Пародии, переодевания и чёрный юмор: какими бывают комедии и как они смешат

Лайфхакер рассказывает о разных видах шуток на экранах и вспоминает самые яркие примеры.

Комедии кажутся самым простым жанром кинематографа. Зачастую они не несут в себе никакого глубокого смысла, а просто развлекают. Однако придумать хорошую шутку не так легко. Тем более что фильм не должен превращаться в стендап: нужен не только текстовый юмор, но и визуальные приёмы, которые будут веселить зрителя.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Поэтому за годы существования кино режиссёры придумали множество способов рассмешить публику: от банальных оплеух и падений до смешения жанров. Зачастую приёмы перемежаются между собой, но можно выделить некоторые из них, чтобы чуть лучше разобраться в природе экранного юмора.

Слэпстик, или буффонада

Именно с этого жанра началась комедия в кино. Если объяснять простыми словами, зрителю дают экранный аналог цирка. Главные герои играют преувеличенно смешно: падают или бьют друг друга. Собственно, и само слово «слэпстик» обозначает хлопушку, которая имитирует звук пощёчины.

Кадр из фильма «Бродяга»

Нетрудно догадаться, почему шутки в фильмах изначально выглядели именно так. Во-первых, первые картины были немыми, да ещё и короткометражными. То есть добавить в них достаточное количество слов не могли физически, всё ограничивалось короткими вставками текста на экране. А во-вторых, первые режиссёры и актёры пришли в кино из театра и цирка, где уже использовали подобные приёмы.

Самой первой комедией считают «Политого поливальщика» 1895 года братьев Люмьер. Сюжет максимально прост: садовник поливает растения, за его спиной мальчишка зажимает шланг. Герой пытается понять, куда пропала вода, и получает струю в лицо.

Чуть позже в кино пришли мастера буффонады: Бастер Китон, Гарольд Ллойд и, конечно, Чарли Чаплин в образе Бродяги. Чаще всего они сами режиссировали фильмы и играли главные роли, строя основные шутки на ярких образах и ужимках.

Слэпстик до сих пор активно используют в кино и сериалах: в современных комедиях актёры всё так же падают и бьют друг друга разными предметами. Хотя это кажется всё менее забавным.

Эксцентрические комедии

Жанр, появившийся с развитием звукового кино, развлекает сюжетом, а не только визуальными приёмами. То есть здесь речь идёт скорее о забавном сценарии.

Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью»

Как и в театральном фарсе, герои этих историй оказываются в самых безумных и неожиданных ситуациях. Например, попадают из высшего общества в бедный район. Такой ход можно увидеть в ленте «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Регулярно авторы разыгрывают сюжет «Принца и нищего», как в «Поменяться местами» 1983 года с Эдди Мёрфи и Дэном Эйкройдом.

Но лучше всего идеи эксцентрической комедии отражают сюжеты с переодеваниями. Достаточно вспомнить легендарную картину «В джазе только девушки», где мужчины-музыканты, спасаясь от гангстеров, отправились в поездку с женским оркестром. Финал этого фильма — одна из самых известных сцен в истории кино. Она смешит до сих пор.

Элементы жанра появляются и в современных картинах, но далеко не всегда их используют удачно. Так, с одной стороны, есть «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, явно отсылающий к классике кинематографа. С другой, «Бабушка лёгкого поведения» с Александром Реввой в женской одежде.

Ситуационная комедия, или ситком

В противовес предыдущим пунктам этот юмористический жанр гораздо ближе к реальной жизни. Именно поэтому он получил большее распространение в сериальном формате на телевидении. Ситкомы чаще всего рассказывают об обычных людях, которые решают свои будничные проблемы. А зрители эпизод за эпизодом (иногда больше десятка лет) наблюдают за развитием героев.

Ситкомы появились на телевидении ещё в 40-х, но первой настоящей легендой можно считать шоу «Я люблю Люси». Сериал построен вокруг эксцентричной домохозяйки, которая мечтает стать актрисой. Что интересно, главные роли в нём сыграли реальные супруги: Люсиль Болл и Деси Арнас. И именно на съёмках этого проекта впервые зазвучал живой смех зрителей.

Для ситкомов характерно обилие текстового юмора при довольно простой съёмке. Персонажи чаще всего находятся в одних и тех же локациях (обычно у себя дома), где встречаются с друзьями и родственниками. Хотя иногда действие смешивают с упомянутой буффонадой, как было как раз в случае с «Я люблю Люси».

Эпохой расцвета ситкомов считают 70-е и 80-е, когда выходили «Все в семье», «Весёлая компания», «Шоу Косби», а также стартовал «Сайнфелд».

Кадр из сериала «Сайнфелд» — одного из самых популярных ситкомов

Но при этом формат с завидной регулярностью возвращается на телевидение. «Друзья», выходившие на рубеже веков, считаются одним из величайших сериалов. А далее им на смену пришла «Теория большого взрыва».

Всё дело в том, что сюжеты и юмор ситкомов завязаны на понятных будничных ситуациях: проблемах на работе, отношениях, спорах с друзьями. И почти любой зритель может не только узнать себя в ком-то из героев, но и использовать шутки из сериала в реальной жизни.

Романтическая комедия, или ромком

Это смешанный жанр, в котором мелодраматическая история обычно соседствует с добрыми шутками. Сюжеты большинства романтических комедий схожи: двух героев тянет друг к другу, но они не могут быть вместе из-за внешних обстоятельств. Например, персонажи — представители разных слоёв общества, как в знаменитой «Красотке».

Кадр из фильма «Красотка»

Или же герои сначала недолюбливают друг друга, но постепенно зарождается чувство привязанности — подобный ход пришёл ещё из пьесы «Много шума из ничего» и других произведений Шекспира.

