Даже те, кто не интересуется классическим кинематографом и немыми фильмами, наверняка знают неуклюжего бродягу в котелке со странной походкой. Великий актёр и режиссёр Чарли Чаплин превратил кинокомедию в настоящее искусство, а его забавные скетчи нередко соседствуют с драмой и трогающими до слёз сценами.

Приехав из родной Великобритании в США, Чаплин вскоре попал в мир кино, где и придумал знаменитый образ. Бродяга — яркий пример противоречий и сочетания несочетаемого. У него огромные штаны и ботинки, но слишком узкий сюртук и маленький котелок. Он вечно в грязи и неопрятен, но ведёт себя интеллигентно. Бродяга — шутник и ловелас, но при этом застенчив и трогателен.

Это отлично отражало и жизнь самого Чаплина, который начинал просто как второстепенный актёр короткометражных фильмов, а потом стал одним из величайших авторов в истории кино. Он сам писал сценарии, режиссировал и продюсировал свои картины и сам же играл в них главную роль.

1. Малыш

The Kid

  • США, 1921 год.
  • Комедия, драма, семейный.
  • Длительность: 68 минут.
  • IMDb: 8,3.

Бедная мать-одиночка подбрасывает малыша в дорогой автомобиль, надеясь, что новые родители смогут обеспечить ребёнку хорошую жизнь. Но машину угоняют, а самого младенца выкидывают на помойку. Там на него и натыкается бродяга, который, не найдя другого выхода, оставляет малыша себе.

Спустя пять лет они уже живут как настоящая семья, правда, зарабатывают не самыми честными способами. Но вскоре усыновителя пытаются разлучить с приёмным сыном.

Примерив образ бродяги в короткометражных историях, Чаплин захотел снять собственный полноценный фильм, в котором комические эпизоды соседствуют с трогательными моментами. Для этого он нашёл юного актёра Джеки Кугана, игравшего в варьете вместе с отцом. И неожиданно этот дуэт превратился в любимцев всей Америки. Картина шла в прокате с огромным успехом, что открыло Чаплину путь в большое кино.

2. Пилигрим

The Pilgrim

  • США, 1923 год.
  • Комедия.
  • Длительность: 47 минут.
  • IMDb: 7,4.

Главный герой сбегает из тюрьмы и переодевается в одежду пастора. Выбрав наугад поезд, он отправляется в техасский городок, где по совпадению как раз ждут нового священника. Он проводит первую службу, но постепенно понимает, что получил возможность действительно начать новую жизнь.

Это последняя короткометражная работа Чаплина — после он начал снимать фильмы на собственной студии. И общепризнанно «Пилигрим» вышел настоящим шедевром, показывающим путь героя от простого воришки до честного человека.

В том же 1923 году Чаплин решил снять нехарактерную для себя психологическую драму «Парижанка». Тогда большинство зрителей не оценили картину, поскольку ожидали от Чаплина только образ бродяги. Но с годами ленту признали феноменом, во многом обогнавшим кинематограф того времени.

3. Золотая лихорадка

The Gold Rush

  • США, 1925 год.
  • Комедия, приключения.
  • Длительность: 95 минут.
  • IMDb: 8,2.

Маленький бродяга отправляется на Аляску во времена золотой лихорадки. Случай приводит его в хижину преступника Чёрного Ларсена, куда попадает и Большой Джим, недавно нашедший золото. Потом герои расходятся своими дорогами, но судьба снова сводит их в небольшом городке.

Это первая комедия Чаплина, в которой был заранее прописан полный сценарий. И автор подошёл к работе со всей тщательностью. Для вступительной сцены, где золотоискатели отправляются в горы, наняли две с половиной тысячи бродяг. При этом съёмки проходили в настоящих горах при плохой погоде, но в качестве режиссёра Чаплин требовал переснимать десятки дублей, чтобы добиться идеального результата.

В сценах с бродягой неоднократно использовали комбинированные съёмки и наложение фона. Чаплин перемонтировал картину 27 раз, прежде чем создал финальную версию. А в 1942 году заново переделал фильм. Он изменил некоторые сцены и добавил музыку и закадровый текст. Именно эта версия сейчас наиболее известна по всему миру.

Но всё же больше всего зрителям полюбились несколько потрясающих комедийных сцен из фильма: танец пирожков, поедание ботинка и момент, где Бродяга противостоит буре, пытаясь выйти из хижины. Все они вошли в историю кинематографа.

