Как сделать так, чтобы кружки приносили ребёнку радость

Важно не только найти подходящий вариант, но и помочь адаптироваться к нагрузкам.

Мария Смолянова
Основательница онлайн-школы для детей Novator.

Мы стараемся дать детям максимум, из‑за чего иногда увлекаемся. Например, одновременно записываем их на английский, (потому что все учат и без него никак), на плавание или гимнастику (пусть растёт победителем) и на ментальную арифметику или программирование (модно, и весь двор ходит).

В этой погоне за ценными навыками мы порой забываем о желаниях самих детей и упускаем то, что им действительно нравится.

Как выбрать дополнительные занятия

Разберёмся, как найти варианты, которые подойдут именно вашему ребёнку.

Спросить у ребёнка, что ему нравится

Это может быть плавание, волейбол, рисование, робототехника, поделки из дерева и вообще всё, что придёт ему в голову. Обсудите, что сейчас привлекает больше всего и с чего бы он хотел начать. С учётом этого составьте список приоритетных направлений.

Если вариантов для хобби окажется непосильно много, честно предупредите, что не получится посещать все занятия. Постарайтесь объяснить ребёнку причину, а не просто сказать «нет».

Подумать о перспективах

Постарайтесь совместить здоровый рационализм взрослого и желания ребёнка. Оцените пользу от разных занятий: например, спортивные секции учат целеустремлённости и настойчивости. Эти навыки точно пригодятся и во взрослой жизни.

Но не стоит отдавать ребёнка на занятия спортом только потому, что хотите вырастить олимпийского чемпиона. Учитывайте, что интересно сыну или дочке.

Выбрать удобный для всех формат

Можно по старинке заниматься очно, а можно и онлайн. Последний вариант стал особенно популярен во время пандемии, он экономит силы и время и ребёнка, и родителей.

Под онлайн адаптируются самые разные кружки — от программирования до рисования и даже пения. Так что можно посетить огромное количество секций не выходя из дома.

Но и недостатки у подхода есть. Так, маленьких детей не получится оставить одних во время занятий. Да и не все активности возможны дома: например, погонять футбольный мяч точно не выйдет.

Определиться с местом

Если занятия всё-таки проходят офлайн, стоит серьёзно отнестись к выбору расположения секции. Ведь ни родители, ни ребёнок не смогут постоянно ездить с одного конца города на другой.

Можно выбрать кружок рядом с домом или же чётко продумать логистику: лучше сразу решить, кто будет сопровождать ребёнка. Если самим отвозить и забирать его не получается, рассмотрите вариант найма почасовой няни, можно даже со своей машиной. Однако это обойдётся значительно дороже.

Учесть график занятий

Важно подстраивать секции под расписание ребёнка. Так, дети тратят много умственных сил, пока учатся в школе или садике, а потом занимаются с репетитором. К концу дня бывает тяжело думать, поэтому на вечер (но не поздний) разумнее планировать посещение спортивных секций — для разгрузки и выплеска эмоций.

Хотя опять же всё индивидуально: один ребёнок лучше перезарядится во время рисования, а другому больше подойдёт гимнастика.

В выходные же стоит отдать предпочтение тем кружкам, которые нравятся ребёнку больше всего, — они будут дополнять отдых.

Посетить несколько тестовых занятий и сравнить

Для ребёнка пробные занятия — отличный способ понять, что ему предстоит делать в дальнейшем, подходит ли ему это, нравятся ли преподаватели или тренеры. Только не спешите покупать абонемент после первой восторженной реакции, а сначала сходите на другие секции из приоритетного списка. После ознакомления со всеми вариантами ребёнок выберет то, что его впечатлило больше всего.

Установить пробный период

Если ребёнку понравилось, определите минимальный период, после которого вы вместе решите, продолжать или нет. Для пробного отрезка вполне достаточно абонемента на один месяц.

Такой подход позволит лучше разобраться в ощущениях и не слишком потратиться. Ведь некоторые секции стоят дорого, а ребёнка может отпугнуть период адаптации, когда результата ещё не видно, а трудности уже возникают.

Как помочь ребёнку адаптироваться

Выбор занятий ещё не конец: дальше начинается адаптация. Она проходит примерно так же, как и первые месяцы в обычной школе: ребёнок привыкает к коллективу, сравнивает себя со всеми. Переживает, когда что‑то не получается. И ему очень нужна помощь родителей в этот период.

Поддерживать ребёнка

Из‑за неудач на первых порах он может бояться, что родители будут его осуждать, а сверстники не примут. Поэтому иногда ребёнок закрывается и упорно заявляет: «Я просто не буду на это ходить». В таких ситуациях важно показать, что, даже если что‑то не складывается, вы всё равно любите его.

Проговорите, что вы понимаете ребёнка и что случается всякое, обозначьте свою поддержку и заручитесь его доверием. И только потом ищите причину неудач.

Интересоваться увлечением

Комментируйте даже маленькие победы и предлагайте вместе разобраться с трудностями. Например, попробуйте вдвоём выучить английские слова или выполнить какое‑то упражнение. Так вы не только мотивируете сына или дочку, но и сможете провести вместе больше времени.

А если вместе смотреть спортивные трансляции с будущим пловцом, ходить на выставки с юной художницей или посещать концерты классической музыки с любителем фортепиано, можно показать ребёнку, чего он при желании способен достичь.

Продумать систему бонусов за упорство

Да, вручать подарки за каждый шаг — неразумно. Но ведь бонусы — это не только материальные вещи. И важно подчёркивать положительные изменения, чтобы ребёнок видел: его успехи замечают. При этом надо поощрять победу не над другими, а над самим собой. Какой результат был в прошлом — и какой сейчас.

Также можно придумать чек‑лист, небольшой список с разными целями. Когда ребёнок достигает одной из них, стоит вместе отмечать это: например, клеить красивые стикеры, разукрашивать ячейки яркими фломастерами или даже устраивать мини‑праздник. В таком случае задействуется геймификация: выполнение каких‑то задач воспринимается как прохождение квеста.

В общем, при выборе занятий стоит учитывать желания и потребности ребёнка. Ведь вы делаете это для него, а не для себя. А ещё важно поддерживать сына или дочку в их начинаниях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Билли Эллиот»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Yevgeny V
12.11.21 14:07
я тоже. и стаканы
Капустин Сергей
12.11.21 14:29
Добавлю: хорошо помогают адаптироваться да и мотивируют заниматься «внесекционные» активности, например тренировочные сборы на природе или в летнем лагере на море, турпоходы, походы в музей, кино, и т.п. Дети в такой обстановке охотнее общаются, помогают друг другу, проявляют положительные качества, которые в секции остались бы не замеченными.
Дима Ловинский
12.11.21 17:55
Чтобы кружки приносили радость,нужно их наполнить🙄
Eugene Lapin
09.12.21 21:56
Пивом!
Читать все комментарии