Как смотреть артхаус и не засыпать в процессе: 6 советов для начинающих

Выспитесь и изучите нашу инструкцию.

В мире фестивального кино можно найти картины, которые увлекут не хуже новинок Marvel. Просто такие работы действуют чуть иначе, чем мейнстримные ленты. Артхаус позволяет взглянуть под новым углом на сам процесс знакомства с фильмом. Такое кино поможет зрителю отойти от пассивного созерцания и получить принципиально новые ощущения. А ещё с помощью артхауса можно понять идеи и приёмы, которые используются во многих блокбастерах.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С непривычки может быть сложно выдержать испытание фильмами, в которых, кажется, только и делают, что ходят из угла в угол и разговаривают. Чтобы найти по‑настоящему увлекательные произведения, воспользуйтесь этими советами.

1. Начните с любимых жанров и актёров

Чтобы найти ленты по душе, отталкивайтесь от того, что вам уже нравится. Любите хорроры? Тогда попробуйте посмотреть старые или даже немые фильмы ужасов. Вам будет непривычно, но точно не скучно. Если любите Мерил Стрип, то постепенно ознакомьтесь со всей её фильмографией. Смотреть работы состоявшихся актёров может быть полезно, так как за свою жизнь они обычно успевают сняться у многих фестивальных авторов. Даже герой боевиков Том Круз работал с такими признанными критиками и зрителями режиссёрами, как Пол Томас Андерсон, Фрэнсис Форд Коппола, Франко Дзеффирелли, Мартин Скорсезе и Стэнли Кубрик. Такие фильмы могут не понравиться — и это нормально. Но вам как минимум будет любопытно увидеть любимого актёра в непривычных ролях.

Во время просмотра фильмографии вас наверняка зацепит что‑то ещё: другой актёр, сценарий, музыка или картинка. Запомните эти ощущения и продолжайте поиск, зацепившись за новые объекты интереса. Вы сами не заметите, как освоите крупные пласты мирового кинематографа. Так, знакомство с ранними фильмами Джеймса Кэмерона, Джорджа Лукаса, Фрэнсиса Форда Копполы, Дэвида Линча и Вуди Аллена позволит сложить общее представление о течении «». Хотя, возможно, до этого вы и не знали, что авторы «Аватара» и «Звёздных войн» стояли у истоков важного феномена в истории американского кино.

2. Забудьте об авторитетах, критиках и премиях

Кадр из фильма Жана‑Люка Годара «На последнем дыхании» (1960)

Фильм может вам не понравиться, даже если его похвалили тысячи кинообозревателей. Это ничего не говорит о вашем уме или способности понимать искусство. Кинематограф — не музей с раз и навсегда установленными экспонатами, а живое пространство. Здесь регулярно открывают новые имена и переоценивают старые, а ещё существует множество комнат, до которых мало кто доходит. Вас может оставить равнодушным новый обладатель премии «Оскар», зато, возможно, вы получите истинное удовольствие от малоизвестной молодёжной комедии 1980‑х. И второе — намного важнее.

А ещё можно смело игнорировать перечни в духе «100 лучших фильмов всех времён и народов». Они уже на уровне названия давят авторитетом. Полезными будут списки, авторам которых вы доверяете, или подборки по жанрам и течениям. Например, по нуарам или картинам неореализма. Они помогут не потеряться в обилии названий, но при этом не будут навязывать заранее определённое мнение.

3. Посмотрите то, что обычно называли «не своим»

«После хоррора я неделю не смогу заснуть», «старое кино только для историков», «картины не должны длиться более двух часов», — все эти идеи закрывают множество дверей и ограничивают вас в постижении незнакомого. На каждое такое правило достаточно исключений.

Если бы режиссёры французской новой волны услышали, что их фильмы подходят только для критиков, они бы рассмеялись — ведь в основе этой эстетики доступность и увлекательность картин для зрителей. То же с мастерами вроде Альфреда Хичкока или Жана‑Пьера Мельвиля: их жанровые триллеры и детективы ориентированы на широкую аудиторию, а не на кучку интеллектуалов.

Фильмы ужасов могут совсем не пугать, но всё равно держать в напряжении до самого финала, как, например, «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира. Немое кино снимают и без интертитров, а советские картины 1930‑х — это не только восхваления партии и вождя, но и смешные и милые истории о попытках найти себе пару вроде «Частной жизни Петра Виноградова» Александра Мачерета.

