15 великолепных фильмов Эльдара Рязанова, которые должен увидеть каждый

От ранних комедий до мрачных драматических работ.

1. Карнавальная ночь

  • СССР, 1956 год.
  • Мюзикл, мелодрама, комедия.
  • Длительность: 78 минут.
  • «КиноПоиск»: 7,9.



👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Молодые работники Дома культуры готовятся встречать Новый год. Уже заготовлена весёлая и современная концертная программа. Но всё может испортить исполняющий обязанности директора Огурцов, который хочет превратить праздник в подобие собрания с выступающими лекторами. Энергичной Леночке и скромному электрику Грише предстоит обхитрить начальника и помочь всем весело отпраздновать Новый год.

Первый же полнометражный фильм Эльдара Рязанова прославил режиссёра. «Карнавальную ночь» посмотрело порядка 50 миллионов зрителей. Самые удачные сцены разобрали на цитаты, а начинающие Юрий Белов и Людмила Гурченко, сыгравшие главные роли, тут же стали звёздами.

Хотя во время производства у Рязанова было много трудностей. Сначала на роль Леночки утвердили Людмилу Касьянову, но та не справлялась и через три дня съёмок ушла из проекта. Затем, когда режиссёр отснял уже половину картины, возникла проблема с перерасходом средств. Готовый материал посмотрела комиссия, и большинство решило, что «Карнавальная ночь» обречена на провал. Спас ситуацию лишь великий режиссёр Михаил Ромм, сказавший, что публика полюбит этот фильм. К счастью, он оказался прав.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

2. Девушка без адреса

  • СССР, 1958 год.
  • Мелодрама, комедия.
  • Длительность: 90 минут.
  • «КиноПоиск»: 7,9.
Кадр из фильма «Девушка без адреса»

Строитель Паша Гусаров знакомится в поезде со своенравной Катей Ивановой. Герои моментально влюбляются, но, выйдя из вагона, теряют друг друга. Паша лишь знает, что адрес девушки начинается на «Николо…». Пока герой ищет свою возлюбленную, та успевает перепробовать множество профессий в поисках своего места в большом городе.

После успеха «Карнавальной ночи» Рязанов хотел взять на главные роли в новой картине ту же команду во главе с Людмилой Гурченко. Но худсовет не хотел выпускать клон предыдущей работы режиссёра. В то же время сценарист Леонид Ленч встретил в метро начинающую актрису Светлану Карпинскую, идеально подходящую под образ, который он описал. Её тут же утвердили.

Публика полюбила простую романтичную историю. А вот сам Эльдар Рязанов относился к «Девушке без адреса» прохладно, считая, что картина могла получиться ярче и интересней.

3. Гусарская баллада

  • СССР, 1962 год.
  • Мюзикл, комедия.
  • Длительность: 96 минут.
  • «КиноПоиск»: 7,9.
Кадр из фильма «Гусарская баллада»

В 1812 году гусарский поручик Ржевский приезжает в дом своей невесты Александры, которую он никогда не видел. Бравый военный представляет девушку типичной жеманной барышней. На самом же деле она отлично фехтует и держится в седле. Поначалу Шура просто разыгрывает Ржевского, переодевшись в мужской костюм корнета. Но когда приходит известие о войне с французами, она отправляется вместе с гусарами навстречу врагу.

В основу фильма легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», которую режиссёр лично переработал, убрав некоторые сцены и дописав отдельные стихи. На главную роль снова пригласили дебютантку — Ларису Голубкину. Хотя изначально Рязанов присматривался и к Алисе Фрейндлих, и к своей любимице Людмиле Гурченко. Но все они выглядели слишком женственно даже в мужской одежде.

Немало споров вызвал Игорь Ильинский в образе Кутузова. Руководство считало, что комедийный актёр скомпрометирует великого полководца. Рязанов попытался схитрить и снял Ильинского уже весной, когда снег начал таять, чтобы переделать сцену с другими артистами было уже невозможно.

Однако Министерство культуры всё равно настаивало на замене, из-за чего мог сорваться план выпустить «Гусарскую балладу» к 150-летию Бородинской битвы. Всё решила хвалебная статья в газете «Известия», где отдельно отметили образ Кутузова.