Иногда в действие добавляют элементы эксцентрической комедии: герой должен притвориться кем-то другим, чтобы завоевать любовь.

Но интересно, что ещё в 50-е режиссёры периодически показывали обратную сторону романтических историй. Так, в знаменитом фильме «Зуд седьмого года» с Мэрилин Монро главный герой мечтает о романе с красивой соседкой. Но большая часть событий разворачивается в его фантазиях. А заодно мужчина представляет, как жена и сын узнают о его неверности.

Абсурдная, или сюрреалистическая, комедия

На этот жанр стоит обратить внимание тем, кому ситкомы или романтические комедии кажутся слишком предсказуемыми.

Представьте, что на экране разыгрывают смешную сценку о приёме семейной пары у психолога: муж подозревает жену в измене, а та занимается сексом прямо с врачом. Так бы выглядела обычная комедия. Но если в какой-то момент в кадр входит рыцарь и бьёт героя по голове курицей, в ход идёт уже абсурдный юмор.

Кадр из сериала «Монти Пайтон: Летающий цирк»

Это, кстати, описание реального скетча из «Летающего цирка Монти Пайтона» — яркого представителя сюрреалистической комедии. Также авторы в своих номерах могли не показать главную шутку, или панчлайн, а прямо признаться, что забыли её написать. Или какой-нибудь герой перебегал из одной сценки в другую.

На этом и строится абсурдный юмор: зрителю показывают то, чего он не ожидает, и то, что совершенно не подходит сюжету.

Пародия

Здесь всё понятно из названия. Ещё Георг Гегель говорил: «История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса». Этой же мыслью, возможно, вдохновлялись Мэл Брукс, трио Цукер — Абрахамс — Цукер и авторы других известных кинопародий.

Кадр из фильма «Робин Гуд и мужчины в трико» — пародии на ленту «Робин Гуд: Принц воров»

Идея проста: режиссёр и сценарист берут какой-нибудь известный фильм и превращают действие в комедийное безумие. Так, спустя два года после выхода картины «Робин Гуд: Принц воров», появился «Робин Гуд и мужчины в трико».

А в отдельных случаях пародия становилась популярнее первоисточника. Сейчас уже мало кто вспомнит фильмы-катастрофы «Час Зеро!» 1957 года или «Аэропорт 1975». А вот «Аэроплан!», высмеивающий подобные сюжеты, до сих пор регулярно попадает в списки лучших комедий всех времён.

Авторы таких картин часто обращаются к абсурдному юмору и анахронизмам: тот же Робин Гуд осознаёт, что он актёр, и стреляет стрелами с самонаведением. Но часто в ход идут и текстовые шутки на грани оксюморона. Достаточно вспомнить легендарный диалог из «Аэроплана!»: всё начинается как безобидная шутка, в которой дети подражают взрослым, а заканчивается совершенно неожиданной фразой.

Чёрная комедия

Принципы этого жанра можно определить так: смеяться над всем, о чём не принято шутить. Смерть, войны, болезни, депрессия — режиссёры подобных фильмов всё превращают в повод повеселиться.

Зачастую именно сочетание мрачности и юмора и делает сюжет смешным. Например, если взять отдельные элементы из фильма «Смерть на похоронах» 2007 года, они покажутся совершенно стандартными. Один из персонажей под воздействием наркотиков забавно кривляется, другой угрожает раскрыть непристойные тайны. Вот только, как понятно из названия, всё действие происходит во время похорон и поминок. Что повышает градус безумия.

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

В других случая чёрный юмор становится способом донести до зрителя серьёзные темы, превращаясь в сатиру. Так, одна из величайших комедий всех времён «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» рассказывает о начале войны между СССР и США. Причём случается она по вине одного безумного генерала. Очевидно, что Стэнли Кубрик иронизировал над пугающей всех реальной опасностью.

Разрядка смехом и сочетание жанров

С началом XXI века эпоха постмодерна сильно повлияла на развитие комедий. Режиссёры стали чаще смешивать жанры, добавляя юмор в боевики, приключения и даже ужасы.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие „Чёрной жемчужины“»

И нередко за шутки в кино отвечает отдельный персонаж. Взять хотя бы капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Почти все самые забавные сцены связаны именно с этим героем.

Но если Джек Воробей напрямую влияет на сюжет, то в других случаях подобные персонажи и вовсе появляются только для того, чтобы развеселить зрителя (их иногда обозначают термином comic relief — «разрядка смехом»). Достаточно вспомнить Пинтела и Раджетти из тех же «Пиратов Карибского моря». Или же Нэда в новых фильмах «Человек-паук», Бенджи в франшизе «Миссия невыполнима» и многих других.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света»

А иногда и саму картину превращают в неожиданное смешение жанров, в котором серьёзный сюжет соседствует с шутливой задумкой. Яркий пример — «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Картина не выглядит пародией, однако трудно серьёзно относиться к сценам, где знаменитая историческая личность убивает топором кровопийц.

К сожалению, считается, что такой подход отчасти убил чисто комедийный жанр: зрителям достаточно юмора и в других фильмах.

А вас всё ещё смешат классические слэпстики или предпочитаете абсурдный юмор? Расскажите в комментариях о самых любимых комедиях и забавных сценах из них!

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
N K
12.06.22 13:28
Люблю сюр, абсурд и черный юмор: сериалы "Хэппи", "Агнцы Божьи", "Perpetual Grace", фильмы вроде "Пушки Акимбо". Еще очень круто, когда абсурдный юмор смешан с драмой - "Кролик ДжоДжо".