4. Дайте шанс новым жанрам и незнакомым режиссёрам

С одной стороны, вы ничего не должны ни авторам фильмов, ни критикам, с другой — ленты, в общем‑то, тоже могут игнорировать ваши ожидания. Они бывают какими угодно: длинными, короткими, с настолько быстрым монтажом, что у вас закружится голова, или с таким медленным, что вы уснёте, не в силах выдержать сцену, где герой целый час просто смотрит в окно. Вместе с тем мейнстримное кино подсаживает зрителя на стандартные решения: трёхчастную структуру сюжета, высокий темп, преувеличенную актёрскую игру. Поэтому даже небольшой отход от предсказуемой схемы может доставить неудобство. В этот момент полезно задуматься, почему режиссёр выбрал именно такое решение.

К примеру, Андрей Тарковский долго показывал в «Солярисе» водоросли в реке не для того, чтобы взбесить зрителей. Так он пытался передать ощущение живого дома, от которого герои улетели в поисках иллюзорной новой планеты. А режиссёр Ван Бин в своих девятичасовых документальных фресках о жизни китайских рабочих помогает почувствовать беспросветную монотонность бессмысленного труда, заставляя зрителя устать вместе со своими героями. Отмахнуться от подобных приёмов вы всегда успеете, но искусство нужно не только для развлечения — ещё оно позволяет пережить новый опыт.

5. Узнайте больше о кинематографе в целом

Кадр из фильма Марио Бавы «Человек, который слишком много знал» (1963)

Для глубокого понимания искусства, например живописи эпохи Возрождения, пригодятся специальные знания. Люди и без них способны получить эстетическое удовольствие от картин Рафаэля, но иногда хочется послушать в музее профессионального экскурсовода и получить более полное впечатление от увиденного.

Если вы признаёте, что кинематограф — это искусство, то стоит принять, что для понимания некоторых его проявлений ваших знаний и опыта может быть недостаточно. И это повод поискать статьи, книги или подкасты от специалистов по тому или иному режиссёру, эпохе и художественному течению. Иногда даже простое понимание контекста создания картины дарит более осознанное впечатление. И неважно, что вы смотрите: комедию с Чарли Чаплином или новый фильм Квентина Тарантино.

6. Не ждите, что вам понравятся все артхаусные фильмы

Помните, что не существует произведений, которые обязаны влюблять в себя каждого. Нет ничего плохого в том, что вас с первого раза не увлекли «Голова‑ластик» Дэвида Линча или «Мертвец» Джима Джармуша. Не бойтесь бросать скучные фильмы на середине или смотреть многочасовые эпосы в несколько заходов. Если не знаете, кто такой Ингмар Бергман и как работает монтаж аттракционов Сергея Эйзенштейна, в этом тоже нет ничего страшного — вы ведь не на экзамене. Главное — не потерять собственный интерес, дать себе время и слушать интуицию.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Назад в будущее»
Над текстом работали: автор Алмаз Загрутдинов, редактор Лидия Суягина, корректор Наталья Псурцева
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Andrey Milyutin
20.02.23 19:16
Ох уж эти комментарии "в защиту языка", написанные с идиотскими ошибками, что может быть лучше?
Ivan
21.02.23 00:39
По факту есть что пояснить? Или так, в каждой бочке затычка? По делу если нечего ответить, молчи.
Andrey Milyutin
22.02.23 17:07
1) слова-паразиты* 2) В твоём собственном тексте 3 не то, что нерусских, но вообще неславянских слова: импорт, паразиты и факт. Мб, если тебя так сильно бесят иностранный слова, то надо сначала за своей речью следить?3) Язык - живой способ общения, который должен быть удобен всем носителям, а не подстраиваться под твои извращенские вкусы. Так что, если не нравятся "импортные" слова, то не доставай людей со своей шизофренией, а иди учи латынь, либо на крайний случай церковно-славянский, там вот точно новых заимствований не предвидится.
BVGf
22.02.23 17:34
Иван, ну что ты как не русский? Не импортные, а зарубежные или иностранные, не слово-паразит, а слово-приживальщик или лучше даже слово-заменитель. И не забывай про "ять"
Читать все комментарии