Смотреть в Google Play →

4. Берегись автомобиля

  • СССР, 1966 год.
  • Драма, комедия, криминал.
  • Длительность: 94 минуты.
  • «КиноПоиск»: 8,1.
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

На первый взгляд Юрий Деточкин кажется скромным и спокойным человеком: он работает страховым агентом и проводит досуг в театре самодеятельности. На самом же деле герой угоняет автомобили взяточников и воров, продаёт их, а все деньги передаёт в детские дома. Но с точки зрения закона Деточкин — преступник. Поэтому его пытается вычислить следователь Подберёзовиков, который играет вместе с угонщиком в театре.

Эта картина стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского — позже они создадут с десяток знаменитых фильмов. Авторы взяли за основу легенду о благородном угонщике, которая ходила по множеству городов. Причём одну из версий режиссёру его друг — знаменитый Юрий Никулин. Но в правоохранительных органах говорили, что всё это лишь вымысел. Поэтому за основу персонажа Рязанов и Брагинский взяли классические образы странных героев, вроде князя Мышкина или Дон Кихота.

Разумеется, Министерство культуры поначалу не дало разрешения снимать настолько спорный фильм: в картине главным положительным персонажем оказывался вор, вершащий самосуд. «Берегись автомобиля» отложили, Рязанов взялся снимать «Дайте жалобную книгу».

Но режиссёр и сценарист не бросили изначальную идею. Сценарий переделали в повесть и опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Тут же посыпались положительные рецензии и хвалебные отзывы читателей. Тогда руководство смягчилось, и картину всё же сняли.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

5. Старики-разбойники

  • СССР, 1971 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 92 минуты.
  • «КиноПоиск»: 7,8.
Кадр из фильма «Старики-разбойники»

Пожилого следователя Николая Сергеевича Мячикова вынуждают уйти в отставку, поскольку сверху прислали нового кандидата на его должность. Но лучший друг Валентин Петрович Воробьёв предлагает герою авантюру. Он совершит «преступление века», а Мячиков его раскроет и покажет начальству, что незаменим в работе. Но всё идёт не по плану.

Идея фильма появилась у Эльдара Рязанова после того, как он в больнице познакомился с пенсионером, которого почти силой заставили уйти из прокуратуры. Впечатлённый режиссёр пересказал историю Брагинскому, и они вместе придумали трагикомичный сценарий.

В образе Мячикова Рязанов видел именно Юрия Никулина. Они дружили ещё с начала 1960-х, и режиссёр неоднократно приглашал знаменитого актёра в свои картины. Никулин мог сыграть главную роль в «Человеке ниоткуда», но лишь мелькнул в образе милиционера, затем его звали в «Берегись автомобиля». И даже в «Дайте жалобную книгу» он появился всего на пару минут. «Старики-разбойники» стали единственной полноценной общей работой двух легенд.

6. Невероятные приключения итальянцев в России

  • СССР, Италия, 1973 год.
  • Приключения, комедия.
  • Длительность: 104 минуты.
  • «КиноПоиск»: 8,0.

В Риме умирает престарелая русская эмигрантка, но напоследок она успевает сообщить своей внучке Ольге, что её состояние спрятано в Ленинграде «подо львом». Наследница хочет найти сокровища, но вслед за ней отправляются местные санитары, один из пациентов больницы, врач и мафиози, подслушавшие разговор. Компания прибывает в Ленинград, где их встречает некий Андрей, который представляется гидом.

Рязанов и Брагинский придумали этот сценарий ещё в 1970 году. В то же время «Мосфильм» совместно с компанией Дино Де Лаурентиса выпускали «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. После реализации исторической картины итальянцы задолжали советской студии и поэтому обратились с предложением снять ещё один общий проект. Так «Невероятные приключения итальянцев в России» запустили в производство. Только Де Лаурентис попросил добавить в картину больше динамики и приключений. Особенно ему понравилась сцена с живым львом, который гоняется за героями.

Работа над приключенческой комедией была связана с чередой испытаний. Сцену с посадкой самолёта снимали на аэродроме, но всё равно пилоты, сидящие в машинах на фальшивом шоссе, подвергались большой опасности. Многие трюки актёры выполняли сами: Андрей Миронов лично висел на разведённом мосту и сам спускался на ковре с высоты шестого этажа. Хотя сложные погони всё же поставили с профессиональными каскадёрами. Увы, не обошлось без трагедии. Лев Кинг, участвовавший в съёмках, напал на прохожих, и его застрелил милиционер.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

7. Ирония судьбы, или С лёгким паром

  • СССР, 1975 год.
  • Мелодрама, комедия.
  • Длительность: 184 минуты.
  • «КиноПоиск»: 8,1.

