Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей

1. Поступить в профильный класс
Проверьте, нет ли в школе класса с углублённым изучением естественных наук. В таких дети получают больше часов химии: могут подробнее осваивать темы, которые в обычной программе проходят лишь поверхностно или вообще не захватывают.
Кроме того, здесь обычно больше практических и лабораторных. Дети учатся пользоваться микроскопом, проводить титрование или работать с индикаторами. Такие занятия помогают не просто зубрить теорию, а чувствовать себя начинающим исследователем.
В классе естественно-научного профиля также будет много биологии и, вероятно, физики. Хорошее знание этих предметов тоже лишним не будет: после 11-го класса появится больше доступных специальностей, допустим можно будет поступить на фармацевтику, биохимию или биотехнологию.
2. Участвовать в олимпиадах и конкурсах

Это классный способ прокачаться в предмете. На олимпиадах и конкурсах часто встречаются задания, которых не бывает в школьных учебниках: интересные задачи на логику, необычные химические реакции, упражнения на сообразительность. Подготовка к ним помогает углубить знания и выйти за рамки программы. Кстати, на самих соревнованиях школьник сможет встретить единомышленников и найти друзей среди таких же увлечённых химией ребят.
Дополнительная мотивация участвовать — реальные бонусы. Например, призёры Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) и олимпиад I уровня из
(он обновляется ежегодно) могут поступить в вуз без экзаменов или сразу получить 100 баллов за ЕГЭ по химии. Победители региональных конкурсов нередко получают денежные премии. Допустим, школьникам из Москвы, которые проходят в заключительный этап ВсОШ, вручают 100 тысяч рублей, в случае победы — полмиллиона. А в Краснодарском крае призёры на премию 100 тысяч, победители — на 150 тысяч.Профессию химика в России можно получить в более чем 300 учебных заведениях. Сделать обучение по этой специальности интереснее и практичнее помогает национальный проект «Новые материалы и химия». Одна из его целей — привлечь в отрасль как можно больше талантливых студентов и раскрыть потенциал молодых учёных. Среди направлений нацпроекта — поддержка успешных практик. Так, в Нижнекамском химико-технологическом институте открыт центр развития инженерно-технической экспертизы «СИБУРИНТЕХ-НК». Особое внимание здесь уделяется практическому обучению: для студентов оборудованы 42 современные аудитории, создано пять уличных полигонов, а также 47 специализированных стендов и тренажёров.
3. Записаться в кружок или на факультатив
Кружки и факультативы дают свободу — можно попробовать то, на что в школе обычно нет времени. На таких занятиях ребята изучают редкие темы: органическую химию, строение молекул, новые материалы. Вместо сухой теории — эксперименты и живая практика. Например, школьники могут сами синтезировать кристаллы, провести эксперимент из области электрохимии или разобраться, как работают красители в тканях.
Если в течение учебного года найти время на постоянные занятия в кружке сложно, можно присмотреться к летним программам. Такие тоже бывают — в формате привычного детского лагеря, но с богатой научной программой.
4. Заняться научно-исследовательским проектом

Если ребёнок уже серьёзно увлёкся химией, можно обратиться к учителю и рассказать о желании погрузиться в неё глубже: вместе с педагогом выбрать тему для исследования и начать работать над ним в свободное время. Наставник поможет составить план действий и подобрать эксперименты, объяснит, как правильно фиксировать результаты.
После завершения проекта школьник может представить работу на научной конференции или конкурсе. Такой опыт учит не только химии, но и важным «взрослым» навыкам: умению выступать на публике, защищать свою точку зрения и систематизировать данные. Даже если ребёнок в итоге выберет другую карьеру, эти умения точно пригодятся позже.
5. Посетить экскурсии в вузы и лаборатории
Многие университеты и исследовательские центры открывают свои двери для школьников. Экскурсии помогают заглянуть в настоящую лабораторию и увидеть оборудование, которым пользуются студенты и учёные, например хроматографы, спектрометры, установки для синтеза новых материалов. А ещё тут получится пообщаться с молодыми специалистами и задать им вопросы: «Почему вы выбрали науку?», «Что самое сложное в работе?», «Какие открытия вам интересны сейчас?».
Такие поездки дают ясную картину: химия — это не просто пробирки и периодическая таблица, а целый мир возможностей. После школьнику будет проще понять, действительно ли он хочет связать жизнь с этой наукой, — выбор после 11-го класса станет более осознанным.
Химики занимаются не только исследованиями в лабораториях. Сейчас такие специалисты нужны в очень разных сферах, от пищевого производства до IT. А ещё у этой работы есть классный бонус: возможность видеть результаты своего труда. Химики разрабатывают вещества, которые позже превращаются в базу для множества продуктов — от лекарств до ракетного топлива. Исследования учёных поддерживает национальный проект «Новые материалы и химия». При его поддержке в России разрабатываются наукоёмкие технологии и развиваются производства современных материалов. Уже разработаны 23 химические цепочки, а в планах к 2030 году — создать более 700 новых продуктов.