4. Цирк

The Circus

  • США, 1928 год.
  • Комедия, мелодрама.
  • Длительность: 72 минуты.
  • IMDb: 8,1.

Бродяга, как обычно, попадает в передрягу — за ним гонится полиция. Он прячется в цирке, случайно выходит на арену и тут же становится любимцем публики. Вот только жизнь здесь совсем не похожа на праздник: им руководит жестокий человек, который мучает даже свою дочь. В неё, кстати, и влюбляется бродяга.

При подготовке к роли в этом фильме Чаплину действительно пришлось освоить мастерство эквилибристики, чтобы показать сцену, где он выходит на арену вместо канатоходца. И на этот раз его работу оценили не только зрители — «Цирк» номинировали на «Оскар» в четырёх главных категориях.

Но потом все эти номинации сняли и вручили Чарли Чаплину почётную внеконкурсную премию «За многогранность и гениальность в актёрском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме „Цирк“».

А ещё с этой картиной связана очень забавная легенда. После выпуска фильма на DVD в 2010 году кто-то заметилCharlie Chaplin’s time traveler в дополнительных материалах со съёмок женщину, якобы разговаривающую по мобильному телефону. И тут же посыпались предположения, что это путешественник во времени. На самом же деле она то ли держит слуховой аппарат, то ли просто прикрывает лицо.

5. Огни большого города

City Lights

  • США, 1931 год.
  • Комедия, драма, мелодрама.
  • Длительность: 87 минут.
  • IMDb: 8,5.

Бродяга сталкивается с красивой слепой девушкой, которая торгует цветами. Из-за пары совпадений она думает, что встретила красавца-богача, а герой не решается раскрыть ей правду. Узнав, что операция может вернуть девушке зрение, бродяга решает во что бы то ни стало добыть необходимую сумму.

Чаплин придумал эту историю после того, как услышал рассказ о потерявшем зрение клоуне, который пытался не показывать больной дочери свой недуг. Однако в процессе работы над сценарием идея сильно изменилась. Из-за Великой депрессии съёмки приходилось несколько раз откладывать, но всё же Чаплин закончил свою картину. К этому времени уже существовало звуковое кино, но Чарли всё ещё продолжал снимать немые фильмы. А ещё он сам начал писать музыку к своим картинам.

После выхода лента была очень популярна, хоть и не получила каких-либо премий. Зато спустя годы Американский институт киноискусства поставилAFI top 10 romantic comedies «Огни большого города» на первое место в списке лучших романтических комедий.

6. Новые времена

Modern Times

  • США, 1936 год.
  • Комедия, драма, семейный.
  • Длительность: 87 минут.
  • IMDb: 8,5.

Бродяга работает на заводе, но непомерный темп и нагрузки приводят его к нервному срыву. После лечения в психиатрической больнице его жизнь катится под откос. Бродяга попадает в тюрьму, а освободившись, не знает, чем заняться. Вскоре он встречает девушку — такую же бедную, как и он сам. И вдвоём им приходится справляться с невзгодами.

Чаплин снова заговорил на важные социальные темы, показывая жизнь низших классов во время Великой депрессии. Его герою проще быть в тюрьме, поскольку на свободе для него нет подходящего занятия в механизированном мире. По изначальной задумке финал картины выглядел мрачно: бродяга снова попадал в больницу, а девушка уходила в монахини. Но Чарли решил дать своим героям шанс, добавив в финал оптимизма.

Изначально он хотел снять звуковое кино, но так и не смог представить, что бродяга когда-нибудь заговорит на экране — его языком была пантомима. И всё же в конце картины можно услышать его голос: бродяга выходит на сцену ресторана и поёт. Правда, тут же забывает текст, вместо которого звучит бессмысленная тарабарщина якобы на иностранном языке. Так первые слова знаменитого персонажа стали прощанием с героем — впоследствии Чаплин всё дальше отходил от этого образа.

7. Великий диктатор

The Great Dictator

  • США, 1940 год.
  • Комедия, сатира, драма.
  • Длительность: 125 минут.
  • IMDb: 8,5.

Цирюльник-еврей из вымышленного государства Томании получает травму на войне и на долгое время оказывается в больнице, потеряв память. За это время к власти приходит диктатор Аденоид Хинкель, который ненавидит евреев, и при этом очень похож на главного героя. Хинкель хочет завоевать весь мир, а в это время цирюльник пытается вернуться к обычной жизни.