Москвич Женя по традиции собирается со своими друзьями под Новый год в бане. Он выпивает лишнего и из-за ошибки товарищей летит в Ленинград, где приходит по своему адресу в очень похожую квартиру. Но вскоре там появляется хозяйка Надя, которая совсем не рада незваному гостю. Ведь скоро должен прийти её жених.

Пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» Рязанов и Брагинский написали в 1969 году, после чего её неоднократно ставили в театре. Именно поэтому фильм можно считать почти камерным: большая часть действия разворачивается в одинаковых помещениях.

Авторы вложили в сюжет немало социальной сатиры, намекая на однообразный быт советских людей. Так, квартиры в разных городах и обстановка в них неотличимы. Однако со временем зрители стали воспринимать «Иронию судьбы» исключительно как простую новогоднюю комедию.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

8. Служебный роман

  • СССР, 1977 год.
  • Драма, мелодрама, комедия.
  • Длительность: 159 минут.
  • «КиноПоиск»: 8,2.
Кадр из фильма «Служебный роман»

Застенчивый служащий управления статистики Анатолий Ефремович Новосельцев мечтает получить повышение, но не знает, как подступиться к строгому директору Калугиной. Старый друг Юрий Самохвалов советует ему приударить за начальницей. Но Новосельцев совершенно не умеет заигрывать с женщинами.

Как и «Ирония судьбы», новый фильм зародился из пьесы Рязанова и Брагинского, которая называлась «Сослуживцы». Её ставили в театрах, а в 1973 году перенесли на экраны в виде телеспектакля. Недовольные результатом авторы решили снять свою версию и назвали её «Служебный роман».

Часть актёров пришла с проб на предыдущую работу. Светлана Немоляева раньше прослушивалась на роль Нади в «Иронии судьбы», а Олег Басилашвили должен был сыграть Ипполита, но отказался по личным причинам. Лия Ахеджакова же появилась в обоих фильмах.

Но сложнее всего оказалось изменить имидж Андрея Мягкова. В «Иронии судьбы» он представал романтическим героем. В «Служебном романе» же актёру пришлось отрастить усы и нацепить максимально неуклюжие очки, чтобы походить на невзрачного служащего.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

9. Гараж

  • СССР, 1979 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 96 минут.
  • «КиноПоиск»: 8,0.

Правление гаражного кооператива устраивает общее собрание и объявляет неприятную новость: из-за строительства магистрали несколько человек придётся исключить из списков. Оказывается, что тех, кто не получит гараж, уже выбрали заранее. Но неожиданно участники решают опротестовать это решение.

Эльдар Рязанов сам однажды присутствовал на собрании ГСК «Мосфильма», где решали очень похожий вопрос. Режиссёр удивился, увидев знакомых людей с самой неприятной стороны, и решил превратить трагическую историю в фильм. Причём сам Рязанов присутствует в сюжете в двух образах. Иносказательно он отразил себя в профессоре Смирновском, который идёт на поводу у общего мнения. А в финале режиссёр лично сыграл небольшую, но очень важную роль.

Рязанов собрал в фильме множество популярных актёров, которых отпустили из театров лишь на месяц. Поэтому на съёмки «Гаража» ушло всего 24 дня. Облегчал работу тот факт, что почти всё действие фильма происходит в одном помещении. Причём изначально ветеринара Сидорина должен был сыграть Александр Ширвиндт. Но тот опоздал на репетицию, и по совету Лии Ахеджаковой режиссёр пригласил Валентина Гафта, снимавшегося в соседнем павильоне.

Изначально все опасались, что настолько жёсткую сатиру и вовсе не пропустят в кинотеатры. Но во время очередного пленума ЦК КПСС генсек Леонид Брежнев призвал раскрывать недостатки общества. И в этом плане «Гараж» оказался очень актуален.

Смотреть в Google Play →

10. О бедном гусаре замолвите слово

  • СССР, 1980 год.
  • Мюзикл, драма, комедия.
  • Длительность: 167 минут.
  • «КиноПоиск»: 8,0.
Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Через 20 лет после войны 1812 года в небольшой городок прибывает гусарский полк. И тут же из Санкт-Петербурга приезжает граф Мерзляев, который должен проверить военных на благонадёжность. Тем временем корнет Плетнёв влюбляется в местную девушку Настю, но из-за его выходок отец героини попадает в тюрьму. Все линии постепенно сходятся в смешную историю с печальной развязкой.

