть понижена на 0,01–0,02 г/см³, в северных — повышена на такую же величину.