Ещё до начала Второй мировой войны Чарли Чаплин задумал фильм, высмеивающий Гитлера. На это его натолкнуло сходство образа бродяги с внешностью лидера фашистов. Чаплина также сильно беспокоили усилившиеся гонения на евреев в Европе. В результате он создал свой первый звуковой фильм, где образ бродяги уже почти ушёл в прошлое, а социальные и политические проблемы вышли на первый план.

В то время США ещё поддерживали нейтралитет с Германией, и поэтому были опасения, что картина вообще не попадёт в прокат. Однако на момент релиза фашисты уже захватили Францию. Именно поэтому Чаплин буквально в последний момент добавил финальную речь, которая и стала одной из самых узнаваемых сцен в кинематографе.

В 1941 году «Великого диктатора» номинировали на «Оскар» сразу в пяти категориях. В том числе «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший актёр».

8. Месье Верду

Monsieur Verdoux

  • США, 1947 год.
  • Комедия, драма, криминал.
  • Длительность: 124 минуты.
  • IMDb: 8,0.

В тридцатые годы в Париже промышляет обаятельный ловелас Анри Верду. Во время Великой депрессии он потерял работу и все сбережения. Теперь, чтобы содержать жену-инвалида и сына, он превратился в мошенника и убийцу, и завладевает состоянием одиноких дам.

Идею этого фильма Чарли Чаплину подал другой великий режиссёр — Орсон Уэллс. Он предложил рассказать историю знаменитого женоубийцы Анри Ландрю. Но Чаплин переосмыслил сюжет и представил нового героя, наделив его в финале картины необходимой моралью.

Здесь он уже полностью отказался от образа бродяги и снял более жёсткую историю, наполненную чёрным юмором. Несмотря на то что эксперимент был удачным, картина в прокате провалилась. Не из-за сюжета или съёмок. Просто ровно в это время вся страна обсуждала политические пристрастия Чаплина, его внебрачные связи и проблемы с налогами. Неудивительно, что на него ополчилась общественность и критики.

9. Огни рампы

Limelight

  • США, 1952 год.
  • Драма, музыкальный, мелодрама.
  • Длительность: 137 минут.
  • IMDb: 8,1.

Немолодой клоун Калверо спасает от самоубийства танцовщицу, решившую покончить с собой из-за болезни. Он ухаживает за девушкой, помогает ей поправиться и снова вернуться на сцену. Но у самого Калверо с выступлениями всё хуже.

После провалов Чарли Чаплин думал, что снимает свой последний фильм. Именно поэтому картина вышла во многом автобиографичной.

Действие начинается в 1914 году, когда сам Чаплин только начинал работу в Англии артистом мюзик-холла. Отношения героя с танцовщицей во многом схожи с романом Чарли и Уны О’Нил. Да и на сцене Калверо во многом напоминает знаменитого бродягу. Хотя образ главного героя, по словам Чаплина, появился после того, как он увидел постаревшего комика Фрэнка Тиннея: с годами тот потерял лёгкость общения со зрителями и его выступления с каждым разом выглядели всё хуже.

Чаплин пригласил на небольшие роли в картину практически всех своих детей и близких родственников. Также в ней снялись давняя напарница актёра Эдна Пёрвиэнс и легендарный комик Бастер Китон.

Но хоть фильм и снимали в США, вышел он только в Европе. В штатах картину не показали из-за предшествующих подозрений в сочувствии коммунистам и массового обсуждения личной жизни. А когда режиссёр отправился на премьеру в Лондон, ему запретили въезд в США. В Америке фильм вышел лишь спустя 20 лет.

10. Король в Нью-Йорке

A King in New York

  • Великобритания, 1957 год.
  • Комедия, драма.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,2.

Король страны Эстровии по имени Шэдав сбегает в Нью-Йорк после того, как его проект использования атомной энергии в мирных целях не устроил другие правящие круги страны. Он восхищается США, но вскоре знакомится с мальчиком Рупертом, родители которого — коммунисты, осуждённые на два года за оскорбление конгресса. И тогда иллюзии Шэдава о стране свободы рушатся.

После переезда из США Чарли Чаплин впервые снял фильм на своей родине в Великобритании. А в американский прокат он попал лишь в семидесятые. Режиссёр снова обратился к личным темам — рассказал о разрушении иллюзий о жизни в штатах. И он снова показал, что образ бродяги остался далеко в прошлом, а актёр Чаплин способен справиться с любыми ролями.

Это последний фильм, где он исполнил главную роль. Позже Чаплин ещё поставил картину «Графиня из Гонконга», но там режиссёр появился лишь в небольшом камео.