Как ни странно, историческую трагикомедию чуть не запретили из соображений цензуры. Всё дело в том, что как раз в 1979 году, когда Рязанов снимал картину, советские войска вошли в Афганистан. А по задумке режиссёра отрицательный персонаж Мерзляев, которого сыграл Олег Басилашвили, был жандармским чиновником — то есть представителем силового ведомства.

Авторов заставили переписать сценарий, заодно убрав и упоминания, что гусары посещают публичный дом. Требовали также сделать финал более позитивным. Но Рязанов настаивал на смерти одного из персонажей, поскольку без трагической развязки терялась вся задумка. В результате режиссёр считал «О бедном гусаре» одной из самых сложных своих работ.

11. Вокзал для двоих

  • СССР, 1982 год.
  • Мелодрама, драма.
  • Длительность: 141 минута.
  • «КиноПоиск»: 7,9.

Заключённый Платон Рябинин, отбывающий срок в исправительно‑трудовой колонии в Сибири, вспоминает необычный момент из своего прошлого. Однажды новый знакомый случайно увёз его паспорт, и он на несколько дней застрял на вокзале. Там Рябинин встретил буфетчицу Веру, причём сначала их общение не задалось: новые знакомые поругались. Но потом агрессия переросла во влюблённость.

До сих пор идут споры, откуда Рязанов взял основу сюжета фильма. Ходит легенда, что якобы композитор Микаэл Таривердиев, как и герой «Вокзала для двоих», взял на себя вину за ДТП со смертельным исходом. Хотя на самом деле за рулём находилась его возлюбленная — актриса Людмила Максакова. А сцена, в которой Рябинин чуть не опоздал из увольнения, списана с поэта Ярослава Смелякова, сосланного по доносу в Сибирь.

Кстати, Эльдар Рязанов ещё и написал стихи к заглавной песне фильма «Не бойтесь жизнь переменить». Но поскольку режиссёр стеснялся признаться в этом композитору картины Андрею Петрову, то сказал, что взял произведение поэта Давида Самойлова. А ранее Рязанов точно так же выдал текст песни из «Служебного романа» за творчество Уильяма Блейка. Так он пытался добиться объективной оценки композитором своих стихов.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

12. Жестокий романс

  • СССР, 1984 год.
  • Мелодрама, драма.
  • Длительность: 137 минут.
  • «КиноПоиск»: 8,0.

Экранизация пьесы Александра Островского «Бесприданница» рассказывает о бедной Ларисе, которой пришёл срок выходить замуж. Поскольку мать не может дать девушке приданого, она соглашается на предложение не самого видного кавалера Юлия Карандышева. Но прямо перед свадьбой в город приезжает бывший возлюбленный Ларисы — красивый и богатый Сергей Паратов.

С каждым новым фильмом в творчестве Эльдара Рязанова становилось всё яснее, что он пытается уйти от романтических комедий и создавать драматические ленты. И чтобы окончательно утвердиться как серьёзный автор, режиссёр перенёс на экран известное классическое произведение.

Однако критики оказались настроены негативно: Рязанова обвиняли в опошлении классического сюжета. Начинающая Лариса Гузеева в главной роли показалась экспертам слишком неубедительной на фоне известных актёров. А Паратов, которого сыграл Никита Михалков, выглядел не подлецом, а попросту слишком романтичным человеком.

Однако зрители полюбили эту картину. «Жестокий романс» называли лучшим фильмом года, а романсы из картины моментально ушли в народ. В том числе и «Любовь — волшебная страна», стихи к которому снова написал сам Рязанов.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

13. Забытая мелодия для флейты

  • Драма, мелодрама, комедия.
  • СССР, 1987 год.
  • Длительность: 134 минуты.
  • «КиноПоиск»: 7,7.
Кадр из фильма «Забытая мелодия для флейты»

Когда-то Леонид Филимонов был творческим человеком. Но потом он женился на дочери влиятельного человека и стал большим начальником, который всеми силами борется со свободомыслием. Однако втайне Филимонов представляет, что однажды встанет и скажет людям всю правду. И вот у него прихватывает сердце, его спасает молодая медсестра Лида. У героев тут же начинается роман.

Сценарий «Забытой мелодии для флейты» Рязанов и Брагинский написали в 1976 году. Но тогда им ожидаемо отказали в постановке: фильм рассказывал о недостатках чиновников, да ещё и захватывал такие темы, как супружеские измены и проблемы советского быта. До съёмок дошло лишь 10 лет спустя, когда в СССР началась перестройка и режиссёрам позволили показывать на экранах неоднозначные темы.

К сожалению, на съёмках этой картины у Эльдара Рязанова случился микроинсульт. Однако режиссёр всё же закончил фильм, совмещая работу с лечением.

14. Дорогая Елена Сергеевна

  • СССР, 1988 год.
  • Триллер, драма.
  • Длительность: 94 минуты.
  • «КиноПоиск»: 7,8.

Ученики 10 «Б» класса приходят домой к своей учительнице Елене Сергеевне, чтобы поздравить её с днём рождения. Но на самом деле у них совсем другие цели, связанные с результатами экзаменов. Чтобы убедить наставницу им помочь, молодые герои готовы на самые жестокие меры.

Эльдар Рязанов познакомился с одноимённой пьесой Людмилы Разумовской ещё в начале 1980-х. Но на тот момент перенести на экран настолько жёсткое и даже провокационное произведение было невозможно. Во времена перестройки режиссёр вернулся к запомнившейся пьесе. И этот фильм в очередной раз раскрывает критическое отношение Рязанова к советским порядкам, показывая разницу между лозунгами, которыми разговаривает Елена Сергеевна, и поведением реальных людей.

Эта картина оказалась менее известной, чем другие работы автора. Но, возможно, именно она наиболее ярко показывает, что Рязанов может снимать не только комедии и драмы, но и очень мрачные сюжеты на грани триллера.

15. Небеса обетованные

  • Драма, комедия.
  • СССР, 1991 год.
  • Длительность: 125 минут.
  • «КиноПоиск»: 7,6.

На городской свалке живут самые разнообразные нищие: от бывшего партийного работника по прозвищу Президент до машиниста, который забрал с собой паровоз. Однажды к бездомным прибивается потерявшая память женщина, которую они называют Катей Ивановой. Герои кое-как выживают в условиях бедности, но их свалку планируют захватить местные власти.

Рязанов снимал картину в условиях, очень приближённых к реальным. На задворках сортировочной станции Киевской неподалёку от «Мосфильма» соорудили свалку, куда своим ходом пригнали старый паровоз и свезли огромное количество хлама. Съёмки по большей части шли по вечерам, при этом была уже холодная осень и постоянно шли дожди. В итоге актёры действительно прониклись ощущениями своих уставших и замученных героев.

Большинство ролей сыграли известные артисты, уже работавшие с режиссёром. Причём на роль Президента Рязанов сначала пригласил Георгия Буркова, но тот попал в больницу, его заменил Валентин Гафт. А Лия Ахеджакова долго сомневалась, стоит ли ей играть художницу Фиму — актрисе не нравился персонаж. Но потом она осталась очень довольна результатом.

А какие фильмы Эльдара Рязанова любите вы? Больше нравятся романтические комедии или трагические драмы? А может, ваш любимый фильм этого режиссёра не попал в наш список? Тогда расскажите о нём в комментариях!

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "Служебный роман"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Лазейка
21.12.23 12:01
Поделитесь списком классных, пожалуйста)
Евгений Медведев
21.12.23 12:18
Лучшие фильмы это "Берегись автомобиля" и "итальянцы". После уже ничего хорошего не было. Скатился, а после "Елены Сергеевны" закончился.
Alex Ponomar
24.12.23 23:34
Невероятные приключения итальянцев в России — 1973 Ирония судьбы, или С легким паром! — 1975 Служебный роман — 1977 Гараж — 1979 О бедном гусаре замолвите слово — 1980 Вокзал для двоих — 1982 Жестокий романс — 1984 Ну прям совсем ничего хорошего после. Совсем.
Евгений Медведев
24.12.23 23:59
Ну и что из перечисленного можно сейчас посмотреть? Сидящую в печенках алкогольно-высокопарную "Иронию..", или неимоверно скучный "Гараж", фильм-однодневку, снятый на "злобу дня", да и то на такую злобу, которая широко известна в узких кругах? "Жестокий романс" можно посмотреть местами, но только из-за романсов Пономаревой. "О бедном гусаре..", может быть, неплохой фильм, видел отрывками, но не мое. "Служебный роман" - комментировать даже не хочу, просто скажу, что мнение об этом фильме сугубо негативное. Трудно даже поверить, что всю эту тягомотину снимал тот же человек, который раньше делал такие динамичные, веселые, острые фильмы. Вот "Берегись автомобиля" и "Итальянцев" пересмотрю еще, и не раз. И еще отличный старый фильм есть "Девушка без адреса", один из первых его фильмов.
Читать все комментарии